Для меня эта история звучит в ушах, как марш "Прощание славянки", с которым частенько уходили моряки в море, а воинство на битву... Не могу прийти в себя от нелепой трагедии, которая случилась с Владимиром Меньшиковым — создателем "Устюжанки". А начиналось все с красивой мечты о гребном марафоне и создании Центра парусного и лодочного судостроения в Великом Устюге.
Прошлым летом собиратель чертежей старинных судов и моделист из этого города Владимир Меньшиков пригласил меня на проводы "Устюжанки". Эта красочная 5.5-метровая гребно-парусная лодка представляла собой по сути модель лодок ушкуйников, которые в XIV в. успешно совершали на них дальние походы по рекам и морям Русского Севера. "Устюжанка" должна была пройти вниз по Северной Двине, а морской участок от Архангельска до Беломорска, да и по Беломорканалу до Петербурга проделать, разумеется, на борту попутного судна, поскольку сама лодка была более музейным экспонатом, чем средством для морского перехода. Планировалось, что позднее, в мае-июне 2003 г., "Устюжанка", от лица Великого Устюга — побратима одного из районов города на Неве — примет участие в морской части парада по случаю 300-летия северной столицы.
Лодка украшена резьбой под старину со щитами-гербами вологодских городов, в том числе и гербом Великого Устюга, утвержденным указом императрицы Екатерины Второй 2 октября 1781 г. Сама по себе идея этой экспедиции ушкуйника-одиночки возникла после проведения в 2001 г. областного конкурса мастеров-лодочников под патронажем вологодского губернатора В. Е. Позгалева. Тогда Меньшиков стал одним из призеров.
Владимир встретил меня в своем доме за два дня до намеченного на 8 июня старта, что рядом с фанерным комбинатом "Новатор", на котором он трудился плотником и строил конкурсную лодку. Показал мне свою коллекцию старинных чертежей, несколько изготовленных им моделей исторических кораблей, продемонстрировал и свой уникальный проект создания в городе Адмиралтейства — Центра парусного и лодочного судостроения и Музея деревянного зодчества. Мечтал Меньшиков и об адмиралтейской программе, "гвоздем" которой мог бы стать гребной марафон по маршруту Вологда—Тотьма—Великий Устюг протяженностью 525 км. Это способствовало бы возрождению в России гребных марафонов на народных лодках, нынче напрочь забытых. Впоследствии они вполне могут перерасти в международные.
Признаться, эта тема разговора особо заинтересовала меня как давнего поборника организации в России гребных марафонов именно по внутренним водным путям. Благодаря простоте их организации и минимуму средств, необходимых для этого, речной марафон протяженностью 300-600 км представляется идеальным способом возрождения гребного спорта вообще и в какой-то мере — стимулом массового строительства лодок вблизи трассы марафона.
Первый областной конкурс мастеров-лодочников доказал реальную возможность проведения такого марафона в дни "нептуналиев" — старинных празднеств в честь Нептуна. Повод для этого налицо: Великий Устюг — единственный город в России, на гербе которого изображен Нептун, сливающий воды двух рек: Сухоны и Юга. Статуя Нептуна с герба города и поныне красуется на берегу Сухоны рядом со зданием городской пристани. Замечу, что "нептуналии" — праздники в честь мифологического бога рек и морей — были еще в Древнем Риме и отмечались 23 июля. Забавно, что впервые День ВоенноМорского Флота отмечался в воскресенье именно 23 июля 1939 г.
Кроме того, на Сухоне с лодками проблем не будет, да и само положение реки в богатом водными традициями регионе между несколькими крупными городами позволит участвовать в марафоне всем желающим, которые смогут доставить к старту в Вологду свои лодки.
Поначалу марафоны можно проводить не на однотипных, а на разнотипных лодках с одним, двумя или более гребцами, как это ежегодно делается на Темзе в Англии. Мне довелось организовывать участие первой лодки из России "МАХ-4" в 25-й по счету гонке "The Great River Race" на Темзе в 1993 г. Тогда наша лодка заняла 46-е место из более чем 100 участников.
Маршрут гонки в Вологодской области — это еще один прекрасный повод для привлечения иностранных участников и туристов со всего света. Шедевры зодчества Вологды, Тотьмы и Великого Устюга не нуждаются в дополнительной рекламе. Препятствие, как я понимаю, одно — это запрет на плавание во внутренних водах России для иностранных лодок. Но туризм-то не запрещен. Пусть приезжают гребцы не на своих лодках, как на гонки по Темзе, а налегке здесь садятся на наши ушкуи. На первых гонках разберемся с гандикапами, а дальше, смотришь, и свои однотипные ушкуи начнем строить. Добавлю, что гонка вниз по течению живописной реки займет с перерывом в Тотьме не более шести дней.
Уникальность мореходной истории Великого Устюга несомненна. Как это ни покажется странным, еще до появления первых российских портов на морях устюжане прославились как мореходы — открыватели арктических морей и островов в Тихом океане, сначала на ушкуях, а позднее на кочах. Достаточно сказать, что уроженцами Великого Устюга были Семен Дежнев, Ерофей Хабаров и Владимир Атласов. Открытая устюжанами и другими промышленниками алеутская пушная кладовая стала причиной освоения Русской Америки и создания Российско-Американской компании, бессменным директором которой в течение 30 лет был устюжский купец Михаил Матвеевич Булдаков. Почести и "знатные денежные суммы" стали достоянием многих устюжан. Во искупление их немалых грехов в городе строились богатые храмы и дома.
В Великом Устюге и сегодня сохранились памятники русского зодчества. Весь ансамбль города, отражающийся в спокойных водах реки с куполами его многочисленных храмов, кажется сказочным миражом. Этот город — один из четырех Великих (Новгород, Луки, Ростов) в древности играл вместе с прилегающими княжествами, включая Московское, не последнюю роль в становлении русской нации.
Нынче в городе развита разнообразная промышленность, сохранились и промыслы. И хотя Великий Устюг пестрит советскими, красными, октябрьскими и красноармейскими улицами, как будто всех беляков и буржуев только что перетопили в реке местные пролетарии, похоже теперь устюжане готовы поступиться своим славным прошлым — главная газета города "Советская мысль" уже выходит с брендом "Великий Устюг — родина деда Мороза" (знать бы — где старая?), а рядом с древнейшим собором Св. Праведного Прокопия спешно построили контору Деда, увенчанную крышей в виде красного колпака с белой опушкой. Но об этом особый сказ...
Презентация проекта Владимира Меньшикова проходила одновременно с церемонией проводов "Устюжанки" в присутствии главы Великоустюгского района, который ранее одобрил концепцию местного Адмиралтейства.
8 июня за два часа до начала проводов мы вынесли на руках лодку из цеха фанерного комбината "Новатор", спустили ее на воду. Утреннее солнце слепило глаза, когда мы тронулись в недолгий путь до главной набережной города, пока не вышли, как говорят моряки, на траверз собора Св. Прокопия. Здесь на Советском проспекте, у памятника Семену Дежневу уже собрались провожающие. В их числе — глава администрации района Михаил Дедков, начальник Речного училища Николай Бритвин вместе с одетыми по всей форме курсантами. Здесь же и организаторы этого красочного действа из отдела культуры и спорта, местный священник и. Дед Мороз со Снегурочкой в шикарном кокошнике и с хлебом-солью, многочисленные гости и друзья Владимира Меньшикова. Фольклорный хор уже распевал песню-здравицу.
"Устюжанка" ткнулась в песок городского пляжа. Владимиру с женой Еленой вручили хлеб-соль. Потом звучали речи и пожелания, затем все спустились на набережную к лодке. Батюшка окропил ее и гребца и благословил в путь до самого Санкт-Петербурга. У щитов с планом Адмиралтейства и состоялась презентация проекта, приближающего Великий Устюг к его исконной ипостаси.
Когда Владимир Меньшиков, не спуская бело-красного паруса, сделал первые гребки, зазвонили колокола. Курсанты флотилии Речного училища на гребных ялах и катерах взяли "весла на валек", приветствуя гребца-одиночку. Тут же верховой ветер и течение реки подхватили лодку. Флотилия тронулась вслед за "Устюжанкой" провожать ее до слияния Сухоны с Югом. Лодка стремительно пронеслась перед провожающими, и никто не подозревал, что это было прощание с "Устюжанкой" и с Владимиром Меньшиковым.
Несмотря на все старания, после Архангельска погрузить лодку на попутный теплоход до Беломорска и далее до Петербурга не удалось — сговорчивых капитанов не нашлось. 3 июля я получил от Владимира письмо, датированное 20 июня, из Архангельска: "С погрузкой на теплоход — ответ отрицательный. А следующий рейс у них через неделю, а то и позже. Я решил идти самостоятельно, как только шторм утихнет. Так что, если погода будет хорошая, то завтра (21 июня) пойду с Богом. Хотелось бы, чтобы все было хорошо. Ну вот, пока и все. Подробности потом напишу".
Потом было лишь долгое молчание. Летние шторма в Белом море, приходящие с северными ветрами, — не такая уж редкость.
В конце августа по запросу жены Меньшикова из Архангельска прислали фото для опознания человека, погибшего в шторм и похороненного на одном из островов. Сразу выяснилось, что и "Устюжанка, и ее одинокий странник сгинули одновременно. В зиму, возможно, найдутся и детали самой лодки. Ни Нептун, ни сам Николай Чудотворец, ни Дед Мороз не помогли. Лишь проект Адмиралтейства — теперь памятник неугомонному ушкуйнику..