По правде сказать, в лодках я не больно "Копенгаген", хотя сгоряча отличу хорошее от плохого, а запалясь, могу и вовсе опрокинуть навзничь маломерную посудину любого ранжира, тем более, если она для рыбалки подходит плохо. Во всяком случае, недавними, доперестроечными годами практику моторизованного рыбака имел неплохую. Могу враз усоветовать, что, ежели надобно ставить сетки, то самая "колбаса" — старая добрая "Казанка" без булей. Ну а когда планируешь попутно девчоночье сердце услащивать, то раскошеливайся на "заморский" пластик с "Эвинрудом" — и знай себе вихляй пенным хвостом на 180 градусов на любых оборотах.
Многим из нас по жизни приходилось облокачиваться на борта разных мастей и калибров, а порою и давать газ — выжимая из лодки то, что конструктору и не снилось.
В сегодняшних наших скромных закатах тихохонько пришвартовалась целая армия новых мелких изготовителей всевозможной маломерной продукции, но лишь о немногих занозится вспомнить. Так что расскажу лучше о продукции чужеземной — штатской, которая способна поразить любого нашего знатока-рыболова, да и не только рыболова. И добавлю, забыть которую вряд ли кому из видевших и опробовавших удастся.
Однажды, когда довелось подготавливать почву для начальственного десанта из Главрыбвода за рубеж, веселый ветер любопытства занес меня на юг штата Орегон, в городок Медфорд. По поводу местного рынка рыболовного снаряжения должно говорить часами, но сразу отмечу другое — тоскливо будет именитым европейским зазнавалам в здешнем лодочном пасьянсе: лодка для рыбалки и прогулок — один из культовых столпов быта, как кастрюля на кухне или писсуар в мужском туалете. Не то, чтобы я, аки метеорит, случайно свалился в этот виноградно-знойный Медфорд, окрестности коего славятся прекрасными сухими винами. Просто в данном захолустье обосновалась лодочная компания "Джеткрафт", на изделия которой на ежегодной бот-шоу в Сиэтле положил глаз один из лучших "моторников" нашего рыбвода (назовем его Н.П.).
Госзаказ — визитеру почет и уважение, так что на выпускаемых компанией "джетах" дали мне поноситься всласть. Скажу без подмалевки — впечатляло. Воскрешало впечатления молодости, когда за 5 секунд спускался со 100-метровой скалы Крестовая, что под Ялтой, способом "парашют".
Но скоростью и перепрыжками через разномастные бревна русских не больно-то удивишь, а вот настоящая необычность начиналась с того, что надежно проваренному корпусу медфордских водометных катеров дается пожизненная гарантия. Настолько уверены здешние тузы в непогрешимости продукции!
Честно скажу — американский менеджер намеренно впиливал меня в пороги, закладывал повороты на мелководье, где реку враз можно по щиколотку перейти, да создавал иные "чрезвычайки" на воде, дабы заморский гость не на словах, а на деле — в бою — убедился в истинности рекламных аляпок "Джеткрафта".
Врать не стану: сработано добротно и при самом по-российски удалом характере водителя сей "мустанг" от лодочной гвардии непоеменно выдюжит любой экзерсис витиеватой рыбинспекторской долюшки.
Завод небольшой, да и персонала не ахти — в цехах спокойно "горбатятся" всего 46 человек, но на потрясном рынке американских катеров фирма "Джеткрафт" хорошо известна уже больше десятка лет (хотя само имя значительно старее и было подобрано теперешними владельцами за сущий пустяк). Так или иначе, но, как утверждает реклама, компания "Jetcraft of Oregon Inc." существует 17 лет и за последнее пятилетие завоевала одну из ведущих позиций. Ее надежная ниша — небольшие (в основном — не больше 6 м) цельносварные (из легкого сплава) водометные быстроходные катера 17 базовых моделей. Упомянутые 46 умельцев в чистеньких комбинезонах за год без шума и нервотрепки делают 300-400 лодок. И никакой стройки не видно — расширять производство компания, судя по всему, не намерена: ставка сделана отнюдь не на количество!
Сегодня, чтобы получить "джетовый" катер этой фирмы, нормальному рыболову придется отстоять в очереди два, а то и более месяцев. Так же не без успеха "Джеткрафт" ежегодно снабжает 30-40 посудинами полицию и береговую охрану как родной американщины, так и нескольких латинских государств — а это что-то да значит! Ибо не видать было бы премиальных какому-нибудь колумбийскому сержанту, преследуй он ребят от наркоцеха на славном "Прогрессе" с "Вихрем"...
Примерно 15-20 катеров ежегодно заказывают здесь спортсмены, выступающие в "джет-спринте" — марафонах по горным рекам Как мне удалось выяснить, голый корпус такой спортивной лодки, рассчитанной на скорость до 170-180 км/ч (это на чистой воде!) — стоит за 20 тыс. долл. Любопытно, что мотор для нее стоит дороже — под 35 тыс. долл. Правда, поставить такой мотор на лодку размером чуть больше "Прогресса" нам с вами вряд ли пришло бы в голову — мощность его 800 л.с.!
Ну. а основную массу вывозимой на трейлерах продукции составляют "обыкновенные" — великолепные со всех точек зрения рыболовные и многоцелевые лодки, включая 19-24-футовые мореходные "Bluewater boats" с повышенным углом килеватости (20°).
Сам убедился — алюминий проваривают здесь дотошно, да и проверке швов уделяют повышенное внимание. Толщина материала на днище, как правило, около 5 мм (чуть меньше), на бортах — около 3 мм. Когда я поинтересовался — проводятся ли тесты на прочность, подобные автомобильным таранам с разгону на стенку, здешний народ долго смеялся: говорят, с их лодками уже столько всего происходило, что специально бить корпуса не нужно!
Львиная доля катеров оснащается бензиновыми двигателями — побыстрее такие катера разгоняются, легче мотор заводится при любых погодных условиях, проще в обслуживании. Но желание заказчика — закон, могут поставить и любой дизель. Например, нашим рыбводовцам почему-то приглянулся шведский дизель "Вольво Пента". Это несколько заводчан удивило, но не привело в замешательство — за пару недель было подобрано и доставлено соответствующее всем инженерным задумкам оборудование, чтобы детище резвилось на воде с заказанной скоростью 90 км/ч — не больше и не меньше!
Больше всего пользуются популярностью рекомендуемые самой компанией бензиновые "Шевроле". Цены их примерно такие: 300-сильного — 4500 долл., 410-сильного, гарантирующего 96 км/ч — 6000 долл.
Изюминкой, давшей само название фирме, является движитель — водомет. Конечно, вам могут установить и угловую колонку или любой иной вид передачи на винт, но наиболее отработан и пользуется заслуженной славой фирменный вариант: установка с новозеландским водометом "Hamilton jet-212". Как написано в рекламном буклете, водомет этот рекомендован для лодок длиной до 6-8 м и весом до 2.5-3.0 т при установке двигателя, обеспечивающего удельную мощность менее 70 л.с./т (50 кВ/т).
Электроника занимает сегодня все более важную часть нашей жизни. Не стала исключением и "Джеткрафт" — все катера фирмы напичканы (опять же в соответствии с потребой заказчика) жизненно необходимым электронным инструментарием: от простейших сигнальных огней и бортовых фар до навигационной аппаратуры, пригодной для выхода в океан, и рыбопоисковых эхолотов. Ценовой разброс по основным моделям оборудованных лодок гуляет от 10 до 50 тыс. долл., но цена может быть даже и больше, ибо совершенно невозможно предугадать, какие дополнительные навороты затребует очередной покупатель. В связи с этим генеральный менеджер компании Вирджил Паркс убежден, что и в ближайшем будущем цены на продукцию фирмы будут ползти вверх, но не за счет чисто лодочных "фиоритур", а благодаря росту количества позиций устанавливаемого оборудования и фантазиям слишком умных клиентов.
В США, как впрочем и в других странах, особое внимание уделяется сервисно-консультационной службе. У нас, к сожалению, большая редкость, если на другом конце провода ты сразу обнаружишь живое существо с пониманием нужного тебе вопроса. Обычно какая-нибудь милая девочка с точностью автомата воспроизведет полный набор технических характеристик, и без того известных из каталога, или. что еще чаще, отфутболит по другому адресу. "Джеткрафт" учел эту проблему. И в том числе поэтому имеет хороший имидж, а в итоге — довольно значительную очередь заказчиков.
Это, конечно, вдобавок к главному. Начиная от инженерной разработки и кончая завершающим швом, здесь всегда думают о стандарте самого высочайшего качества. Здешний девиз — мы не выкраиваем выгоды на мелочах!
В регулярно проводящихся чемпионатах мира на водометных лодках фирма "Джеткрафт" представлена своей знаменитой спортивной моделью "Eagle" ("Орел"). Катер не раз сокрушал скоростные рекорды в своей категории, Хотя мне самому "оседлать" "орла" не удалось, но стоял я около него очень долго: и внешние формы, и эргономичность всех без исключения компонентов впечатляли. Особенно врезался в память плоский бензобак, точно вписанный в объем задней трети катера.
К сожалению, вышеупомянутая сделка у Главрыбвода не получилась (конечно же, никак не по вине "Джеткрафта"). Зато у меня появились прекрасные друзья и твердая уверенность, что если когда-нибудь я задумаю обзавестись джетовой "таратайкой", адрес искать не придется. Так что дело теперь за "немногим"...
Спортивные катера
Лодки трех основных моделей предназначены для "джет спринта" и буксировки воднолыжников. Умеренная килеватость. Особые удобства и безопасность для водителя и 2-3 пассажиров. Двигатели ’Kodiak", "350 Chevy", "Legend", "American Turbine"; водомет "Hamilton" или "BerKeley".
Прогулочные лодки
Многоцелевые 4-5-местные "семейные'’ трейлерные лодки выпускаются как в виде водометного катера, так и в варианте под ПМ. Обычно имеют носовой кокпит, закрываемый легким тентом, центральный кокпит с 2 раскладными креслами (спина к спине) и двумя высокими ветровыми стеклами на полупереборках. кормовую платформу и развитые леерные ограждения. Килеватость — 12°. Толщина днища — 0.160 фута; 0.190 или 0.250 фута.
Мореходные лодки для "голубой воды", на которых разрешен выход даже в океанские заливы, могут быть изготовлены по любой из 20 модификаций длиной от 19 до 24 футов. Их основное отличие — увеличенные килеватость (20°) и высота борта (35 дюйма). Сухой вес в варианте МЛ — 1800-2300 фунтов, под стационарный двигатель — 2100-2600 фунтов. Запас топлива — до 100 галлонов.
Рыболовные лодки
Несколько моделей "Salmon Master" различаются только килеватостью (от 7 до 12°), общей длиной корпуса (от 16 до 20 футов) и конструкцией кормы в зависимости от вида движителя. Сухой вес МЛ под "Джонсон" — 750 фунтов, под стац. двигатель с водометом — 1250 фунтов. Свободная ширина кокпита — 66 дюймов при общей ширине корпуса — 93 дюймов. Высота борта — 29 дюймов. Запас топлива 30-50 галлонов. Толщина днища — 0.160 фута, бортов — 0.125 фута. Стандартная рыболовная лодка имеет несколько приполненные носовые обводы для повышения остойчивости без хода. Носовая часть запалублена; здесь оборудованы багажники, ящики для рыбы и наживки, на днище — топливный бак. Настил (днище кокпита) сплошной горизонтальный. Вдоль бортов закрытые сверху ящики для снастей и длинномерных предметов. Два передних мягких кресла с подлокотниками — поворотные; под ними — рундуки. В кормовой части кокпита — одно или два легкосъемных поворотных сиденья.
Водомет "Hamiltonjet-212"
В дополнение к сказанному в тексте, отметим. Эта модель, предназначенная в первую очередь для прогулочных и рыболовных лодок "белой воды" (для пресноводных водоемов), представляет собой развитие "потребительской" модели "211". Наилучшие результаты дает установка на легких малокилеватых глиссирующих лодках, рассчитываемых на скорости выше 25 узлов, но возможна и установка на корпусах "моногидрон" с постоянным углом килеватости днища 10-30°.
Одноступенчатый водомет рассчитан на работу с бензиновыми двигателями с суммарным объемом цилиндров 5-8 л или высокооборотными дизелями (с числом оборотов свыше 2800 об/мин) при мощности двигателя до 350 л.с. В зависимости от мощности, требуемого упора и расчетной скорости ставится импеллер одного из пяти типов: "Fine", "Standard", "Coorse", "Extra Coorse" или "Turbo" (для повышенной аэрации воды). Импеллер левого вращения диаметром 215 мм изготовлен из нержавеющей стали. Водовод — алюм. сплав. Сопло диаметром 110 мм сделано управляемым (привод ручной или гидравлический). т.е. обеспечивает поворот катера (даже на месте) и регулировку ходового дифферента. Реверс обеспечивается дефлектором — заслонкой заднего хода, поворачивающей струю под днище.
Водомет весом 70 кг навешивается фланцем на транец (с углом наклона до 5°). Длина выступающей за транец части — 720 мм, длина внутренней части (по наружной обшивке — 743 мм). В целом установка двигателя с водометом значительно компактнее, чем того же двигателя с угловой колонкой.
Справка
Приводим значения некоторых американских мер, встречающихся в тексте, в метрической системе: фут (') — 304.6 мм; дюйм ('') — 25.4 мм; фунт — 453.6 г; галлон — 3.785 л.