Свинцовый сурик, кроны желтый и зеленый и ярь-медянку можно осветлять свинцовыми белилами, а к свинцовому сурику для яркости можно добавлять киноварь минеральную (не искусственную); добавление кобальта к свинцовым белилам дает голубой цвет (при смешивании свинцовых белил с кобальтом не рекомендуют превышать соотношение 1:1).
Все свинцовые краски, кроме свинцового сурика, бывают в продаже как готовыми к употреблению, т. е. уже разбавленными при их изготовлении, так и густотертыми. Густотертые краски могут храниться в плотно закупоренной таре до двух лет, готовые к употреблению — не более года. При употреблении готовых, но долго лежавших красок, их надо тщательно перемешать и, возможно, добавить олифы, если образовалась толстая пленка или толстый слой желеобразной олифы. Желеобразная (зажелатиниро-ванная, окисленная) олифа к окраске не пригодна и должна быть заменена свежей.
Густотертые краски разводятся олифой по таким соотношениям (в весовых процентах):
- на 100% белил свинцовых 24% олифы;
- на 100% крона желтого 44% олифы;
- на 100% крона зеленого 35% олифы.
Свинцовый сурик продается в порошке. Из него краску приготовляют постепенно добавляя в порошок льняной олифы (не более 20—23% по весу). Свинцовый сурик на льняной олифе обеспечивает получение наиболее прочнодержащего слоя краски с водонепроницаемой пленкой. Применение конопляной олифы резко снижает качество краски, а применение подсолнечной — недопустимо.
Приготовленный свинцовый сурик через 12—24 часа должен быть израсходован весь без остатка; в этом случае его высыхание (полимеризация) будет проходить в благоприятных условиях реакции (температура воздуха должна быть в пределах 18—22° С при влажности воздуха не более В0%). Поэтому приготовлять свинцовый сурик надо в необходимом количестве из расчета 150—160 г готовой краски на 1 м2 окрашиваемой поверхности. Свинцовый сурик наносится кистью. Сухой свинцовый сурик и олифа могут храниться раздельно неограниченное время.
Во внутренних помещениях судов загрунтованные свинцовыми красками (белилами, суриком, кронами, ярь-ме-дянкой) поверхности могут быть впоследствии окрашены и несвинцовыми (цинковыми) масляными красками; однако там, где во внутренних помещениях может быть большая сырость или даже наличие воды (под пайолами, кокпит и т. п.), лучше и для последующих слоев применять свинцовые масляные краски.
Наружную окраску надводной части судов также лучше произвести свинцовыми красками, как наиболее водостойкими.
Читатель М. А. Бровченко (Киев) просил дать подробные рекомендации по окраске мотолодки, корпус которой собран из бакелизированной фанеры на латунных винтах и клее ВИАМ-БЗ.
Стыки и пазы фанеры с головками шурупов следует покрыть тем же клеем ВИАМ-БЗ за один, но лучше за 2 раза (ширина покрываемой полосы 100 мм на каждый ряд шурупов). Это надо сделать для защиты торцов фанеры от разрушения (незащищенные торцы бакелизированной фанеры уже через месяц нахождения в воде разбухают и расслаиваются). Если шурупы ввинчивались без клея, их головки также надо защитить клеем ВИАМ-БЗ; если они утоплены глубже поверхности фанеры, то лучше прошпаклевать углубления тем же клеем с наполнителем (древесная мука, сухие краски: железный сурик, охра, цемент).
Если клея ВИАМ-БЗ нет, вместо него можно взять бакелитовый лак.
Закончив защиту швов, надо:
- очистить всю поверхность от пыли, грязи и жировых загрязнений (минерального масла, тавота, олифы) моющими растворами (или мыльной либо содовой водой) и просушить;
- покрыть (покрасить) всю поверхность бакелитовым лаком за 1 или 2 раза;
- по высыхании бакелитового лака слегка прошкурить поверхность для лучшей адгезии (прилипания) последующих слоев краски;
- если слой бакелитового лака наноситься не будет, прошкурить поверхность самой фанеры.
I. Бакелитовый лак с 12—10% алюминиевой пудры за 2 раза.
II. Свинцовый сурик (в качестве грунта) за 1 раз и свинцовые белила за 2 раза. Свинцовые белила можно подкрасить в зеленоватый цвет (свинцовой зеленью или ярь-медянкой), в желтоватый цвет (крон свинцовый), в голубоватый (кобальтом) и т. п.
III. Пентафталевая № 570 белая за 2 раза.
IV. Глифталевая эмаль белая или других цветов за 2 раза.
V. Пентафталевая эмаль «ПФ-115» атмосферостойкая разных цветов за 2 раза.
VI. Масляные краски на льняной олифе, разных цветов за 2 раза. После высыхания масляных красок их следует перекрыть одним слоем масляного лака: янтарного № 6с или 6т (темный).
Для уменьшения шероховатости окрашенной поверхности можно рекомендовать нанесение одного слоя лака: по пентафталевым краскам — лака ПФ-170; по глифталевым краскам — лака ФПВ-10Т-20 или других марок.
Глифталевые эмали (краски) хорошо полируются; если поверхность эмали слегка прошкурить тонкой шкуркой и протереть сукном с полировочной пастой, поверхность будет почти зеркальной.