Разработку специального проекта катера для 24-часового петербургского марафона наша фирма начала по заказу официального дистрибьютора "Yamaha-Motor" компании "Петросет-Большой". В качестве основы для новой модели был выбран показанный на фото РИБ "Кальмар", отлично зарекомендовавший себя как по мореходным качествам, так и по динамическим характеристикам (см. "КиЯ" №169). Сложность заключалась в том, что его основные размерения, хоть и ненамного, но превышали допускаемые Правилами УИМ. Пришлось несколько изменить конструкцию без существенного изменения геометрии обводов жесткой части.
Новый "Кальмар-компакт" получил свой окончательный облик после внесения следующих изменений.
Во-первых, линия борта была опущена на 100 мм и уменьшен угол подъема баллона к носу, благодаря чему удалось укоротить жесткий корпус выше ватерлинии на 300 мм.
Во-вторых, был уменьшен угол развала бортов от скуловой линии до линии прилегания баллона — ширина жесткого корпуса стала меньше на 200 мм.
В-третьих, "Кальмар-компакт" получил абсолютно новый баллон производства фирмы "Мнев и К" уменьшенного диаметра (500 мм в районе цилиндрической вставки с плавным уменьшением до 350 мм в носовой части). Баллон имеет характерные для современных РИБов лекальные обводы. Уменьшен был и "вылет" кормовых оконечностей баллонов за транец.
В результате всех изменений внешние габариты катера уменьшились: по длине — с 7 до 6.4 м и по ширине — с 2.8 до 2.4 м. Мы уложились в предельные размеры для катеров, участвующих в гонках "24 часа". Попутно удалось решить и еще одну проблему — новый катер, в отличие от обычного "Кальмара", можно будет перевозить на трейлере, не сдувая баллоны, что существенно повысит его мобильность и улучшит удобство эксплуатации (Правила дорожного движения ограничивают допустимую ширину прицепа величиной 2.5 м).
В основе технологии постройки "Кальмара-компакт", как и другой новой разработки фирмы "Курс" — каютного катера "Фантом-II", лежит модульный принцип. Имеется открытая "платформа" — основа, на которой могут размещаться различные функциональные модули — рулевая консоль, водительское и пассажирские кресла или диваны, различные варианты рубок или полурубок. Такая схема позволяет при минимальных затратах создавать отличающиеся одна от другой модели, максимально соответствующие требованиям заказчика.
Для гонки планируется использовать открытую компоновку со смещением водительского места в корму — в район, где действуют самые низкие динамические нагрузки при движении по волне. Носовую часть можно закрыть тентом, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление.
В процессе работы над проектом стало ясно, что катер может быть интересен не только гонщикам, но и более широкому кругу пользователей: рыбакам, "дайверам" и другим любителям активного отдыха на воде. Для них предназначен первый из "гражданских" вариантов с носовой рубкой-убежищем на два спальных места. При этом сама рубка по высоте выступает над баллоном всего на 150 мм и имеет абсолютно плоскую крышу, которую можно использовать либо как диван для загорания, либо как рабочую площадку для рыболовов. Ступени для выхода на крышу одновременно выполняют роль дополнительных сидений.
Места для размещения водителя и еще трех пассажиров предусмотрены на кормовой половине катера и могут закрываться ходовым тентом (крепящимся на дуге из нержавеющей стали, находящейся на уровне транца). Между рулевой консолью и носовой рубкой, как и вдоль обоих бортов, имеется свободный проход. При такой компоновочной схеме удобство перемещения по катеру не ограничено даже при установленном в плохую погоду тенте.
Выпуск пробной партии таких катеров планируется на середину лета этого года, а серийный выпуск будет развернут к следующему сезону.