Стремительный прогресс вычислительной техники буквально взорвал консервативный процесс создания яхт и парусного вооружения. То, на что раньше уходили десятилетия конструкторских разработок, сейчас может быть сделано за пару месяцев. Применение рабочих станций и новейшего программного обеспечения избавило разработчиков от рутинных вычислений и позволило глубже вникнуть в физические процессы, происходящие на парусном судне.
Хорошим примером этому может служить история развития фирмы "АРСЕНАЛ" из Таганрога.
Созданная в 1988 г. усилиями энтузиастов-яхтсменов для производства парусов с раскроем по гибкой рейке, фирма в начале 90-х перешла к проектированию яхт и парусных систем на базе компьютерных технологий. Широкое использование программ высокого уровня (пакет Unigrafics, который, например, используется такими гигантами самолетостроения как "Boeing" и МиГ), а также собственных специализированных программных разработок позволяет с достаточной точностью исследовать как геометрию создаваемого объекта, будь то парус или яхта, так и его состояние в различных ситуациях (возникающие деформации и нагрузки, аэро- и гидродинамические картины обтекания).
Комплекс программ позволяет вести целенаправленный поиск оптимальных парусных систем, отслеживать влияние различных факторов на весовые характеристики, продольную и поперечную остойчивость яхты. И все это — задолго до того, как готовое изделие окажется на воде.
Современные 40-футовые яхты, разработанные в "АРСЕНАЛЕ", развивают скорость до 15-16 узлов и это явно не предел. С каждой новой разработкой спортивные яхты становятся все более легкими и жесткими. Преодолев скоростные ограничения Фруда для водоизмещающих судов, они несут парусность, ограниченную только своей критической остойчивостью. Применяемые нами ламинированные ткани парусов вдвое легче дакроновых и имеют на порядок меньший коэффициент поверхностного трения; при этом они совершенно непродуваемы. Эти паруса отличают: плоский суперкритический профиль; жесткая радиальная конструкция (вплоть до применения сквозных лат не только на гроте, но и на стакселе); сверхпрочные заделки парусов по узлам крепления, способные выдержать резко возросшие нагрузки; прочная и надежная фурнитура; жесткий рангоут и не растягивающийся такелаж. Раскрой с использованием плоттера позволяет нам достигать высокой точности в изготовлении.
Основное влияние на увеличение скорости парусных судов принесла разработка теории "парящих" парусов, обычно называемых спинакерами. Сделанные в "АРСЕНАЛЕ" из современной, сверхлегкой ткани с очень плоским профилем спинакеры "стоят" от полного бейдевинда до фордевинда. На основе сверхкритических самолетных профилей разработано семейство асимметричных спинакеров, также известных как "генакер", "блистер". Эти паруса управляются одним шкотом, прекрасно работают в паре с гротом и имеют площадь на 15-20 % большую, чем у спинакера.
Поставщиком тканей для "АРСЕНАЛА" является известная голландская фирма "Contender sailcloth", сотрудники которой охотно делятся имеющейся у нее информацией, в том числе современными технологиями и опытом производства парусов. Паруса "АРСЕНАЛА" комплектуются оборудованием ведущих мировых фирм и имеют типичный для Европы дизайн. К сожалению, некоторые российские фирмы для снижения стоимости производимых ими парусов применяют для их изготовления некондиционные парусные ткани. Мы наблюдали случаи, когда паруса просто рассыпались по полотнищам, ведь известно, что в парусе нет неответственных элементов: даже если он прострочен лавсановой нитью, не стойкой к солнечной радиации, то начнет разрушаться по швам уже на втором месяце эксплуатации. Поэтому, заказывая дорогостоящие паруса, задумайтесь, до какой степени в счет экономии можно жертвовать их качеством.
Всех, кто в наступающем сезоне решил улучшить ходовые качества своей яхты, приобрести новую яхту или радикально пересмотреть парусный гардероб, приглашает к сотрудничеству фирма "АРСЕНАЛ".