С 12 по 21 февраля 1999 г. в столице Финляндии Хельсинки проходила юбилейная 30-я международная выставка катеров и яхт "Vene-99". Шоу, проводимые Хельсинкским выставочным центром Finnexpo, как правило собирают много гостей и участников — не стала исключением и февральская выставка, которую посетили более 79 тыс. человек. Воспользовавшись любезным приглашением организаторов, журнал "Катера и Яхты" стал участником бот-шоу, а наши корреспонденты смогли подробно ознакомиться с современной продукцией западных компаний, среди которых большинство составляли скандинавские фирмы. Несколько российских фирм также приняли участие в работе бот-шоу. На выставочных стендах можно было увидеть продукцию Адмиралтейских верфей - алюминиевые лодки "Мастер ", надувные лодки "Мнев и К", надувные лодки с жестким днищем компании "Стрингер", пластиковые картопы "Мираж", яхтенное оборудование питерской фирмы "Вест-Тер". Кроме того, территориальной близостью Хельсинки и Петербурга воспользовались приехавшие в Финляндию многочисленные гости из российской Северной столицы, так что русская речь в залах выставочного комплекса не была редкостью.
Не имея возможности описывать здесь все заслуживающие внимания экспонаты выставки (всего, уточним, в ней приняли участие более 330 фирм, представивших около 450 различных моделей катеров и яхт), мы остановимся лишь на нескольких из них, наиболее нам симпатичных.
Наряду с уже хорошо известными во всем мире финскими катерами "Targa" (о которых рассказывалось в "КиЯ" №160), пользуются устойчивым спросом и катера примерно того же класса, выпускаемые другой финской фирмой "Sarins Batar". Во всяком случае, за тридцать лет ею построено и реализовано свыше 1000 катеров типа "Minor" традиционного для этой небольшой верфи в г. Ойя.
Сегодняшняя продукция фирмы в разделе "Offshore Boats" представлена тремя основными вариантами 14-й по счету с 1967 года базовой модели "Minor 29", обозначаемыми как "Dc", "Lc" "Oscar Pilot".
Это высокобортный и мореходный (категория B-Offshor) стеклопластиковый катер длиной 8.70 м и шириной 3.00 м с традиционными для скандинавских морских катеров отформованными на бортах уступами, имитирующими конструкцию обшивки "кромка на кромку".
Ниже скулы это достаточно совершенный по обводам корпус с умеренной килеватостью, рассчитанный на переходный к глиссирующему режим движения. Максимальная скорость при установке двух дизелей по 170 л .с. — 30 узлов, но практически обычно используют установку меньшей мощности (например, 2x88 л.с.). Фирма гарантирует скорость со 100-сильным дизелем — 12 узлов, крейсерскую при 200-сильной установке — 18 узлов.
В отличие от создателей "Тарги", конструкторы 3.5-тонного "Minor 29" отказались от угловых колонок и по-прежнему применяют старомодный вариант с наклонным гребным валом, винтом и рулем под днищем. Для защиты винта (и руля) применен развитый плавник-дейдвуд, несомненно играющий и немаловажную роль успокоителя бортовой качки. Фирма спокойно идет и на двухвальный вариант, гарантирующий повышение надежности силовой установки (за счет, естественно, увеличения ее веса и некоторой потери полезного объема внутренних помещений). В обоих случаях габаритная осадка не превышает 0.95 м.
Отработано несколько решений силовой установки, и заказчик вправе выбирать нужный вариант, исходя из собственных представлений о приоритетах и финансовых возможностей. На июль 1998 г. цена катера "Minor-29Dc" (в финских марках) с одновальной дизельной установкой составляла: с "Yanmar" 170 л.с. — 573 тыс., 230 л.с. — 584 тыс.; с "Volvo" 200 л.с. — 580 тыс., 230 л.с. — 589 тыс.
Что касается общего расположения, то сравниваемые "Targa" и "Minor" имеют много общего. В обоих случаях мы видим "островное" (в центре кокпита) расположение "пилотхауза" — высокой рубки (она же и салон) с круговым обзором и основным постом управления. В обоих случаях оборудованы: носовая спальная каюта; салон и кормовая каюта. Носовая каюта на "29Dc" отделена от салона своеобразным тамбуром: по правому борту — гальюн, по ДП — пульт управления, по левому борту — дверь с угловым трапом вниз и шкаф. У входа в каюту по ДП высота помещения увеличена как благодаря понижению уровня пола, так и благодаря выступающей вперед нижней части рубки. Пол кормовой каюты также расположен ниже, чем в салоне, и под камбузом также отформована выгородка.
Различие в вариантах "Minor" состоит в длине рубки и планировке салона, расположении камбузного блока и второго — вспомогательного — поста управления (на летучем мостике или внизу — за кормовой стенкой рубки). Число постоянных спальных мест — 4 или 5, число сидений в закрытых помещениях — от 7 до 12. Емкость дизельного танка — 335 л.
На бот-шоу 1999 года в Хельсинки привлекал внимание посетителей и "младший" представитель семейства — дейкрейсер "Minorita". Это традиционный, типично "северный" довольно быстроходный малый катер, корпус и силовая установка которого основными чертами напоминают примененные на "Minor-28" и "-29". Длина катера — 6,40 м, ширина — 2.35 м, осадка — 0.65 м. Водоизмещение — 1.3 т. Рекомендуемая мощность дизеля — от 45 до 65 л.с. Максимальная скорость — 20 узлов, крейсерская — 15. Запас топлива — 130 л.
Здесь же рубка1 занимает все пространство от борта до борта (узкая "потопчина" не в счет). Капот двигателя занимает ее среднюю часть, на нем размещено съемное кресло пассажира. Наибольшая высота в помещении — у камбуза по левому борту; стоять в полный рост можно только здесь (тем более, что в крыше рубки имеется сдвижной люк). Носовая каюта не отделена от рубки и играет роль салона. Химтуалет под сиденьем водителя. Кормовой каюты нет, зато кормовой кокпит получился и просторным, и удобным.
Очень интересным представляется рабочий вариант катера в том же самом корпусе — "Minor 6400". От миделя в нос расположен глубокий "рабочий" кокпит с люками в трюм и багажный носовой отсек. От миделя в корму дно кокпита приподнято и в нем островком поставлена рулевая рубка с креслами, раскладывающимися в 2 спальных места. Каюты, камбуза и постоянного туалета здесь нет. Водоизмещение катера — 1.10 т. Рекомендуемая мощность дизеля — от 35 до 65 л .с. Скорость максимальная — 22 узла, крейсерская -15-18 узлов. Запас топлива — 115 л.
Стоимость катера "Minor 6400" с дизелем "Volvo'’ 50 л .с. — 215.300 финок, марок, с "Yanmar" 62 л.с. — 221.500. На сегодня кроме упомянутых выше выпускаются также катера "Minor" длиной 7.1; 7.5; 7.6; 8.3 м, представляющие собой различные вариации базовых моделей.
Не стоит подробно останавливаться на том, что качество изготовления всех этих катеров с маркой "Sarins Batar" — "типично финское", т.е. неизменно заслуживало самую высокую оценку знатоков — посетителей "Vene-99".
Среди многочисленных зарубежных лодок серийной постройки, ожидающих своего покупателя из числа блуждающих по выставочному комплексу Финнэкспо любителей комфортного семейного отдыха на воде, эта яхта заметно выделялась, издалека привлекая внимание посетителей уже одной только своей раскраской: солнечно-желтый пластиковый корпус излучал теплое мягкое сияние. Невозможно было удержаться и не подойти ближе: "Что это там за подсолнух?.."
"Подсолнухом" оказался "Сантер 760" (Santer 760) — совсем новенькая финская яхта, спроектированная конструкторским бюро "Форсбом Яхт Дизайн" (Forsbom Yacht Design). При более внимательном осмотре оказалось, что яхта обладает и рядом других достоинств, кроме уже упомянутых новизны и цвета.
Прежде всего, финские конструкторы постарались вложить в "Сантер" потенциал круизной яхты (лодка непотопляема, предусмотрены спальные места для 4-х человек) в сочетании с превосходными гоночными качествами. А это как раз то, чего ожидают сегодня покупатели таких плавсредств: многие стремятся приобрести не просто "плавдачу" под парусами, но и яхту, на которой можно участвовать в соревнованиях, причем добиваясь при этом хороших результатов. Поэтому инициаторы проекта замахнулись сразу на создание целого класса яхт-монотипов на базе "Сантера 760". В перспективе это дает возможность зарегистрировать класс в ISAF и развивать его уже не только как круизный, но и как международный гоночный, а значит, все увеличивать и увеличивать число заказов и объемы продаж.
Итак, перед нами "Сантер 760". Яхта полностью выклеена из стеклопластика, усиленного углеволокном. Предельно облегченная конструкция набора и обшивки в сочетании с современным парусным вооружением, по мнению конструкторов, обеспечивает "Сантеру" превосходные скоростные качества. К слову, говоря о парусном вооружении, стоит упомянуть, что "Сантер 760" имеет довольно высокую для круизной яхты площадь парусов и обеспечивающие их эффективную работу рангоут и такелаж. Алюминиевая мачта раскреплена вантами и одним носовым штагом. Две пары краспиц, естественно, при этом сильно завалены в корму. Парусный гардероб "Сантера" также отличается от традиционного набора яхты для семейного отдыха. В комплект из четырех парусов входят два геннакера (65 и 40 м2), для постановки которых применяют носовой аутригер, современный грот с высокой серпо-видностью и сквозными верхними латами (24 м2) и стаксель "на семь восьмых" (12 м2).
Одной из основных особенностей "Сантера 760" и главным предметом гордости конструкторского бюро "Форсбом Яхт Дизайн" является качающийся (поднимающийся) киль. При помощи лебедки, расположенной в кокпите, киль может быть частично "втянут" внутрь корпуса (подобно шверту, но называть его швертом, наверное, не стоит), что сильно облегчает перевозку яхты на трейлере и делает возможным выход на мелководье. Кроме того, узел крепления собран таким образом, что киль может поворачиваться в диаметральной плоскости яхты в случае возникновения на нем ударной нагрузки. Это значительно уменьшает риск его повреждения при посадке на мель.