А случилось "всего ничего" — в середине 2002 г., ровнехонько через 500 лет после старта последней экспедиции Колумба (официально всего их было вроде бы четыре), 41-летний испанский приключенец Алваро Маричалар в одиночку на водном мотоцикле пересек Атлантический океан по маршруту Рим—Майами (в дальнейшем он продолжил маршрут вдоль восточного побережья США до Нью-Йорка). Поскольку и вашему покорному слуге в свое время довелось выписывать "па-де-де" среди угрюмых волн и мощных айсбергов Берингова моря на 269-килограммовом "Bombardier"1, то неожиданный случай побеседовать со свежеиспеченным персонажем книги рекордов Гиннеса был только кстати.
Произошло это в нынешнем феврале, на Токийской бот-шоу, где на стенде "Sea-Doo" мое внимание привлек расфуфыренный аляпистыми фирменными этикетками и дополнительным наворотами, но довольно потрепанный "байк" желто-серебряных окрасов.
Не успел я со всей учтивой любознательностью как следует облизать глазами канадское детище, как откуда ни возьмись рядом оказался улыбчивый, чуть седеющий детина никак не менее 185 см без каблуков.
— Американец? — Он дружелюбно протянул навстречу теплую ладонь, и я сразу же отметил, что кабальеро носит часы на правой руке. — Будем знакомы — Альваро Маричалар, испанский путешественник.
Почему-то в Японии, видимо, из-за обильного военного присутствия (как утверждают отдельные злословы, даже современная островная конституция 1947 г. была написана под бдительным оком янки), принято считать любого типа с европейским лицом за америкоса. Пришлось тут же объяснить знаменитому "сидушному" наезднику, что вовсе я не из Берлина:
— Буэнос диас, синьор! Ну-ка рассказывай, дорогуша, где тут леденцы, а где горчица!
Я по ходу зигзагов собственной авантюрной предыстории немного познакомился с оборотной стороной подобных громких мероприятий и со всей ответственностью могу объявить, что не все так просто, как глядится с глянцевых журнальных обложек.
—Конечно, для такого экстраординарного перехода нам пришлось пойти на некоторые конструктивные изменения в базовой модели "Bombardier Sea-Doo XP". — Алваро сразу правильно оценил мои повадки при мануальном знакомстве с аппаратом и не стал ни на грамм таиться от читателей "КиЯ". — Движок тут стоит инжекторный от "RX DI", увеличен объем бензобака до 70 л, установлена помпа с независимым аккумулятором для откачки воды в случае переворотов, вмонтированы УКВ-радио и GPS. И это все! Дополнительно я имел при себе спутниковый телефон, еще одну "джипиэску", да компактную рацию "уоки-токи". Еще на борту, если, конечно, можно так сказать, находилась ультразвуковая труба доктора Грубера, подарок от Барселонского аквариума, предназначенная для защиты от нападения акул. И за 120 экспедиционных дней (из них 65 — в открытом море) и 9000 миль пути ничто не вышло из строя.
— И для чего тебе это было нужно? Почему для самовыражения ты выбрал именно водный мотоцикл?
— Во-первых, я хочу пропагандировать здоровый образ жизни (Алваро имеет поддержку от программ по борьбе с наркотиками МВД Испании и допингу от UIM). Во-вторых, когда я путешествию, то стремлюсь объединить различные народы — во время данного атлантического перехода мы побывали в 16 странах! И там экспедиция не только заправлялась горючим и провизией — участники читали лекции и встречались с самыми разными людьми. Сколько новых друзей я приобрел! В море нету границ, и ни один бюрократ не спросит с тебя паспорт, там мы все равны перед Богом.
К тому же сегодня уже позабылось, что Испания была первой великой морской державой, поэтому во всех путешествиях я гордо вожу с собою этот желто-красный королевский флаг. Но самое главное, океан — моя церковь, где господь иногда видится за горизонтом, и нет сокровеннее молитвы, сказанной на 7-метровой волне, только там можно понять, какой маленькой и ничтожной песчинкой является гомо сапиенс.
На водных мотоциклах я куролешу уже 20 лет (до 93-го года на "Yamaha", а затем, по чисто финансовым соображениям, пересел на "Bombardier") — и только потому, что именно на этой малютке ощущаю себя частицей океана, живу в нем, дышу его мыслями, слышу тревожное сердце... Все прочие средства морского передвижения тоже по-своему хороши, но все же невидимым барьером отгораживают странника от ощущения живой, целительной для души, соленой воды.
— Особенно когда она плюс 4 градуса и через второй раз на третий бьет тебе в разгоряченную "морду лица"! — Я хорошо помню подобные ковбойские скачки на "байке" в Беринговом проливе, когда он летит, аки птица над водой, а ты все думаешь: "Чего ж, дубина, газ-то не сбросил!", и приземляешься как придется — "русская рулетка", одним словом.
Лирическое отступление первое. Про водные мотоциклы
Эти водометные друзья появились как естественное продолжение снегоходной тематики, переведенной на морской язык. В нашей стране большинство их использует для баловства. Ну что за интерес погонять на водоеме, где в поперечнике и полкилометра не наберется? На деле возможности их гораздо шире, годятся они и для путешествий, даже на крупных озерах и морях.
На Западе водные "байки" довольно широко используют не только любители,, но и силовые структурыы, как в прибрежной океанической зоне, так и в городских условиях.
— Алваро, сколько же стоил твой прошлогодний трансатлантический бросок? — Мы уже сидим в затемненном токийском баре, высоко-высоко над районом Гйнза — как указано в справочниках, самым дорогом месте в мире. Испанец как флагоносец здорового образа жизни нехотя потягивает сок — смесь апельсинового и манго, а я же ничего никому доказывать не подписывался, поэтому с удовольствием принимаю задорный джин с тоником — Гинза тебе не Шереметьево, тут водой не балуют.
— Если честно, то около 300 тысяч долларов на все про все. Ведь в группу сопровождения входили шесть посланцев мира, среди которых имелся и пастор.
Именно по этой причине походный гидроцикл сплошь облеплен рекламными наклейками — столько у меня спонсоров. Были и твои соотечественники из российского представительства фирмы "Swiss perfection", покрывшие не только пять процентов денежных расходов, но и предоставившие прекрасный крем, защищающий от изнуряющего солнца.
— Что бы ты мог отметить как самое страшное событие во время экспедиции?
— Во-первых, она могла вообще не состояться, ведь мир очень изменился после 11 сентября — ежедневно мы наблюдаем все больше смерти и крови вокруг. Я счастлив, что океан и провидение дали мне шанс совершить это, другого не будет! Однажды, когда катер сопровождения (серийный "Zodiac") находился милях в 20 в стороне, я не удержал "байк" на гигантской волне и его перевернуло, но благодаря дополнительной помпе удалось споро откачать воду и установить "Sea-Doo" в нормальное положение.
От Рима до Канарских островов меня сопровождал 45-футовый катер с двумя 300-сильными движками. Через Атлантику, от Канар до Антигуа — жутко медлительный 57-футовый парусный катамаран (большую часть пути я его и в глаза не видел), а от Антигуа до Майами — опять катер, на сей раз 61-футовый, с двумя моторами по 450 лошадей. На завершающем отрезке от Майами до Нью-Йорка я вообще обошелся без сопровождения — ел-пил и заправлялся бензином в маринах по побережью.
— Я тоже могу подтвердить, что это только на слуху лодка сопровождения кажется рядом, обычно она теряется за горизонтом, а когда ее все-таки отыщешь с помощью современных приборов, то еще фиг причалишь для дозаправки!
— Да, верно говоришь, заправка гидроцикла на волне — сплошной головняк. Это еще почище, чем 12 часов за рулем! Примерно столько я обычно проводил в седле, хотя однажды выдержал 31 час беспрерывной езды, причем большей частью стоя — чтобы предохранить позвоночник от возможных повреждений.
— Для разнообразия иногда полезно опираться одним коленом на сидение — так, во всяком случае, действуют опытные снегоходчики. Тем более, что на гидроцикле проще держать баланс, ведь перевернуть его, в отличие от снегохода, достаточно сложно. А были ли особые душевные переживания?
— Как я уже отметил, благодаря молитвам и Божьей помощи я сроднился с океаном, и чем дальше продвигался к Новому Свету, тем более исцелялся и душой и телом, хотя в действительности исхудал почти на 15 кг!
Отступление второе. Литургическое
Автор всегда с бережностью и осторожностью подходит к данному вопросу и согласен, что многие люди, особенно в стане вечных странников, иногда ощущают и бога и церковь в себе самом. Отмечу лишь, что в давние времена, когда наука находилась на уровне ступок и пестиков, а божественное толкование было наиболее всеобъемлющим, в экспедиционных дневниках или вахтенных журналах, будь то у Крашенинникова или Арсеньева, обращение к имени святому всуе считалось глубоко неуместным, Ньне же многие молодые современники (а среди них есть и отечественные знаменитости) не столь щепетильны — что ни дневниковая страница, экспедиционный отчет или публичное выступление, так обязательно помянут в той или иной форме благость всевышнего, начисто забыв при том о крепком комсомольском прошлом, В этом разрезе нарочитая публичная набожность Алваро казалась мне в те минуты уже чем-то наподобие наклейки от авиакомпании "JAL", умело притороченной к его "байку" рядом с радиоантенной, Впрочем, как и обладание престижным "Ягуаром", в то время как, по словам гонщика, "вещи — это не главное, это мишура",
— Алваро, есть ли такая мечта, которую ты даже не знаешь, как осуществить?
— Как ни странно — есть. Я знаю, что где-то на земле живет девушка моей мечты, я ее очень люблю, только вот как отыскать милую, способа не придумал. Но в том, что она существует, думает и скучает обо мне, абсолютно уверен!
То, что подходы к данной проблеме постоянно крутились в темпераментной курчавой голове испанца, можно было понять по тем жадным взглядам, коими он непрерывно одаривал порхавших мимо уж совсем не прямоногих, зато коренастеньких азиаточек. Ну до чего ж они хороши!
— Ну а что занесло тебя, графа по происхождению, на Японские острова?
— Граф Ривалва — это мой папа, граф и мой старший брат, я же по существующей испанской традиции только наследник, без титула. Самым же известным из Маричаларов был, конечно же, дедушка — мэр Мадрида, министр обороны и экономики при Альфонсо Тринадцатом. Он был автором очень популярной книги "Испания и русская революция". Но учти, из родительских денег я ничего не истратил, все заработал сам — либо умом, либо руками! Работаю с 16 лет, начинал с продажи параболлических антенн, теперь основные доходы имею от занятий риэлтерством.
Сейчас у меня есть один интересный проект в Тихоокеанском регионе, но выдавать секретов пока не хочу. Зато точно гарантирую, что 300-летие Питера справим вместе! Совместно с моими российским спонсорами (а это путешествие будет значительно дешевле, всего 60 тысяч долларов), я планирую в конце нынешнего мая по водным путям добраться из Москвы до твоего родного города.
— Но там ты манговым соком не отделаешься, в России этого не поймут. И половину свою так никогда не сыщешь — на Невском без "Мадам Клико" к серьезной девчушке лучше и не суйся.
— Обещаю серьезно подумать на этот счет...
По лицу Алваро было видно, что сегодня данный вопрос в его сердце стоит повыше, нежели двухцилиндровый движок от "Rotax".
Примечания
1. См. специальный репортаж "268 миль Берингова пролива". — "КиЯ" №170.