Основные данные минимотолодки "Стрингер-350"
Длина наибольшая, м | 3.50 |
Ширина наибольшая, м | 1.60 |
Высота борта, м | 0.72 |
Мощность ПМ, л.с. | 30-40 |
Вес лодки, кг | 150 |
Грузоподъемность, кг | 250 |
Скорость с ПМ 40 л.с., км/ч | 65 |
Петербургская фирма "Стрингер" с момента образования в 1990 г взяла курс на выпуск гребных и малых моторных судов из стеклопластика с открытой компоновкой, наиболее технологичных при серийном производстве. К 1993 г было налажено производство самых маленьких и наиболее популярных тогда картоп-лодок и 4.5-метровых мотолодок типа "Майами-15". Для того, чтобы заполнить разрыв в формировавшемся типоразмерном ряду, далее было необходимо разработать такую же открытую лодку с меньшей длиной (3-4 м), пригодную для установки на нее широко распространенных у нас моторов мощностью 20-30 л.с.
Хотелось, чтобы новая скоростная мини-моторка была способна составить конкуренцию недавно появившимся гидроциклам, возможности практического использования которых существенно уже и, кроме того, конструктивно отличалась от известных серийных аналогов, выпускавшихся как отечественными, так и, по возможности, зарубежными фирмами.
Информация об изображении
Схема обводов "Морского дротика", спроектированного англичанином Барри Стимсоном
Мы остановили выбор на в принципе хорошо известном нашим водномоторникам, но, тем не менее, совершенно не распространенном прототипе. Речь идет о 4-метровом быстроходном "Морском дротике", который рекламировался фирмой "Нува" как "мотолодка без недостатков" (см. "КиЯ" №60 и №72). Треугольный в плане тримаран с килеватостью корпуса до 18° на транце и горизонтальной плоской лыжей в ДП (шириной 240 мм) с ПМ мощностью 25 л.с. не уступал в скорости сравнимой мотолодке с ПМ 40 л.с., превосходя ее по маневренности, мореходным качествам и приемистости... Данная конструктивная схема обладала бесценными для мотолодки минимальных размерений достоинствами — исключительно высокой начальной и ходовой остойчивостью, рациональным отношением L/B и развитыми кормовыми объёмами, способными снять с души конструктора грех за возможные неприятности с любителями вешать на транец своей лодки избыточную мощность.
Схема обводов "Морского дротика", спроектированного англичанином Барри Стимсоном
Прототип был уменьшен до 3.3х1.6 м и доработан с целью улучшения обитаемости и получения более "товарного" вида.
Летом 1993 г. была изготовлена и испытана опытная модель, состоявшая из одной днищевой секции будущей лодки. Модель убедительно продемонстрировала замечательные возможности выбранной схемы. Она легко глиссировала как под 12-сильным "Ветерком", так и под "Вихрем"-тридцаткой, не обнаруживая ни малейших попыток перевернуться через скулу при резком движении румпелем. Новая модель получила индекс "Стрингер-330". Водитель располагался в ней, как на гидроцикле, "верхом" на продольном сиденье, переходившем в рулевую консоль и игравшем заодно роль продольной жесткости днища. Два пассажира располагались на боковых сиденьях дальше в корму от водителя.
В таком виде наша лодка была успешно представлена на дюссельдорфской бот-шоу, но далее произошли два не благоприятствовавших дальнейшему продвижению модели события. Во-первых, выявилась необходимость перевода производства на более технологичный стекломат вместо привычной стеклоткани, а во-вторых, ужесточение норм безопасности Госстандарта потребовало заполнения части объёмов корпуса морским пенополиуретаном. Как результат, масса корпуса вместо запланированных 90 возросла до 130 кг, отчего нижний порог применимой мощности ПМ поднялся до 25 л.с.
На испытаниях с заведомо более тяжелым 40-сильным "Джонсоном" мы сполна прочувствовали особенности поведения "Морского дротика", о которых писал "КиЯ" в известной статье в №72. Малое удлинение лодки обусловило специфическую форму кривой сопротивления: с выраженным "горбом" в районе 25-30 км/ч и практически горизонтальным участком далее до скорости 50-55 км/ч. При открытии дросселя на три четверти лодка буквально прыжком выходила на глиссирование, а затем в несколько секунд удваивала скорость, что неизменно вызывало взрыв восторга у неподготовленного пассажира.
Эта особенность, впрочем, создавала определенные неудобства при плавании в свежую погоду. На 2-балльном волнении было трудно поддерживать наиболее комфортную среднюю скорость, так как лодка порывалась с каждой волны стартовать, как с трамплина. В тихую же погоду мы спокойно обгоняли крылатый "Метеор".
Несмотря на то, что мотоциклетная посадка давала водителю определенные преимущества, позволяя мгновенно подбирать оптимальную центровку, четырехлетний опыт продажи лодки в России и за рубежом показал, что общее расположение должно быть доработано с целью расширения кокпита и повышения комфорта и для водителя, и для пассажиров. Мы удлинили корпус, доведя длину этой трехметровой лодки до 3.5 м и посадили водителя в мягкое кресло, слегка смещенное на правый борт для компенсации реактивного момента от вращения гребного винта. Пассажирам досталась вся ширина кормового дивана, люк под которым облегчил доступ в топливный отсек. Удлинение корпуса дало еще одно важное преимущество: стартовый дифферент существенно снизился, несмотря на увеличение массы корпуса до 150 кг.
Одновременно уменьшилась склонность лодки к дельфинированию при полной нагрузке. Кстати, нетрадиционность поведения "Морского дротика" сказалась и при возникновении продольной неустойчивости движения. Перемещение ЦТ в нос давало противоположный эффект. Бороться с дельфинированием на полном ходу удавалось одним способом — перемещением пассажиров на штатный диван в корме, что позволяло вывести из зоны замывания выпуклые носовые участки корпуса.
К сожалению, нам так и не удалось испытать лодку в качестве буксировщика воднолыжника. По отзывам владельцев, мощности мотора в 30 л.с. достаточно, чтобы буксировать лыжника среднего веса, однако для достижения наилучших результатов оптимальна установка 40-сильного мотора (при этом расход бензина составлял около 0.5 л на километр пути).
"Классические" мини-мотолодки с жестким корпусом сейчас испытывают сильную конкуренцию со стороны маневренных гидроциклов и практичных "надувнушек". Тем не менее, если вы хотите иметь небольшое скоростное плавсредство, постоянно готовое к выходу, и при этом желаете воспользоваться такими преимуществами "настоящего" стеклопластикового судна, как надежность, неприхотливость, комфортабельность и изящный внешний вид, то мини-мотолодки "Стрингер-330" и "Стрингер-350" сделаны для вас.