Несомненным плюсом, по сравнению с процессом постройки лодок из стеклопластика, была возможность избавиться от трудоемкого, вредного для здоровья и не поддающегося механизации ручного "послойного" формования корпусов. Но были и минусы. Такие, как сложность и дороговизна применяемой оснастки, окупающаяся лишь при большом количестве "штампуемых" лодок, да и немалая цена материала — полиэтиленового листа.
По старым публикациям1 читатель может проследить основные этапы "взлета" и "падения" нового материала, которому все дружно сулили самые радужные перспективы.
Первой сенсацией было появление на рынке маленькой французской "мыльницы" "Спортияк". Следом появился более похожий на "настоящую" лодку "Табуряк". Новой технологией заинтересовались лодочные фирмы многих стран, одна за другой поступали в продажу все более крупные гребные и моторные лодки, каноэ, водные велосипеды и даже мини-яхты (рекордсменом по размерениям была чуть ли не 6-метровая французская яхточка "Чарльстон").
Не очень-то отставала и наша индустрия. Срочно разработали проект 2.8-метровой картоп-лодки с тримаранными обводами "Автомобилист" (см. "КиЯ" №46), но, занявшись широким обсуждением того, какой именно должна быть эта универсальная лодка, как-то не сразу учли экономический аспект проблемы. Дело в том, что самый уровень тогдашней автомобилизации страны не позволял рассчитывать на требующуюся большую серийность, а торговая сеть не очень-то охотно бралась за реализацию "Автомобилиста" по получающейся довольно высокой цене. Отпугивала покупателей и необычность материала: пошли разговоры о недолговечности термопласта, его выцветании, опасности проплавления случайной искрой и т.п.
Так или иначе, единственной полиэтиленовой лодочкой, которая была у нас освоена производством, оказался 2-местный "Дельфин" (2.12x1.12 м; вес — 20 кг) по типу пляжного француза-'‘Спортияка". Могу подтвердить (см. №61), что лодочка, изготовленная Новокраматорским машиностроительным заводом, была по всем стандартам непотопляемой и неопрокидываемой, не так уж плохо шла на веслах и под "Салютом" с двумя пассажирами весом по 80-90 кг. (Теперь можно добавить, что нет никаких претензий и к ее долговечности: много лет редакционный "Дельфин" хранился в неотапливаемом рундуке без всяких видимых последствий, спокойно переносил "прижигания" сигаретой...) Хуже другое. Раскупался "Дельфин" очень плохо, поскольку серьезным людям эта "мыльница" не подходила: отворачивались от нее и туристы, и рыболовы, и охотники. Выпуск лодки, не имеющей конкретного адреса, оказался холостым выстрелом. (В последний раз я видел ее в продаже в хозмаге одного из черноморских курортов: продавец был твердо убежден, что это не лодка, а корыто для стирки, которое можно использовать и как детский бассейн-плескательницу.)
Можно было бы сказать, что термопластовый бум за истекшие годы подзабылся. Однако заслуживает несомненного внимания тот очевидный и несколько неожиданный факт, что в основных центрах термопластового судостроения выпуск лодок из полиэтилена и АБС не прекращался, а продолжается и поныне. Кажется невероятным, но те же самые "Спортияки" и "Табуряки" можно купить во Франции. В Финляндии по-прежнему пользуются спросом неприхотливые, удобные и легкие на ходу весельно-моторные лодочки "Терхи". В Норвегии в течение многих лет выпускаются самые разные лодки (12 базовых моделей) под названием "Пионер"; больше того, здесь осваивают и выпуск новых моделей, что заслуживает, на наш взгляд, отдельного рассмотрения.
В статье "Норвежский парадокс" ("КиЯ" №164) упоминалась фирма "Dynoplast" в г. Фредерикстад. Эта фирма входит в состав мощной корпорации "Dyno", ведущей начало от компании, которую в далеком 1865 г. основал всемирно известный учредитель нобелевских премий — изобретатель динамита Альфред Нобель. Установив высокопроизводительные ротационные машины, фирма с 1959 г. производит лодки семейства "Пионер" из LLDPE (Linear Low Density Polyethylen) — полиэтилена низкого давления. Цифры, характеризующие объем производства, приводятся разные, но все сходятся в том, что общее число реализованных "Пионеров" давно перевалило за 350 000 шт.
В числе базовых моделей есть классическое 2-местное каноэ и любопытный 4-местный колесный велосипед, на который можно поставить ПМ до 5 л.с., 2-местный тузик длиной 2.15 м под ПМ 3 л.с. (с колесом под транцем для упрощения транспортировки на суше) и небольшая 2-мес-тная молодежная мотолодка "Юниор" под ПМ 10 л.с. Однако наибольшей популярностью пользуются более или менее традиционные высокобортные универсальные весельно-моторные лодки длиной 2.42-3.93 м и особенно — самый крупный и самый новый из "Пионеров" — 4.85-метровый (при 2 м ширины) высокобортный и мореходный "Мульти".
Эта выпускающаяся с 1994 г. "революционная" — по формулировке фирмы — лодка, по внешнему виду напоминающая малое десантное судно, уже завоевала известность как исключительно надежное, вместительное, удобное в эксплуатации и неприхотливое рабочее суденышко. Слово "мульти" в названии появилось неслучайно. Перед нами действительно многоцелевая лодка с просторным прямоугольным в плане кокпитом и облегчающей погрузку-разгрузку носовой аппарелью. Аппарель позволяет причаливать прямо к необорудованному берегу носом; благодаря большой ширине образующегося прохода (750 мм) в кокпит лодки спокойно въезжает инвалидная коляска или тележка с грузом. Аппарель, кстати сказать, обладающая собственной плавучестью, поднимается ручным приводом и надежно фиксируется в верхнем положении двумя замками.
Трудно перечислить уже известные варианты фактического использования "Пионера Мульти" в разных странах, только заметим, что лодочные журналы особенно часто печатают фотоснимки новой лодки с грузом в виде штабеля мешков или с командой спасателей-аквалангистов на борту.
Не следует думать, что, проектируя рабочую мотолодку, конструкторы пренебрегли требованиями гидродинамики. Глиссирующий "Мульти" имеет довольно сложные и высокоэффективные обводы, которые можно назвать тримаранными. На носовой трети длины это четко выраженный катамаран с наклонным носовым транцем (аппарелью) между корпусами. На миделе и далее в корму неглубокие тоннели вдоль килей корпусов сохраняются, а средней части днища (между ними) придана незначительная килеватость ("модифицированные обводы "глубокое V"). И на внешних бортах корпусов, и на этом "глубоком V" имеются отформованные продольные реданы, на скуле — уступ-брызгоотбойник.
На надводной части борта сделан уступ, повышающий жесткость обшивки. Роль привального бруса-буртика играет фланец, на котором (методом сварки горячим воздухом) соединяются свободные кромки секций-оболочек — более мощной наружной ("обшивка") и внутренней ("кокпит" с палубой). Роль днищевого набора играют глубокие продольные и поперечные выформовки внутренней оболочки; горизонтальный настил (дно кокпита) ложится на продольные уступы, отформованные на вертикальных стенках кокпита, и на 9 высоких днищевых флоров.
Можно сделать вывод, что формообразующие возможности материала создатели "Мульти" использовали полностью. За одну автоматизированную операцию "горячего прессования" полиэтиленового листа получается довольно крупная и имеющая сложную пространственную форму оболочка; одновременно происходит и перераспределение толщин материала в зависимости от картины распределения местных напряжений и условий работы данного участка оболочки. Сборка и сварка (горячим воздухом) секций между собой, а затем монтаж настила (дна кокпита), аппарели и всего остального оборудования максимально упрощены и много времени не занимают. Пространство между оболочками заполняется вспенивающимся пенополиуретаном, гарантирующим непотопляемость "Мульти".
Для крепления деталей оборудования предусмотрены закрепляемые в утолщениях основного материала закладные гнезда с внутренней резьбой.
Отмечается, что ремонт корпуса в случае получения пробоины особой сложности не представляет: достаточно наложить внакрой полиэтиленовую заплату и оплавить ее кромки паяльником.
Базовый вариант "Мульти" имеет четыре сиденья, отформованных как одно целое с оболочкой кокпита, два закрывающихся рундука-багажника и на правом борту — лючок, в котором размещается привод подъема аппарели (со съемной рукояткой). По бортам (по планширю) пущен удобный невысокий трубчатый релинг. Любопытно, что нет и намека на уключины и весла: перед нами чисто моторное судно.
На мощный деревянный транец "Мульти" рекомендовано устанавливать подвесной мотор с удлиненным дейдвудом мощностью от 30 до 50 л.с. По сообщению журнала "Batnytt" (№9, 1998), при установке 50-сильного "Тохатсу" максимальная скорость с одним водителем на борту составила 30 узлов (т.е. превысила 55 км/ч).
Лодка получилась довольно тяжелой: вес базового варианта — около 420 кг, однако при эксплуатации совместно с автомобильным трейлером это никого на Западе не смущает и недостатком не считается. Гораздо важнее, что грузоподъемность "Мульти" поразительна — 1500 кг. Лодка сертифицирована по правилам норвежского классификационного общества Det Norske Veritas, причем на фирменной табличке указаны: упомянутая предельная грузоподъемность, пассажировместимость (4-8 чел.), максимальная мощность ПМ и регистрационный номер.
Лодка выпускается в трех вариантах окраски: желтой, красно-оранжевой и серебристо-серой.
При цене базового варианта 42 900 норвежских крон за дополнительную плату можно поставить на "Мульти" консольный пульт управления (4300 крон), ветровое стекло на него, набор кормовых сидений-рундуков и кормовую раму — пилон для несения огней и антенны.
Остается добавить, что в настоящее время к названию этой удачной и хорошо известной уже в 30 различных странах лодки добавлено еще и слово "спорт".
"Мульти" уже далеко не новинка. Тем не менее лодка пользовалась явным успехом и на только что прошедшем бот-шоу 1999 г. в Дюссельдорфе. Редкий посетитель удержался от соблазна лично "проверить"качество полиэтиленовых поверхностей, поцарапав ногтем полиэтиленовую "обшивку".
Еще один норвежский «Мульти»
Явно под впечатлением заслуженного успеха "Пионера Спорт Мульти" был создатель этой стеклопластиковой мотолодки. На первый взгляд, ничего особенного: обычная 4.5-метровая прогулочная мотолодка с катамаранными обводами и с просторным кокпитом — остойчивая и широкая (2.5 м) платформа, рассчитанная, в первую очередь, на рыболовов, купальщиков и воднолыжников. Рекомендуемая мощность подвесного мотора — 20-40 л.с., с тридцатисильным подвесником обещается скорость 22.5 уз (41.7 км/ч). Но это если смотреть на разработанный норвежцем Карлом Гравдалом "Мультикэт" на ходу. А вот на стоянке — что у причальной стенки, что просто на пляже — его явно ни с какой другой мотолодкой не спутаешь.
С носа "Мультикэта" откидывается широкая прочная аппарель, по которой на борт можно подняться даже в инвалидной коляске. Однако пригодна она не только в качестве трапа — детишки конструктора быстро сообразили, что это просто идеальная горка для купания. Несколько таких лодок уже успешно эксплуатируются в Норвегии, и теперь Гравдал ищет фирму, способную наладить более широкий выпуск и сбыт "Мультикэта".
Примечания
1. См. статьи: М.В. Михайлова "Полиэтиленовые лодки" (№24) и "Лодки из термопласта АБС" (№46); П.А. Зальянц и Н.В. Губко "Термопластовые лодки: проблемы и перспективы" (№51); "Об изготовлении лодок из АБС на з-де "Конемуови" (№60 и №63) и др. Напомним, что буквами АБС обозначается термопласт акрилонитрил-бутадиен-стирол.