В феврале в столице Финляндии с большим успехом прошла традиционная VIII международная выставка малых судов «Вене-73» (по-фински вене — это лодка). В стране, на территории которой более 60 тыс. озер, а в прибрежных водах которой расположено около 30 тыс. островков, водный туризм во всех его формах стал наиболее популярным видом отдыха. Вот почему за сравнительно короткое время — выставка работала всего десять дней — ее посетило около ста тысяч человек!
Выставки малых судов проводятся здесь ежегодно, но эта была, пожалуй, самой представительной: свою продукцию демонстрировали 430 фирм из 19 стран мира, в том числе из Венгрии, Югославии, Франции, Италии, ФРГ; дальний путь пришлось проделать экспонатам из Японии, Австралии, США, Канады. Можно было осмотреть более 300 спортивных и прогулочных лодок, катеров, яхт, а также малых судов специального назначения (разъездных, спасательных, рыболовных), множество моторов, предметов оборудования, дельных вещей и т. п.
Надо сказать, от осмотра внушительной водно-моторной части экспозиции «Вене-73» у меня сложилось впечатление, что модное увлечение скоростями кончается. Позднее мне довелось ознакомиться с высказываниями специалистов; оказалось, что и они считают общим направлением развития малого флота переход от судов быстроходных к обладающим меньшей скоростью, но более крупным, вместительным и комфортабельным.
Значительное место на выставке занимала финская продукция: яхты, катера и лодки, построенные в Финляндии, составили 78% общего числа показанных судов. Есть основания отметить, что финская промышленность добилась больших успехов в производстве всех видов малых судов. Наглядным подтверждением этого вывода служит недавнее (в январе) присуждение финской яхте «Свон-44» («Лебедь») приза «Лучшей яхте» на крупнейшей в мире Международной выставке малых судов в Лондоне; это был первый случай за всю многолетнюю историю лондонской «бот-шоу», когда лучшей была признана яхта иностранного производства...
И на выставке в Хельсинки лучшей, безусловно, была эта же новая крейсерско-гоночная пластмассовая яхта. Она строится финским акционерным обществом «Наутор» в Питерсаари по проекту Спаркмена и Стефенса (США). Главное внимание создатели «Свон-44» уделяли ее гоночным качествам. Это — гладкопалубный крейсер с просторным кокпитом и «классическим» вооружением с топовым стакселем. Обводы характерны для яхт, спроектированных по III редакции международных правил обмера IOR: укороченные свесы оконечностей; руль и плавник расширяются к ватерлинии и плавно переходят в очертания корпуса; сравнительно полный обвод мидель-шпангоута.
Типичным для гоночной яхты является и общее расположение. Вблизи центра тяжести (в месте, где меньше всего ощущается качка) оборудованы такие рабочие места, как камбуз и штурманский стол. Восемь спальных мест расположены в довольно тесных каютах, но зато отделаны эти помещения ценными породами древесины. Как и все другие яхты по проектам Стефенса, «Свон-44» отличается продуманным использованием буквально каждого кубического дециметра объема корпуса, великолепной оснащенностью оборудованием и приборами.
Вспомогательный двигатель — дизель «Перкинс 4.108 М», развивающий длительную мощность 37 л. с. при 3000 об/мин (форсированный режим— 49 л. с. при 4000 об/мин) и снабженный редуктором 2,1:1 с гидравлическим управлением. Для гонок яхта снабжается гребным винтом со складными лопастями. Под мотором скорость составляет 7 узлов; запас топлива 150 л обеспечивает дальность плавания 200 миль. Приняв 300-литровый запас пресной воды, экипаж «Свон-44» может участвовать и в гонках через океан.
С полным комплектом дакроновых парусов яхта стоит 280 тыс. марок (в переводе около 56,5 тыс. руб.).
Среди других яхт большим вниманием пользовалась шведская «Албин Баллад» конструктора Ролфа Магнуссона. Она относится к популярным крейсерско-гоночным яхтам «полу-тонного» класса (с гоночным баллом IOR21 фут). На прошлогоднем чемпионате мира среди «полутонников» «Баллад» под управлением шведа А. Лундберга заняла 6-е место.
Корпус ее также изготовлен из стеклопластика (палуба и надстройка — трехслойной «сэндвичевой» конструкции); переборки и мебель отделаны шпоном красного дерева и тика. Тонкий плавниковый киль весом 1,55 т отлит из чугуна.
Фирма выпускает яхту с двумя вариантами планировки: гоночным — на пять спальных мест и крейсерским — на шесть, В обоих случаях судно оборудуется в полном соответствии с требованиями правил «полутонного» класса — камбузом, гальюном, столом для карты, цистерной для воды и даже дизелем (10-сильным «Вольво Пента MD6A»),
Современное гоночное вооружение, включающее эластичную алюминиевую мачту, гик с патент-рифом, полный набор носовых парусов на все случаи ветра и курса (ричер, дрифтер, толлбой, генуя, спинакер и т. п.), способствует успеху в гонках любой категории. В море яхта обладает хорошей устойчивостью на курсе, легко управляется даже на сильном волнении.
Но, пожалуй, оживленнее всего было у небольших яхт, рассчитанных главным образом не на гонки, а на семейные плавания. За сравнительно умеренную плату в 10—12 тысяч марок финские верфи предлагали любителям отдыха на воде несколько новых моделей крейсерских минияхт длиной от 5 до 5,5 м. Все они имели пластмассовые корпуса, легкосъемный металлический рангоут, паруса из синтетики, довольно простое «спартанское» оборудование каюты и, в отличие от гоночных судов, только минимум различных дельных вещей, лебедок и т. п. Каюты этих яхточек отделаны скромно, тут уж красного дерева не увидишь! Чаще всего койки и шкафы изготовляются из стеклопластика с окраской лицевой поверхности пигментирующим связующим. Это одновременно удешевляет судно, упрощает его постройку и сокращает время, которое должен затрачивать владелец на уход за ним. Если же владельцу захочется установить какое-либо дополнительное оборудование сверх жесткого минимума, поставленного верфью, к его услугам — сеть специальных магазинов, где можно купить все необходимое, начиная от карабина для стакселя и кончая радаром.
Одна из новинок сезона — яхта-компромисс «Йоемарин-17», выпускаемая одноименной хельсинкской фирмой «Йоемарин». Благодаря малым весу (всего 400 кг) и габаритам яхточку можно перевозить на трейлере за легковым автомобилем. В то же время это — остойчивое, непотопляемое, надежное судно с самоотливным кокпитом. Осадка корпусом всего 0,5 м, что делает доступными для путешествий мелководные морские заливы и озера. В каютке размещаются два спальных места для взрослых и два для детей; крыша рубки выполнена поднимающейся для увеличения высоты каюты и улучшения ее вентиляции.
На «Йоемарин» применено сравнительно высокое парусное вооружение, необходимое, чтобы ловить ветер при плавании в шхерах, среди поросших лесом островов. Кроме основных парусов площадью 13,1 м2 в комплект входит 16-метровый спинакер.
Несколько лодок и яхт демонстрировали на «Вене-73» и социалистические страны. Мне пригпянупась совсем маленькая, но мореходная пластмассовая яхточка югославского производства «Элан Пассара». Ее длина всего 4,85 м, ширина 1,80 м, но водоизмещение не такое уж маленькое — 500 кг. По обводам — это настоящий морской ботик, который по желанию владельца легко превращается в катер или яхту. В парусном варианте к днищу ботика крепится плавниковый фальшкиль весом 180 кг, а на рубке устанавливается алюминиевая мачта высотой 6,5 м, несущая 15 м2 териленовых парусов. Каюта обладает достаточным комфортом для размещения на ночлег двух человек, кокпит — самоотливной.
В варианте водоизмещающего катера «Элан» используется с подвесным мотором мощностью до 10 л. с. Корпус сконструирован по правилам Английского Ллойда.
Венгерские судостроители предложили хорошо известную в Европе модель крейсерской яхты «Балатон-24». Это также достаточно мореходное и безопасное судно и также с корпусом, отформованным из стеклопластика. На яхте пять коек, много подсобных помещений — шкафов и рундуков для хранения одежды, запасов, парусов и т. д. Высота в каюте — 1,75 м. Для якоря выгорожен специальный отсек с люком на палубе. Мачта алюминиевая, отделка выполнена из высококачественных и устойчивых против воздействия морской воды материалов.
Благодаря высокому надводному борту палуба венгерской яхты начинает входить в воду только при большом крене (55°); через открытые люки вода начинает поступать внутрь яхты только при крене 75°. На яхте может быть установлен или стационарный двигатель, или подвесной мотор.
На «Вене-73» мне впервые удалось познакомиться и с новым швертботом-одиночкой «Лазер», только что утвержденным (в ноябре прошлого года) IYRU в качестве международного класса. Это легкое спортивное судно, спроектированное канадцем Брюсом Кирби, имеет много общего со швертботом «ОК», но выполняется из стеклопластика с эластичной алюминиевой мачтой. Предназначается «Лазер» для первоначального обучения парусному спорту, но обучения сразу на высоком уровне — со всеми тонкостями парусного дела.
При весе всего в 56,7 кг и небольшой ширине 1,37 м швертбот несет 7 м2 парусности, что требует от рулевого хорошей физической подготовки для успешного откренивания и управления. В то же время «Лазер» — исключительно надежное судно: оно имеет большой запас плавучести (160 кг) в виде пенопласта, закрепленного внутри корпуса, узкий самоотливной кокпит. Если даже порыв ветра положит швертбот парусами на воду, рулевой свободно может возвратить его в прямое положение; при этом кокпит остается абсолютно сухим.
Благодаря малому весу, удачным обводам корпуса и применению паруса из синтетической ткани «Лазер» быстро набирает скорость даже в слабый ветер, — быстрее, чем «ОК» или «Финн»; раньше их выходит на глиссирование в свежий ветер. Лодка может перевозиться на верхнем багажнике легкового автомобиля и предоставляет своему владельцу практически неограниченные возможности участия в гонках, проводимых в любом конце страны. Все эти достоинства и сделали «Лазер» за сравнительно короткий срок весьма популярным среди яхтсменов как на американском континенте, так и в Европе. На выставке сообщалось, что сейчас уже более чем в 20 странах зарегистрировано свыше 10 тысяч эксплуатирующихся швертботов этого типа.
Много интересного было и среди моторных новинок. Из катеров финского производства крупнейшим был морской прогулочный катер «Мерилайн-7500». Длина его пластмассового корпуса — 7,80 м, ширина — 3,10 м, обводы — типа глубокое V с килева-тостью днища на транце 22°. На катере не одна, а целых три комфортабельных каюты, в которых размещаются четыре постоянных и три дополнительных спальных места. Двигатель мощностью 155 л. с. с угловой откидной колонкой обеспечивает скорость 23,4 узла, Большая емкость цистерн для топлива (300 л) и пресной воды (90 л) дает возможность экипажу этого мореходного катера совершать довольно длительные путешествия вдоль побережья. Как и на сравнительно крупных яхтах, каюты его имеют отличную декоративную отделку с применением ценных пород древесины.
Оригинальную планировку катера примерно таких же размеров — «Мариехолм-24» продемонстрировали шведские судостроители. Этот катер очень удобен для семейного плавания, так как имеет носовую (для взрослых) и кормовую (детскую) каюты, разделенные кокпитом. Кстати, сам кокпит, который в хорошую погоду, как правило, служит основным местом пребывания детей, огражден высоким комингсом. Здесь же расположены камбуз и обеденный уголок; естественно, кокпит легко и быстро накрывается тентом при малейшем ухудшении погоды.
Разумеется, получить компактные и достаточно комфортабельные варианты расположения конструкторам подобных катеров удается лишь благодаря применению современных мощных и малогабаритных двигателей (например «Вольво-Пента») с угловой колонкой. На «Мариехслме-24», обводы которого рассчитаны на широкий диапазон скоростей от 12 до 20 узлов, может быть установлен либо 75-сильный дизель «D 21/270», либо 130-сильный карбюраторный двигатель «130/270».
Пожалуй, наиболее обширную экспозицию развернула финская фирма «Терхи», И не удивительно: по крайней мере 30 тысяч лодок и катеров, выпущенных этой ведущей фирмой, эксплуатируется сейчас на водных просторах Суоми. Новинками фирмы, показанными на выставке, были небольшая мотолодка «Терхи-480» с рубкой-убежищем и полиэтиленовая лодочка «Терхи-240». Первая имеет глиссирующие обводы с умеренной килеватостью днища и рассчитана на один подвесной мотор мощностью от 30 до 60 л. с. Экстерьер лодки — с увеличенным наклоном лобовой стенки рубки и повышенным бортом характерен для моделей 1973 г. Пластмассовый корпус ее, вероятно, изготовляется методом напыления, при котором для обеспечения достаточной прочности приходится увеличивать толщину обшивки; поэтому и вес лодки довольно велик — около 400 кг.
А вот двухместная «Терхи-240» весит в десять раз меньше. Ее очень удобно использовать в качестве тузика для больших катеров и яхт или малой прогулочно-рыболовной лодки, которую можно перевозить на крыше малолитражки. При желании на транец лодки можно навесить 3-сильный подвесной моторчик. «Терхи-240» ни при каких обстоятельствах не тонет — объем, заключенный между наружным и внутренним корпусами, заполнен пенополиуретаном.
Выставка наглядно показала, что стеклопластик стал основным материалом для малого судостроения даже в такой типично «лесной» стране, как Финляндия, вытеснив и дерево, и металл. Можно напомнить, что в статье «На финских верфях», напечатанной в сборнике №14 всего пять лет назад, еще отмечалось широкое применение дереза для постройки корпусов. Очевидно не случайно и то, что на выставке было представлено лишь несколько лодок из алюминиевых сплавов. Одна из них невольно привлекла внимание необычностью формы и простотой конструкции. Я имею в виду «Келло-12» известной финской фирмы «Фискарс».
При длине лодки 3,60 м максимальная ширина составляет 1,50 м, но ширина по скуле уменьшена до 1,20 м. Благодаря этому «Келло» имеет отличную остойчивость и в то же время неплохие ходовые качества под мотором мощностью от 3 до 12 л. с. Корпус штампованно-сварной конструкции выполнен из 2-миллиметров ых листов стойкого к воздействию морской воды алюминиево-магниевого сплава 57S и весит 85 кг. Особенностью «Келло-12» является бесшпангоутная конструкция, облегчающая уход за лодкой и поддержание ее в чистоте. По бортам и под пайолами вклеен пенопласт, обеспечивающий полную непотопляемость. Лодка, как отмечено в рекламном проспекте, легко идет под веслами, а с 10-сильным мотором развивает скорость 15—18 узлов.
Надо подчеркнуть, что в связи с бурным ростом числа любителей морских прогулок и путешествий по внутренним водам в Финляндии, как и в других странах, принимаются меры по усилению контроля за обеспечением безопасности плавания. Большое внимание уделяется, в частности, ужесточению требований к остойчивости и непотопляемости выпускаемых промышленностью судов. К лодкам длиной менее 4,5 м, например, предъявляется следующее требование: при полном затоплении, даже при наличии на борту наибольшего из разрешенных для этой лодки двигателя и груза из расчета 15 кг на каждого пассажира, лодка должна держаться на поверхности.
На «Вене-73» можно было познакомиться и еще с одним материалом, которому финские судостроители прочат большое будущее. Это армоцемент. В Тампере из него строят сейчас парусно-моторные яхты. Как утверждают строители, яхты из бетона будут прочнее, чем из стеклопластика, и легче, чем из дерева. В свою очередь дерево высоко ценится и сейчас как лучший материал для внутренней отделки. Многие финские суда получили признание и вышли на мировой рынок именно благодаря высококачественной отделке помещений деревом.
В этом кратком очерке можно было познакомить читателей лишь с небольшой частью судов, которые предлагает промышленность скандинавских стран и в первую очередь Финляндии. В целом же можно сказать, что традиционная ежегодная выставка в Хельсинки стала уже не менее представительной и интересной, чем всемирно известные выставки малых судов в Гетеборге, Париже, Генуе и Лондоне.