Пятнадцать лет назад (см. №66 и №70) мы впервые представили читателям появившийся в Англии в начале 70-х годов этот тип лодок. Конструкторам спасательной техники, как писали тогда журналисты, удалось "вывести новую любопытную породу малого судна", в которой сочетались достоинства надувной лодки и традиционной мотолодки с жестким корпусом.
Речь шла о 7—10-метровых спасательных лодках, для которых особенно важны, с одной стороны, малый вес, непотопляемость и наличие мягкого борта-кранца, а с другой, — мореходность и скорость, обеспечиваемые сложной, но гидродинамически высокоэффективной формой жесткого днища.
Можно считать, что спасательные суда нового типа завоевали заслуженную популярность. Наши читатели могли их видеть в действии: они работали в Таллинне — во время Олимпийской регаты и в 1990 г. в Ленинграде — во время неудачного этапа чемпионата Формулы-1. Однако за минувшие годы выяснилось, что надувные лодки с жестким днищем успешно применяются и с другим назначением; можно, например, ставить на них стационарные двигатели, оборудовать лодку надстройкой, вдвое увеличив размерения, и т.п. и т.д.
Серийные мотолодки нового типа уже довольно широко используются и как прогулочно-туристские суда, и в качестве «дежурных» шлюпок в торговом флоте. Подобные «надувнушки» с индивидуальным дизайном можно видеть в каталогах средиземноморских моторных яхт. Участвуют они и в гонках открытого моря (это, например, итальянская 12-метровая «Новамарин Техно», на которой установлен 1400-сильный дизель; она развивает скорость до 87 узлов!).
Кстати сказать, 3,8-метровая надувная мотолодка с жестким днищем, разработанная Ленинградским экспериментальным заводом спортивного судостроения (ныне завод «Оккервиль»), была впервые представлена общественности именно на гонках — это были соревнования на Приз «Катеров и яхт» (Клайпеда, 1988 г.); ее описание можно найти в №140 за 1989 г.
Текст отсутствует. Если у вас есть №157 со страницей 16 напишите пожалуйста!
.....кокпита гребнем волны; кроме того обеспечивается быстрое осушение лодки в случае ее самовосстановления после переворота.
Такая непрерывная платформа, не имеющая поперечных уступов, легко включается в обеспечение общей продольной и поперечной прочности корпуса. Для этого между наружной и внутренней секциями (между обшивкой и платформой) заформованы три продольные П-образные балки. Никаких поперечных связей (шпангоутов или переборок) нет. Пространство между наружной и внутренней секциями может быть и полностью заполнено пенопластом.
Принятое конструктивное решение позволило добиться сравнительно низкого веса собственно корпуса лодки — всего 150 кг.
По периметру лодки, исключая транец, ставится надувной баллон диаметром 400 мм, имеющий 5 отсеков. К корпусу баллон крепится на болтах через наружный и внутренний фланцы с металлическими накладками; это позволяет тратить на установку и демонтаж баллона минимум времени.
Баллон на опытном образце был изготовлен кооперативом «Тритон» из двухслойной прорезиненной ткани. Останавливаться на этом первом решении очевидно нельзя. Мы намерены еще работать над его конструкцией, меняя ткань, фурнитуру и дизайн, поскольку лодка должна быть конкурентоспособной при сравнении с лучшими образцами иностранных фирм.
Установка баллона и сидений увеличивает вес лодки до 200 кг.
В качестве силовой установки могут быть использованы один или два подвесных мотора мощностью до 80 л. с. Такая мощность позволит развивать скорость при нагрузке 8 чел. —60 км/ч, а с одним водителем — 70 км/ч.
Проверить расчеты на скоростях свыше 60 км/ч не удалось, поскольку в нашем распоряжении были только два «Вихря-30» со штатными гребными винтами, т. е. 60-сильная спаренная установка. При установке одного «Вихря» с одним водителем на борту скорость на тихой воде составила 50 км/ч. С 6 чел. на борту лодка уверенно выходила на глиссирование и развивала скорость 38 км/ч.
Два «Вихря» позволяли достигнуть скорости с одним водителем 58 км/ч. Нагрузка 8 чел. или 500 кг груза была для выхода на глиссирующий режим далеко не предельной; скорость при этом достигала 45 км/ч.
Поведение лодки на волне высотой до 0,7 м при нагрузке 4 чел. (скорость около 48 км/ч) было вполне удовлетворительным, ход — достаточно мягким, управляемость — уверенной, кокпит не забрызгивался. Конечно, следует помнить, что движение на предельном волнении с повышенными скоростями потребует от водителя умелого маневрирования газом и рулем для выбора наиболее благоприятного курса и регулирования скорости лодки.
На опытном образце в корме установлен макет мостика в виде трубчатого портала высотой 1,7 м с релингами. Испытания показали, что на таком мостике наблюдатель на стоянке может стоять во весь рост; сидеть можно и на ходу, что немаловажно при поиске во время спасательных операций. Эта же конструкция должна использоваться для крепления надувного баллона емкостью около 150 л, необходимого для самовосстановления лодки. В повседневных условиях баллон будет закреплен на портале в сложенном виде. К сожалению, испытания лодки на самовосстановление мы не проводили, но думаю, что здесь не возникло бы никаких проблем: такой способ уже хорошо апробирован.
Если полное подтверждение на испытаниях всех основных технических характеристик нас порадовало, то были и огорчения. Вот пример. В комплектацию лодки было заложено дистанционное управление газом и реверсом, выпускаемое Калужским турбинным заводом. Уже во время монтажа ДУ мы обнаружили, что оно работает плохо. Только после полной разборки и смазки редуктора, вытяжки и смазки тросов устройство начало как-то работать, но уже через 40— 50 включений сломались пластмассовые наконечники тросов переключения реверса в месте присоединения их к ручке. Уверен, что это известно заводу, но пока единственная его реакция — включение в комплект ЗИПа двух запасных наконечников. Поневоле напрашивается выход: отказаться от поставки готового ДУ и наладить выпуск своего. Вот так и возникают совершенно неожиданные осложнения.
Постройка опытной лодки показала, что мы в состоянии создать проект, который может заинтересовать потребителей, быть полезным во многих отраслях хозяйства. Мы получили интересные предложения и от западных бизнесменов, наша продукция не прошла незамеченной ими. Однако выход на западный рынок — вопрос очень сложный, скорее не технически, а экономически. Мы не знаем ни возможностей этого рынка, ни его требований. В то же время зарубежные бизнесмены удивляются низким ценам на продукцию отечественного малого судостроения и готовы идти на деловые контакты.
Сейчас мы готовим опытный образец модернизированной лодки, чтобы показать ее на зарубежных выставках. Но мы не должны забывать и об интересах возможных покупателей на внутреннем рынке, готовы удовлетворить их конкретные пожелания.
Знатоки малого флота, наблюдавшие нашу лодку в действии, сразу же выразили сомнение: а как на ней подойти к пирсу, утыканному гвоздями? Да и где хранить ее — ведь наверняка найдется «любопытный», который захочет поковырять баллон? Конечно, эксплуатация такой дорогой лодки возможна лишь при наличии специальных условий, она для этого и предназначена.
Нашему водномоторнику нужна лодка по-традиционному неприхотливая, позволяющая эксплуатировать ее в «обычных» варварских условиях, рассчитанная на мелкий ремонт силами владельца — без специальных материалов и технологий. Именно этим целям должна отвечать другая модель, разработанная нами — «Стриигер-480». Это родная сестра 5,5-метровой лодки, о которой говорилось выше, в том смысле, что применено то же самое стеклопластиковое днище, которое себя полностью оправдало, но надувного баллона нет, а борта, как у обычных лодок, сделаны жесткими.
Проработки показали, что на этой базе можно создавать самые различные модификации, удовлетворяя требованиям индивидуального заказчика: это могут быть мотолодки открытые и с рубкой-убежищем, рабочие лодки, лодки для коротких прогулок и экскурсий, удобные каютные лодки для комфортабельного отдыха. Прорабатываются варианты создания на этом же днище и катеров со стационарными двигателями.
Правда, предыдущий опыт нас уже кок чему научил, и мы не спешим запускать новую модель в серию. На сегодня построена только одна опытная лодка. Это открытая, но достаточно комфортабельная скоростная мотолодка для прогулок и экскурсий 4—6 чел. Жесткий борт и внутренняя обстройка выполнены из водостойкой фанеры, оклеенной стеклопластиком. Если спрос будет достаточным, мы готовы постепенно перевести конструкцию полностью на стеклопластик.
Хочется сделать нашим любителям в новом сезоне еще один подарок: разрабатывается маленькая лодочка, на которой можно с ветерком прокатиться хоть под «Ветерком-8», хоть под «Вихрем». Она будет строиться в разных вариантах: с надувным и с жестким бортом, специально для рыбалки и для прогулок. С двумя пассажирами лодка будет развивать под 8-сильиым мотором — 30—32 км/ч, с «Вихрем» — 55—66 км/ч. Вес корпуса 35—40 кг. Длина лодки 2,8 м, с баллоном — 3,1 м. Может быть эта лодочка вам тоже понравится?