Изучавший машиностроение в Германии турецкий инженер Дюлгер долго вынашивал идею упрощения передачи мощности от мотора к гребному винту, пока она не созрела окончательно. Суть его идеи, вначале кажущейся абсурдной, заключается в том, что гребной винт напрямую (без редуктора) соединен с двигателем горизонтальным гребным валом, выпущенным через транец далеко за корму. При этом вся затранцевая часть валопровода с винтом сверху закрыта тоннелем — мощной стальной полукольцевой насадкой, организующей подвод воды к диску винта (подобно водоводу водометного движителя) и защищающей винт от аэрации с поверхности и кавитации, а также от механических повреждений; нижние кромки полукольца опущены ниже линии киля на 30 мм.
На сегодня о "прямом приводе Дюлгера" есть только краткая публикация в журнале "Stander" (№ 11, 2002). Не указаны ни рекомендуемая область применения,ни тип гребного винта в зависимости от частоты вращения коленвала и режима движения — скорости катера.
На первый взгляд, новинка, изготовленная германской фирмой "Bukh-Bremen", напоминает упрощенный вариант привода Арнесона. Однако, в отличие от всех современных его вариаций, устройство не имеет каких-либо шарниров и не поворачивается ни в горизонтальной, ни в вертикальной плоскостях. Поворот катера осуществляется двумя рулями с гидравлическим приводом, расположенными за диском винта.
Напрашивается аналогия как с днищевыми тоннелями на многих известных у нас катерах, работающих на мелководье,так и с вариантами водометов, но привод Дюлгера выгоднее уже хотя бы тем, что не занимает объема внутри корпуса. Он гораздо проще в ремонте и гораздо менее уязвим, чем "классический" вариант с наклонным валопроводом, винтом и рулем под днищем. Наконец, он несоизмеримо проще и дешевле любой угловой колонки.
Испытания первого варианта привода с трехлопастным винтом (466x457 мм) проводились на глиссирующем катере длиной 6.5 м (осадка — 0.4 м) со 144-сильным дизелем. Винт вращался с частотой около 1900 об/мин. Стартовав с места, через шесть секунд катер уже глиссировал и совершал повороты на полном ходу, причем ни кавитации, ни аэрации не замечалось. С суммарным водоизмещением 1600-1700 кг катер легко шел со скоростью 63 км/ч по неспокойной Балтике. В настоящее время разработан вариант привода на мощность 330 л.с.