На этой пусть даже несколько "домашней" — развернутой совсем недалеко от Петербурга, в четырех залах Хельсинкского выставочного центра, но все-таки по-настоящему международной бот-шоу интересного было очень много. Однако удивили меня не сами по себе чудеса из чудес — катера и яхты, паруса и моторы, а иное, несколько неожиданное обстоятельство: в бескрайнем море заполнивших стенды красочно-глянцевых проспектов, буклетов, листовок подавляющее большинство (по крайней мере, восемь из каждых десяти) отпечатано было на... финском языке! Явное доказательство того, что именно о своем внутреннем рынке в первую очередь думали устроители Вене 98! О том, что это означает для россиян, грезящих перспективами выхода на безбрежный западный рынок, ей-богу, задуматься не вредно.
И производят, и покупают
Означает это буквально следующее. Наши соседи — финны, пятимиллионная нация, как-то умудряются не только что производить многое — от гвоздей до десятков наименований яхт океанского класса, но и, как ни удивительно, стабильно и весьма успешно реализовывать это на своем внутреннем рынке.
Как же хотелось бы приобщиться к их проблемам! Финские эксперты по морским делам соглашаются с тем, что "апатия" начала-середины 90-х годов, наконец-то, проходит. Жители страны тысячи озер теперь все чаще, как бы вспоминая о былом, обращаются к мыслям об отдыхе на воде. Объемы соответствующих продаж и покупок потихоньку растут. В последний год полку национальной Ассоциации предприятий морской индустрии прибыло. В нее вошли еще 14 предприятий, благодаря чему суммарный оборот фирм, входящих в ассоциацию, возрос на 17.5 %.
Нет бума, но очевидно, что есть отлаженный повседневный быт промышленников и торговцев, умеющих делать свое дело. И есть трудолюбивые жители рационально организованной страны, проявляющие способность тратить очень приличные суммы на удовольствия, за которыми стоят и здоровье нации, и трудоспособный резерв специалистов морского дела, и немалое число рабочих мест — сбалансированная экономика государства.
Экспорт, импорт
Финские фирмы, занятые производством различного лодочного оборудования и предоставлением услуг, действительно, в основном работают на внутреннего потребителя. Здесь на экспорт приходится даже меньше 10 % суммы продаж. А вот малые суда финской постройки большей частью уходят за границу: если экспорт составил 411 млн. FIM, то сумма продаж на внутреннем рынке — всего 194 млн. Среди покупателей финских катеров и яхт лидируют шведы (18 % суммы, 1357 судов в 1997 г.). Второе место занимают французы (12.6 %). Лидер прошлых лет Германия теперь находится на третьем месте (10.4 %). Четвертые — норвежцы. При своих 9.7 % потребления продукции финского экспорта в денежном выражении, жители Норвегии стали рекордсменами по количеству купленных в 1997 г. катеров, лодок и яхт финской постройки: суммарно это 1514 единиц!
Сами финны, помимо продукции отечественного производства, чаще всего покупали малые суда североамериканской постройки (42.8 % объема импорта), а также суда производства Великобритании (11.8 %), Швеции (11.2 %) и Ирландии (10.8 %). На весь импорт пришлись 49 млн. FIM (напомним, при 411 млн. экспорта).
Профессионалы, специализирующиеся на прогнозных оценках, обещают финской индустрии малотоннажного судостроения на 1998 г. вероятность: ухудшения ситуации — 3 %, удержания достигнутых позиций — 19.7 %, дальнейшего роста — 77.3 %. Как видим, это дает основания для оптимизма.
Корни — в уважении к традициям
Последний показатель освобождает от необходимости углубляться в цифры. Перейдем к впечатлениям от собственно выставки, попробуем хотя бы бегло вспомнить то, что было особенно приметным, что могло бы послужить ориентиром для российских корабелов и специалистов сферы эксплуатации судов малого флота.
Удивительно много объектов экспозиции или сами по себе, или через технологию их создания, своими корнями (иначе и не скажешь!) уходили на сотню и более лет назад. При этом демонстрировались, по крайней мере, три способа вспомнить о том, что было когда-то: а — бережная реставрация, б — тщательное внешнее воспроизведение стиля и в — буквальное повторение не только вида, но и технологических приемов и конструкций.
Если говорить о первом, наверное, ни один посетитель выставки не отказал себе в удовольствии постоять у борта старого-престарого парового катера "Kirvesniemi", погладить ладонью краснодеревый планширь, дотянуться до пышущей "жаром" меди его парового котла — благо, что никто не препятствовал таким проявлениям мужской нежности. Были у катера и не менее привлекательные "конкуренты".
Что же до экспонатов второй группы, то не слишком большой редкостью было столкнуться с красавцами-катерами, еще пахнущими краской и клеем, но как бы вынырнувшими из уже подзабытых 50-х годов. Так работает, к примеру, содружество специалистов факультета деревянного судостроения Хельсинкского университета, верфи Petri Lehtinen и проектной организации Mannerberg Yacht Design.
Но все это выглядело едва ли не баловством на фоне удивительно большого числа "старинных челнов" — деревянных. с гнутыми шпангоутами, с обшивкой внакрой и красномедными заклепками. Неповторимый запах смолы витал над скоплениями этих суденышек, некоторые были еще и с парусами безо всякой синтетики. И любопытно, что представлены они были не в качестве повода к ностальгии, не в виде музейных экспонатов, специально изготовленных с тем прицелом, что вот, мол, смотрите — мы бережно сохраняем секреты ремесла. Отнюдь. Это были нормальные суда того же "малого флота", которые строились для того, чтобы продавать их и получать конкретные деньги. И покупают их потому, что они просто хороши тем-то и тем-то. и на них будут с удовольствием плавать.
"Аристократы" океанских трасс
Антиподами им выступали, конечно же, океанские яхты — благородные гиганты малого флота. Организаторы позаботились о том, чтобы никто из гостей не прошел мимо них, не упустил из виду, например, того, что самым крупным экспонатом выставки была крейсерская яхта "Nauticat 515", произведенная финской фирмой Siltala Yachts Оу. Чуть меньше 25 т водоизмещением, корпус 16-метровой длины, мачта высотой 24 м., она внушала уважение и своей стоимостью: 4.1 млн FIM.
Каталоги фирмы убеждали потенциальных покупателей в том, что яхты серии "Nauticat" отличаются, прежде всегс способностью противостоять любым капризам климата северных широт, а также особой утонченностью дизайна. Заметим. что "в пределах" этой серии желающим предоставляется довольно-таки широкий выбор — десять типоразмеров яхт. А общее число изготовленных фирмой первоклассных яхт перевалило уже за 2000.
Явно или неявно, но на выставке присутствовала аналогичная продукция других финских фирм: яхты серий "Degero" (компания Veneveistam Kristeri & Kumpp, присутствует на рынке 40 лет, с 1990 г. реализует свою продукцию на рынках Японии, Германии и Швеции), "Swan" (Oy Nautor Ab; с 1966 г. продано более 1600 яхт), "Jonmeri" (SailCraft Ltd., допустимы модификации по требованию заказчика). Здесь же популярные — "Sera 33 CD" (SERA Оу), "Rondo" (Veliero Оу), более миниатюрные "Finngulf 335" (Finngulf Yachts Оу) и "Maestros" (Maestro Boats).
Украшением главного зала был "причал", кормой к которому "ошвартовались" посланцы лучших европейских фирм. Стар и млад, дружно переходили гости выставки, оставляя обувь у трапов, с яхты на яхту. На вкус и цвет, как известно, товарищей нет, но автор этих заметок большую часть времени провел на яхтах французской фирмы Jeanneau (получив в подарок описания яхт "Sun Odyssey").
Едва касаясь воды
Выбор комфортабельных каютных катеров, пожалуй, был еще шире. И только самые серьезные специалисты, занимающиеся этой темой, могли сказать, чем какие-то из представленных красавцев были лучше других. Кто скажет, к примеру, чем катера серии "Flipper" (длиной от 6.3 до 9.85 м) лучше или хуже катеров серии "Bella" (от 5.05 до 6.90 м) или миниатюрных катеров серии "Yamarin" (от 4.3 до 5.80 м)?
Проблемой был бы выбор между катерами серии "Sea-Star" и серии "Marino".
Особняком стоят легко узнаваемые шесть моделей известных читателям "КиЯ" мореходных катеров "Targa" фирмы "Botnia Marin АВ" с их неповторимыми рубками, обеспечивающими судоводителю и его пассажирам круговой обзор.
А здесь еще и семейство изготовленных из термопласта нарядных прогулочных лодок "Terhi" (например, малютка Terhi Sunny" длиной 3.10 м). В этом семействе есть не только весельно-моторные лодочки, но и типичные мотолодки (под мотор 15-30-60 л .с.) с довольно "хитрой" планировкой (это, например, "Terhi Big Fun С").
Для отдыха и путешествий, рыбной ловли и водных видов спорта вот уже в течение двадцати лет незаменимы алюминиевые мотолодки серии "Buster" компании Fiskars Inha Works (от малых 4-метровых моделей до самой современной и крупной 6.2-метровой "Buster Magnum".
И многие частные лица, и государственные службы эксплуатируют всепогодные надувные катера полужесткой конструкции производства Boomeranger Boats Оу Ltd. Игрушками на их фоне выглядели, но не терялись многочисленные водные мотоциклы. Может быть, лучше других были поданы пять моделей гидроциклов "Tigershark".
Труженики моря, озер и прудов
Не столь эффектно, но на выставке были представлены и многочисленные катера-трудяги, назначение которых — не радовать душу, но помогать решать проблемы, которые без них, пожалуй, и не разрешить. Пример тому — рабочие катера серии "Faster" компании Juha Snell Оу: они незаменимы для полицейских и портовой администрации, для перевозки грузов и людей, не претендующих на особые удобства.
Еще пример — плавучие "сенокосилки", точнее — "камышекосилки" компаний Dorotea Mekaniska АВ и Oy Nautimar АВ. Устройства, выстреливаемые вперед или свешиваемые с борта, готовы своими зубчатыми гребенками расчистить любую заросшую речку, озеро или пруд.
Словно по заказу нашего МЧС, канадцами изготовлены, а фирмой Oy Telva Ab представлены амфибийные вездеходы-грузовички: шестиколесные "ARGO Vanguard" и восьмиколесные "ARGO Responce", "Conquest", "Diesel". Несколько игрушечного вида, но очень сильные машинки, готовые продираться через лесную чащобу, не боясь ни высоких склонов, ни водных преград.
Тем же службам был бы очень полезен "арктический муравей" "Arctic Ant" — любимое дитя директора фирмы Arctic Ant Ltd Глена Фаргеруда, изобретателя и испытателя в одном лице. "Муравей" приводится в движение толкающим воздушным винтом, бортовые поплавки устроены так, что легко скользят и по воде, и по льду. Вездеход без затруднений переходит с воды на лед. Оригинальной системы подвеска поплавков позволяет "муравью" выходить на берег, двигаться вдоль кромки льда, когда один поплавок скользит по льду, другой — по воде.
Над водой и сушей — в небесах
Будто специально для спасателей МЧС создан и этот аппарат — летающая лодка "Polaris" (Polaris Motor. Италия: ее представляла фирма Oy Pro-Collection Ltd). Это активное летающее крыло 10-метрового размаха, под которым есть возможность разместить либо легкую раму с колесной опорой, либо чуть более тяжелую надувную лодку. В первом варианте "крыло" может стартовать с грунтового, условно говоря, аэродрома. Во втором — может совершать посадку на воду и взлетать с нее.
Прикладной вариант использования аппарата "Polaris" напрашивается сам собой. С его борта удобно осуществлять локальную инспекцию какой-то территории на предмет обнаружения разливов нефти, очагов лесных пожаров и пр. Пользуясь им, легко можно перебрасывать с места на место оперативно необходимый груз или пассажиров-сле-циалистов. Но, признаться, после просмотра рекламного видеоролика у потенциального потребителя возникали совсем иные ассоциации и более легкомысленные побуждения. Фильм, и ему не верить было нельзя, навевал настроение абсолютной безмятежности, убеждал в абсолютной устойчивости этого бесконечно плавно летающего аппарата. Быть может, то было рекламной бравадой и пижонством, но пилот в фильме управлял "летающим крылом", взлетал и садился, удерживая управляющую поперечину буквально кончиками пальцев. Есть люди, которые не летают во сне и которые летают. Среди видевших тот фильм процент "летающих" должен быть заметно выше.
Как надо внедрять результаты НИР
Отягощенный хотя бы минимальным опытом яхтсмен, обозревая безумное скопление корпусов, мачт и парусов, выхватывал взглядом из общей сутолоки чуть странный образ того, что в проспекте было обозначено как "Go Five". По внешнему виду это довольно крупный швертбот. Когда получаешь информацию о весе его выдвижного киля, начинает казаться, что перед тобой — килевая яхта. Если смотреть только на мачту и парус, кажется, что перед тобой непомерно большая парусная доска.
Но самое примечательное — форма корпуса этой лодки. Если взять листок бумаги, к примеру 100 на 200 мм, сильно скруглить ножницами одну его оконечность, а вторую сложить так, чтобы получился прямой "форштевень", результатом будет геометрическая модель обводов прогулочно-спортивного швертбота-двойки "Go Five".
Не все, конечно, так просто. Хозяева "близняшек"-экспонатов рассказали о том, что эти обводы, как и сама концепция новой лодки, были определены в результате серьезного исследования, под которое авторам проекта посчастливилось получить финансовое подкрепление — грант. Так что выставленные на обозрение лодки являли собой итог внедрения результатов, говоря нашим казенным языком, самой настоящей НИР. К чести авторов следует признать, что "результат" внедрения впечатлял. Еще больше эмоций доставляло знание того, что эти новые суденышки уже успешно тиражируются — они явно пришлись по вкусу и любителям отдыха, и любителям состязаний на воде.
Любопытной новинкой, подсказанной учеными, является и выпускаемое отдельно, надеваемое на носовую часть мотолодки, устройство, смягчающее ход по волне. По сути дела это выстреленная вперед гидролыжа с регулируемым при установке углом атаки: первой встречая — отслеживая волну, она "автоматически" изменяет ходовой дифферент и угол встречи с гребнем волны.
Гигант в миниатюре
"Мини-двенадцатиметровик", стоящий на кильблоках, озадачивал неподготовленного зрителя. Человек, который сталкивается с ним впервые, может подумать, что это — масштабная модель яхты для битвы за Кубок Америки, которую изготовили, наверное, дабы испытывать в бассейне или еще как-то... Странности прибавляется, когда тебе показывают фотоснимок, на котором изображена классических обводов килевая яхта, с приличным креном идущая вразрез внушительного размера волне. Все соразмерно и привычно. Все, кроме непомерно большой человеческой головы, торчащей из кокпита яхты.
На этом туман рассеивается. Тебе, несведущему, объясняют, что зримое — есть самостоятельный класс. Почти монотип, но не монотип, потому что участники сообщества любителей яхт 2.4mR оставляют за собой право вносить в устоявшийся проект какие-то поправки и усовершенствования. Последнее, однако, не мешает членам сообщества время от времени встречаться для проведения серьезно организуемых состязаний вплоть до чемпионатов мира.
Этот класс уже обзавелся собственной историей. Первые ее страницы относят к 1980 г., когда после окончания состязаний Кубка Америки в Ньюпорте, в Великобритании были построены две миниатюрные версии яхт 12-метрово-го класса: "Illusion" и "Shadow". После того похожая яхта, получившая имя "Millimeter", была построена на востоке США. Еще одна реплика. "Defender", возникла на западном побережье. После этого концепция перекочевала в Швецию, тогда-то и произошел прорыв — "мини-двенадцатиметровики" получили широкую известность.
Иллюстрацией степени популярности этого необычного класса сегодня служит факт существования четырнадцати национальных отделений Международной ассоциации, а также факт издания журнала "2.4mR NEWS". И одна еще запоминающаяся деталь: среди активных любителей этого класса яхт множество спортсменов-инвалидов. "Мини-двенадцатиметровик" — малая яхта, обладающая абсолютной остойчивостью, легко выдерживающая целенаправленные модификации, предоставила уникальные возможности людям, казалось бы начисто лишенным возможности проявлять свою волю в споре с волнами и ветром.
Много ли яхтсмену надо?
Мореход-любитель, попавший на "Вене 98", уже с порога начинал ощущать если не заботу, то внимание, которым его окружали совсем посторонние люди. От мелких мелочей — до важной всячины. Ему, например, ненавязчиво намекали на то, что и дома, и на яхте уважаемому яхтсмену не обойтись без специальной посуды: комплекты таковой, бьющейся и не бьющейся, на все возможные вкусы, были к его услугам. Сотни, если не тысячи, сувениров ждали встречи с ним.
Защитная одежда — утепленная, непромокаемая, несгораемая.
Спасательные средства на все случаи жизни. Не всякий наш яхтсмен знает, что существуют штатные "термальные" одеяла, хранимые в красного цвета с белыми буквами саквояжах: их полагается применять при гашении нештатных возгораний на яхтенных камбузах. На выставке были и они, так же, как и разноцветные причальные буйки с жестко торчащими рымами, и футштоки с цепкими захватами, чтобы за них цепляться.
Посетитель выставки мог на месте запастись пищевыми продуктами, упакованными так, что с ними будет не страшна никакая кругосветка.
Никто не удивлялся обилию видов предлагаемых владельцу лодки услуг, на манер автосервисных; рекламировались, например, станции оперативной очистки корпуса катера, пребывающего на плаву.
Есть оказывается и люди, которые помнят о том. что штурманский стол в рубке яхты не худо бы освещать, что вашему портативному компьютеру или спутниковому телефону потребно надежное электрическое питание. Для кого-то это проблема, но не для вас — фирма Mobisolar предлагает свои элементы, берущие энергию из солнечного света.
Конечно же, о вас помнят и поставщики красок и лаков. Заботливая финская фирма Tarmarin Оу, зная о наших проблемах, уже заранее подготовила проспект материалов AWiLGRIP на русском языке (с запоминающимся слоганом ‘краски и лаки от клина до мачты").
Вы забыли о противоугонной и прочей сигнализации для вашего катера? Фирма TouchGard Alarm Systems со своими датчиками и системами к вашим услугам!
Не стоит полагаться на язык, чтобы дойти до Киева
Было, однако, еще нечто, удивляющее россиян, но во всем мире почитаемое за норму: яхтсмену предлагались атласы и печатные издания, делающие осмысленными и гораздо более безопасными его любые перемещения, например, вблизи берегов Финляндии! Всякий, кому доводилось в приличную погоду лететь из Петербурга в Стокгольм, наблюдал под собой, на полпути, мириады островов и островков. Им не было числа, и не было видно, где они начинаются и где заканчиваются Умом трудно постигнуть, как можно между ними разыскать путь, если ты — вольный водный турист и здесь впервые. Ответ для автора этих заметок был найден на Vene Bat, и имел он форму атласа Turku Regional Archipelago: карты, схемы, фотоснимки, сделанные с высоты птичьего полета.
Из названия другого атласа — "Гавани для маломерных судов восточной части Финского залива" следует его назначение. Он снабжен, кстати, комментариями на финском и русском языках, а также схемами и теми же фотографиями. На обложке пропечатано сообщение, согласно которому "нумерация объектов проспекта совпадает с нумерацией гаваней серии. А финской морской карты". Наверное, нельзя не быть счастливым, имея на руках такое чудо. Когда что-то похожее будут иметь наши мореходы?
И еще один пример, который уж точно закроет тему непривычной нам заботы о быте яхтсмена: скромный букле-тик (прекрасно исполненный полиграфически, есть версия и на русском языке): "На прогулочном судне в Финляндию, 1998". Его содержание потрясает: Въезд в страну и выезд из страны (перечислены погранзаставы, указаны номера телефонов и телефаксов), Порты (телефоны и телефаксы). Упрощенный порядок для граждан скандинавских стран, Пограничный и таможенный контроль, Прочие указания и положения, Общегосударственный номер морской аварийно-спасательной службы... Штаб пограничной охраны...
К тому времени, когда этот материал будет напечатан, уже завершится встреча в рамках "Бот-шоу, Санкт-Петербург". Остается пожелать, чтобы она прошла успешно и о ней хотелось бы вспоминать так же долго и с таким же благодарным чувством, как о "Вене 98".