По Москве-реке
По всей реке имеется береговая и плавучая обстановка, в основном это перевальные знаки и редкие бакены. Перекатов нет, глубины достаточные. Берега не представляют никакого интереса — пустынные, равнинные, иногда поросшие кустарником и ивами. Поворот следует за поворотом; такое петляние требует постоянного внимания, так как может оказаться очень опасным при встрече с караваном. Из-за узости фарватера баржи каравана на поворотах идут впритирку к берегу. В таких случаях следует расходиться, уходя на мелководье, иначе авария неизбежна. А барж попадается множество, в Москву везут на них песок и гравий. Зачастую караваны идут один за другим, оспаривая право первым войти в шлюз. Кстати, при желании можно катер отправить на них до любого места верхней Оки, так как большинство барж идет вниз порожняком (тариф вполне доступный).
Прохождение шести шлюзов особой сложности не представляет. Удобнее всего шлюзоваться вместе со служебными катерами или так называемыми катерами-«молочниками», доставляющими в Москву молоко из районов.
Особенно осторожными и внимательными надо быть при выходе из шлюза пассажирских двухпалубных пароходов. Они разводят большую волну, способную выбросить катер на берег, и вообще на узкой реке могут причинить много неприятностей. Место для стоянки в ожидании разрешения на вход надо выбрать так, чтобы был хорошо виден входной светофор. Учтите, что гложет подойти караван, который тоже будет ожидать разрешения; катер должен будет немедленно отойти к противоположному берегу, чтобы не оказаться зажатым между берегом и баржой.
При ходе вниз по течению, как только будет дан зеленый свет, надо войти в шлюз и зачалиться за крюки стенки любого берега поближе к нижним (выходным) воротам с тем, чтобы не мешать входу каравана. Не рекомендуется закладывать за крюк огон (петлю), так как при постоянно понижающемся уровне воды снять огон иногда бывает трудно. Лучше набросить на крюк 2—3-метровый канат и держать оба конца в руках; при необходимости его легко снять с крюка.
После окончания швартовки каравана начинается спуск воды. Для предохранения бортов опускающегося катера от повреждений необходимо иметь наготове кранцы и отпорный крюк; в помощь рулевому выделите специального вахтенного. Учтите, что в камере шлюза появляется течение, влекущее катер к воротам. Не надейтесь удержать катер на месте руками.
Когда уровень воды в шлюзе сравняется с уровнем реки, ворота начинают опускаться. Даже когда они скроются под водой, выход начинать нельзя до зеленого света светофора или распоряжения диспетчера. К этому моменту двигатель катера должен быть в полной готовности к запуску. Если после выхода из шлюза необходимо остановиться для посадки пассажира и т. п., следует уйти с судового хода и встать в русле водосброса, не подходя близко к плотине.
Все сказанное относится к шлюзам новой постройки. Теперь поговорим о старых — фаустово и Северка. Заходя в них, надо сразу пройти в так называемую запасную камеру (справа за воротами), так как из-за малых размеров основных камер после захода в них каравана барж свободного места не остается. Сюда может поместиться не более двух катеров. Никаких приспособлений для швартовки нет, поэтому приходится цепляться за стенки отпорным крюком, стараясь удержать катер на месте.
После захода каравана и окончания его швартовки следует выйти из запасной камеры и пришвартоваться к борту ближайшей баржи. Стенки основной камеры наклонные, если встать рядом с ними, можно «обсохнуть» — оказаться на камнях, сняться с которых трудно.
Во время выхода каравана следует отцепляться с таким расчетом, чтобы оказаться у него в хвосте и на некотором расстоянии, а затем выходить своим ходом.
При движении вверх по течению шлюзование значительно проще. Входить надо за караваном и становиться у него в хвосте, цепляясь за кормовые тумбы (кнехты) последней баржи или по указанию шкипера. На первый взгляд кажется, что достаточно придерживаться рукой, но это впечатление обманчиво. Надо обязательно швартоваться при помощи каната, заложенного за рым катера так, чтобы в любой момент можно было без затруднений отцепиться от баржи.
Встречавшиеся раньше на пути канатные переправы в большинстве заменены понтонами, но если такая все же встретится, остановку при ходе вниз следует делать возможно дальше от нее; надо дождаться подходящего момента, когда канат опущен.
В конце пути (за фаустово — один и за Северка — три) есть разводные понтонные мосты. Пройти под ними нельзя, поэтому приходится или дожидаться попутных судов, или договариваться, чтобы открыли небольшой просвет без полной разводки понтона.
Можно зачалиться к последней барже каравана и следовать с ним до выхода на Оку. Это дает экономию горючего, а иногда и времени, поскольку нет перерывов в движении.
Мест для спокойной и безопасной стоянки в ночное время почти нет. Так как на судовом ходе останавливаться нельзя, приходится заходить в устья впадающих в р. Москву речушек, в русла старых шлюзов или в каналы водосбросов — подальше от плотин.
На берегах расположены два совсем молодых города — Лыткарино и Жуковский, и три города, имеющих богатую историю, — Бронницы, Воскресенск и Коломна. Тем не менее, заправиться горючим нелегко. При ходе вниз следует остановиться, не доходя до понтона перед пристанью Коломна, у устья р. Коломенки; здесь на правом берегу стоит поворотный знак и видны строения. Выйдя на берег, следует идти к бензоколонке на ул. Революции д. № 160. Можно дойти и от пристани, но это значительно дальше. Запастись следует с таким расчетом, чтобы хватило до пристани Озеры на Оке, т. е. не меньше, чем на 45 км. Можно заправиться и у г. Бронницы — около моста или немного выше города.
По Оке
На всем протяжении маршрута имеется береговая и плавучая обстановка. Естественных препятствий, кроме изредка встречающихся перекатов, нет.
Не подходите близко, даже если позволяет глубина, к высоким берегам в тех местах, где на них видны крупные валуны: такие же валуны бывают скрыты под водой.
Река Ока между Коломной и Калугой является важной для Подмосковья водной магистралью и географической границей между лесной зоной и лесостепью. На этом участке ее ширина около 100—200 м; глубина достаточна для пассажирских катеров (пристани в 2—10 км одна от другой). Течение довольно быстрое. Дно песчаное; в русле есть мели; по берегам отмели (пляжи). Часть берегов сложена из известняка, который во многих местах добывают для строительных целей. Берега — в основном высокие, холмистые, покрыты преимущественно лиственными лесами (много и хвойных перелесков; попадаются дубравы), местами — обрывистые, изрезанные оврагами. Левая береговая полоса — пойменно-луговая, прерываемая отдельными всхолмленными участками или протяженными песчаными отложениями.
На участке Коломна — Кашира попадаются малые и большие островки. Один из больших островов напротив с. Белые Колодези покрыт лесом. Особенно живописны берега у пр. Городня и в устье р. Осетр, у пристаней Озеры, Соколова-пустынь, Пущино и особенно между г. Тарусы и пр. Егнышевка. Основные населенные пункты — города Озеры, Серпухов, Таруса, Алексин, Дугна, Калуга.
Около пр. Городня в Оку впадает р. Осетр с высокими лесистыми берегами. Проход по ней сопряжен с трудностями: через 2—3 км от устья начинают попадаться подводные валуны, двигаться можно только на веслах. Через 5—6 км понтонный мост, проход под которым возможен только для низкобортных судов типа «Казанки».
Далее за р. Осетр на красивых высоких лесистых берегах расположены пионерлагеря, дома отдыха, дачи.
Около г. Озеры понтонный мост. Если не предвидится его разводки, можно пройти под неразводной частью у левого берега (проверьте, позволяет ли осадка). К городу подходит ж. д. ветка.
На полпути между пр. Озеры и Новокаширск расположено Торбушево — одно из любимых мест рыболовов. Здесь построены санатории и дома отдыха, на противоположном берегу хороший пляж.
Перед старинным городом-крепостью Каширой — мост. В километре от берега станция Белопесоцкая. За городом на том же берегу дом отдыха «Кашира», внизу лодочная станция, напротив — пляж. У пр. Соко-лова-пустынь в 7 км ог берега новый город Ступино. Здесь много зелени, современные магазины с большим ассортиментом товаров. До город в ходит автобус, от города до ж. д. вокзала 5 км.
Телефонная связь с Москвой через ближайший дом отдыха. Можно получить место в палаточном городке. Бензоколонка в городе, но иногда налаживается и доставка бензина в деревню. Спасательная станция. На берегу продуктовый ларек.
Здесь зачалено много резных лодок, а на берегу можно видеть не одну сотню «сейфов» для хранения моторов. У самой реки источник с ключевой водой, исключительно приятной на вкус.
Стоянку лучше всего делать у самого пляжа, около высокого берега, так как дальше, за спасательной станцией, есть каменная гряда, иногда скрывающаяся под водой. Немного выше по течению на берегу рабочий поселок с магазином.
По р. Беспуте можно подняться на 6—8 км. Оба ее берега плотно заросли кустарником и постепенно сближаются до ширины лодки; в устье при весеннем разливе образуются наносы.
За р. Беспутой судовой ход делает крутой поворот направо, к левому берегу, и проходит яром, на верхнем конце (бровке) которого видна пр. Малюшино, а за ней «пьяный бугор» — обнаженный участок песчаных дюн, поросших сосняком. В 1 км от пристани деревня, расположенная в сосновом бору; есть магазин. Еще через 2 км Прилуки. Здесь находится один из лучших пляжей Подмосковья. Дом бакенщика у самого берега; при необходимости сюда можно обратиться за помощью.
Пристань Макаровка на правом берегу. После нее судовой ход круто переходит направо и дальше идет около самого берега. Здесь интересные места — озеро Долгое, привлекающее многих рыболовов (всегда палатки на берегу), и река Лопасня, — извилистая и в меженный период почти непроходимая для мотолодок. Вода в ней холодная и прозрачная, берега заросли старыми зетлами. С осторожностью, больше на веслах, можно добраться до Турово. Устье Лопасни — историческое место: здесь через Оку переправлялись войска Дмитрия Донского.
Между Макаровкой и пр. Сенькино по правому берегу исключительно удобные места для стоянок. Чудесный лес, много ягод и грибов, ключевая вода (не рекомендуется только брать ее из источника против с. Жерновка, где расположен свиносовхоз). На берегу всегда много палаток, здесь же Дом охотника. Пристани нет, но любой капитан катера никогда не откажет высадить пассажира.
У пр. Сенькино перекат; здесь почти всегда стоит земснаряд, освобождающий узкий судовой ход от наносов песка. За ним следует чистый яр и стоит ходовой знак, показывающий отсутствие всяких препятствий.
Между пристанями Зиброво и Лужки на левом берегу расположен Приокско-террасный заповедник (зубры и бизоны; растительность трех географических зон: лесной, лесостепи и степи).
Село Пущино (ныне город) — бывшая усадьба князя Вяземского. Здесь ведутся большие строительные работы. Имеется удобное автобусное сообщение с Серпуховом. На берегу расположена база местного морского клуба. В километре вверх от пр. Зиброво обнаружен местный подъем дна с выступом твердой породы, задерживающим топляки. Следует на этом участке держаться ближе к левому берегу. Аварии, как рассказывают, были здесь неоднократно.
Пр. Серпухов находится около устья Нары (город в 7 км от пристани, сообщение автобусами). Стоянку лучше делать при входе в устье р. Нары.
По названию большого села Дракино получили имя и расположенные здесь Дракинские перекаты, где часто приходится работать земснарядам. Около села устье Протвы; если нет сплава «молем» (россыпью), можно зайти в нее.
Небольшая пр. Митино. Селение на высоком правом берегу, в живописной местности. Около пристани источник ключевой воды. Почти напротив нее хорошая стоянка в мелком заливе, закрытом от волн песчаными пляжами. Берег зарос кустарником, а чуть повыше — ветлами. Езды автобусом до Серпухова менее часа. Неподалеку сдаются домики для туристов (50 коп. с человека за сутки). За Митиным начинаются самые живописные и известные места верхней Оки.
У пр. Поленово всегда стоят большие теплоходы с экскурсантами. Здесь находятся мемориальная усадьба (бывш. «Борок») с домом-музеем имени В. Д. Поленова, несколько домов отдыха, хороший большой пляж.
За Поленовым начинается лука, в середине которой на высоком берегу расположен г. Таруса. Окрестности Тарусы считаются типичным образцом настоящего русского пейзажа. Около пристани паромная переправа. Недалеко карьеры. Важное обстоятельство для мототуристов: это единственное место на верхней Оке, где бензоколонка расположена недалеко от берега.
В конце Тарусской луки с неизменно живописными лесистыми берегами следующая пристань — Велегож. И здесь дома отдыха. Только за Егнышевкой кончаются самые красивые места. Не доходя примерно километра до нее на левом берегу стоит дача-«теремок». Тут же хорошая стоянка перед поворотом Оки: небольшой пляж, а за ним поросший кустарником берег, где так и хочется поставить палатку. Место удалено от судового хода.
Немного дальше за поворотом на том же берегу можно найти еще одно очень удобное для стоянки место. Не доходя до пристани разыщите устье безымянной речушки; в верховье летом она пересыхает, а в устье образуется заливчик, удобный для стоянки нескольких судов.
По всему правому берегу много ключей; они подчас скрыты за кустарником. Город Алексин лежит на полпути между Тулой и Калугой. Расположенный террасами на высоком правом берегу он выглядит очень живописно; до революции здесь был своего рода курорт для местных богатеев. Под понтонным мостом проходить можно вне зависимости от уровня воды. Стоянку лучше делать или за понтоном, или перед ним на песчаном левом берегу (противоположный берег каменист и не имеет удобных подходов).
Отсюда до Калуги остается 70 км. Здесь значительно реже встречаются пассажирские катера, меньше привлекательных мест для туристов. Да и палатки на берегу попадаются не часто. На всем протяжении этого отрезка лишь один большой населенный пункт — г. Дугна (районный центр). Перед ним понтонный мост, проходить под которым можно у неразводной части левого берега. Остановиться рекомендуем у Криуши. Здесь песчаные холмы, покрытые кустарником; за долиной реки на высоком месте селение.
Калуга — древний город, возникший еще в начале XIV в. Это — конечный пункт описываемого маршрута. Для тех, кто хочет пройти дальше, добавим, что понтонный мост разводится только по предварительным заявкам. Выше Калуги — судоходный участок на 60 км. Наиболее интересным представляется путешествие по р. Угре — левому притоку Оки, впадающему в нее в 15 км от Калуги (хорошая рыбалка!).