Первый номер сборника "Катера и Яхты" появился в книжных магазинах столицы Сибири — Новосибирске — осенью 1963 г. Это совпало с завершением работ по созданию Обского водохранилища, которое новосибирцы окрестили "морем". В связи с этим у жителей города возник интерес к прикладным видам спорта и водному туризму. На берегах огромного водохранилища стали быстро расти яхт-клубы, стоянки для мотолодок и катеров. Водная гладь огласилась шумом спортивных катеров, мотолодок и глиссеров. Многими умельцами — капитанами малых судов — начал создаваться флот самодельных судов. Все они в основном и стали читателями сборника "КиЯ", который за короткое время приобрел популярность у яхтсменов, водномоторников, буеристов и любителей путешествий на моторных и парусных судах. В доперестроечное время у "КиЯ" в Новосибирске было несколько тысяч читателей, но это уже история.
Сегодня, как показал опрос, журнал регулярно читают около тысячи новосибирцев, из них 172 читателя получают его по подписке, 120 человек покупают в розничной продаже, примерно 350 студентов, школьников и морских кадетов знакомятся с ним в библиотеках города и учебных заведений и столько же — по Интернету.
Первые интервью были взяты у директоров предприятий, строящих катера, мотолодки и надувные суда для водного туризма.
Директор НАПО им. Чкалова — производителя лодок "Алмаз" — В. И. Томилов сказал: "С 1967 г. у нашего предприятия установились партнерские отношения с редакцией "КиЯ", и с этого времени регулярно получаем информационную поддержку с его стороны. Особенно хочу отметить такой факт: в 1971 г. редакция "КиЯ" по просьбе завода командировала к нам члена редколлегии Л. Е. Трегубенко, который привез с собой буквально чемодан иностранной обзорной и периодической литературы по малому судостроению, проспекты лодок и катеров. Целую неделю наши конструктора работали совместно с Леонидом Евгеньевичем над этой всеобъемлющей информацией об уровне техники того времени в данной отрасли, переводили статьи на русский язык, копировали иллюстрации. В результате такого содружества была создана перспективная мотолодка "Обь-3" ("КиЯ" №67). По инициативе Д. А. Курбатова, тогда главного редактора "КиЯ", авиазавод заключил договор с ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, и в результате совместной деятельности были разработаны тримаранные обводы днища лодки. Они оказались настолько удачными, что применяются и ныне в нашей серийно выпускаемой лодочной продукции — на мотолодках "Обь-4" и "-5" ("КиЯ" №166, №176). Здесь уместно помянуть добрым словом нашу мотолодку "Обь-1" — она 13 раз была призером всесоюзных соревнований, организованных редакцией на приз сборника "КиЯ"!
Завод — постоянный подписчик "КиЯ", в нашей библиотеке имеется комплект журналов начиная с 1967 г., и ими постоянно пользуются. Так, при создании водометов для лодок "Обь-4" и "-5" мы использовали информацию из "КиЯ" №67, №71, №119, №148, №154, т. е. оказались востребованы журналы за 1977-1992 гг. В результате была создана перспективная водометная установка, получившая патентную защиту и серийно выпускаемая заводом. Таким образом, научно-техническая информация, публикуемая в "КиЯ", актуальна и потому востребована нашими разработчиками.
Теперь о наших коллективных пожеланиях редакции.
Разработчикам лодочной продукции необходимы для создания конкурентоспособной техники обзорные статьи не только о выставках и ярмарках, но и о мировом состоянии уровня техники в малом судостроении. Подобную информацию желательно публиковать в "КиЯ" хотя бы раз в году например на страницах одного из первых номеров.
Мы просим редакцию давать информацию о существующих в интересующей нас области технических требованиях к размерениям, типам и габаритам, условиям мореходности и непотопляемости мотолодок и яхт (рекомендации ассоциации, стандарты ISO и EVRO). Было бы интересно прочитать о проводимых в мире конкурсах конструкторов, проектирующих лодки, яхты и моторы.
Помочь выполнить многое из этих пожеланий, по нашему мнению, могла бы секция малого судостроения НТО им. акад. А. Н. Крылова, но ее былой кипучей деятельности мы пока не ощущаем. Хотелось бы прочитать на страницах журнала интервью о сегодняшнем состоянии дел в этой секции НТО.
В заключение желаю от имени нашего коллектива дальнейшего плодотворного сотрудничества и успехов редакции журнала!"
Следующая беседа произошла с генеральным директором крупной судостроительной фирмы "Метацентр", выпускающей катера торговой марки "Данко", А. П. Бобровским.
"Журнал "КиЯ" с 1976 г. — мой постоянный настольный спутник, — говорит Александр Петрович.
Разработчики и создатели катеров "Метацентра" хотели бы видеть на страницах "КиЯ" больше обзорной информации, касающейся сервиса катерного и яхтенного флотов в Америке, Западной Европе, Японии и Австралии, а также о проблемах и достижениях в малом судостроении не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Желаю нашему прекрасному журналу и его редакции успехов и процветания".
Замыкает тройку производителей лодочной продукции города фирма "Кулик" — строитель моторных и парусных лодок, катамаранов для сплава по бурным рекам и для водных путешествий. Директор фирмы Анатолий Павлович Кулик — кандидат технических наук, мастер спорта по водному парусному туризму, яхтенный рулевой 1 класса, много лет занимался проблемами создания надувных туристских моторных, парусных и весельных судов; автор десяти изобретений в этой области малого судостроения — на мои вопросы он ответил так:
"Когда я читаю "КиЯ", то ощущаю себя в атмосфере, создаваемой журналом. Я как яхтсмен, турист-водник и конструктор вырос на этом журнале. Мнение его редакции для меня всегда авторитетно!
Мои пожелания редакции сводятся к следующему: необходимо внести определенную конкретику и "прозрачность" в отношении авторов публикуемых материалов. Так, по моему мнению, надо полностью публиковать Ф. И. О. автора, а не только его инициалы, как это часто практикуется. Желательно, чтобы здесь же была краткая аннотация "кто есть кто".
Очень хочется, чтобы было больше публикаций объективных, альтернативных, экспертных статей.
Желаю редакции счастливого плавания!"
На вопросы анкеты отвечали и потребители лодочной продукции. Г. С. Кузнецов, владелец яхты "Луч" и буера класса DN, созданных своими силами, один из старейших яхтсменов и буеристов города, кандидат в мастера спорта; много лет работал тренером в детских и юношеских секциях яхт-клубов города.
Информация об изображении
Ветеран парусного и буерного спорта Г. С. Кузнецов за просмотром номера "КиЯ"
Я застал его за просмотром только что полученного свежего номера "КиЯ". Вот что он сказал:
Ветеран парусного и буерного спорта Г. С. Кузнецов за просмотром номера "КиЯ"
"В моей библиотеке имеется полная подборка журналов "КиЯ", начиная с первого номера. Содержащаяся в них информация часто востребуется. Все годы журнал был популярен у любителей водных прикладных видов спорта, а затем и буерного спорта.
В 1970-1980 гг. я работал тренером в яхт-клубе авиазавода им. Чкалова. "КиЯ" помогали проводить теоретические и практические занятия. Я сам опубликовал в журнале порядка десяти статей по вопросам буерного и парусного спорта.
Мои пожелания: для ориентации потребителей необходима информация, возможно в виде годового обзора, о том, какие суда и дельные вещи производятся в стране для яхтсменов и любителей водного туризма. Чем больше создается и реализуется яхт, катеров и виндсерферов, тем больше возможностей для развития этих видов спорта и водного туризма!
Оставаясь постоянным поклонником журнала, поздравляю его редакцию с юбилеем и желаю всем здоровья и успехов!"
Проректор Новосибирской медицинской академии В.Б.Войлошников — изобретатель амфибии с эластичным днищем (см. "КиЯ" №169). Его хобби — туристские путешествия на надувных мотолодках, амфибиях и мотодельтапланах.
"Благодаря информации в "КиЯ", — сказал он, — саратовская фирма "Торэкс-сталь" вышла на меня и заключила со мной контракт, по которому я передал ей технологию производства амфибий семейства "Юкон". Фирма быстро приступила к серийной постройке "Юкона", и в настоящее время амфибия выпускается под торговой маркой "Торэкс".
Журнал "КиЯ" помог установить и обратную связь со многими его читателями, нуждающимися в подобном транспорте и желающими создать своими силами амфибию. Например, в мой адрес пришло более ста писем с просьбами дать консультации по самостоятельной постройке судна и использованию двигателей для него. Все получили ответ
По моим рекомендациям читатель "КиЯ" из г. Красноярска В. А. Конаков изготовил в 2000 г. две амфибии на базе отечественной надувной лодки Уфимского завода, оснастив их двигателями Ижевского автозавода "ИЖ-авиа" мощностью 65 л.с. Эти амфибии развивали скорость с экипажем из четырех человек на воде 40 км/ч, по снегу — 60 км/ч.
Следующая амфибия в таком же порядке была изготовлена в Тюмени читателем В. П. Казадоем. Она имеет легкий фанерный корпус, двигатель "ROTAX-582" мощностью 64 л.с. Эта четырехместная амфибия развивает скорость по воде 45 км/ч, по снегу — 60 км/ч.
В настоящее время подобные амфибии строят читатели журнала в городах Ижевске, Печоре, Туре, Дудинке, Тынде, Рыбинске и Нижнем Новгороде.
Информация об изображении
В. А. Конаков на второй созданной им амфибии после удачной рыбалки на Енисее
Мои пожелания и рекомендации "КиЯ": ввести раздел "По следам информаций (статей), опубликованных в журнале", более внимательно и серьезно изучать уровень и историю отечественного малого судостроения, в том числе амфибиостроения, хорошо знать отечественные достижения в этой области, чтобы не повторялись "казусы", имевшие место, например, в "КиЯ" №170, №171, где говорится о якобы "первом аэроглиссере, созданном в стране", хотя еще в 1970-1980 гг "КиЯ" сообщали о подобных глиссерах-амфибиях, созданных в ОКБ Туполева, которые выпускались серийно и эксплуатируются по сей день!
В. А. Конаков на второй созданной им амфибии после удачной рыбалки на Енисее
Несмотря на несколько таких досадных небольших "опусов", журнал интересен, и я желаю редакции дальнейших успехов!"
Вадим Борисович продемонстрировал и рекламный видеофильм, снятый фирмой "Торэкс", о возможностях амфибии — он вскоре будет выслан в адрес редакции.
Пенсионер А. М. Бобров, в прошлом механик-испытатель мотолодок и амфибий, созданных на авиазаводе им. Чкалова, мастер спорта по водно-моторному туризму на мотолодках, а также многолетний тренер-механик заводской команды водномоторников. За его плечами — около 40 тысяч километров, пройденных на "дюральках" по рекам Сибири и Дальнего Востока. Он и сейчас летом на своей лодке бороздит просторы Обского моря.
Он сообщил: "Журнал "КиЯ" я читаю постоянно, он полезен и очень нужен, особенно подрастающему поколению. Как ветеран водно-моторного спорта очень жалею, что этот вид спорта прекратил в городе свое существование. Да, время ушло! Последнее поколение спортсменов-гонщиков ввиду своего преклонного возраста уже не сядет за руль гоночной техники. Надежды ветеранов — на молодое поколение. Надо создавать детско-юношеские школы по водно-моторному спорту и в них растить молодых гонщиков для продолжения победных традиций. Напомню, что сборная Новосибирска на первенствах РСФСР по водно-моторному спорту 16(!) раз была чемпионом республики. А дальние спортивные плавания на мотолодках, катерах и яхтах совершали сотни новосибирцев! В настоящее время водно-моторный туризм в загоне.
Мои пожелания редакции: больше уделять на страницах журнала внимания жизни, проблемам детского и юношеского водно-моторного спорта. Это наше будущее!
Обратить внимание на бедственное состояние водно-моторного туризма в стране. Нет у нас ни туристских справочников-путеводителей по водным путям, ни карт голубых дорог.
На мой взгляд, редакция "КиЯ" может способствовать развитию водно-моторного и парусного туризма в стране, для чего должна, например, публиковать статьи на эту тему интервью чиновников туристского ведомства России, а также обзорную информацию о положении дел в этом виде туризма в США, Скандинавии, Франции.
Желаю коллективу редакции "КиЯ" дальнейших успехов в деле оказания информационной поддержки детскому и юношескому водным видам спорта в стране, особенно водно-моторному туризму. С юбилеем!"
Кандидат биологических наук В. М. Фадеев, в прошлом — старший научный сотрудник СО ВАСХНИЛ и многолетний командор — председатель — Всероссийской ассоциации гоночных ледовых яхт, или буеров класса DN, заметил, что редакция "КиЯ" уделяет недостаточно внимания деятельности Всероссийской ассоциации буеристов и буерному спорту в Сибири и Новосибирске. А он в Сибири успешно развивается.
"Я только что прибыл с соревнований буеров класса DN в Красноярске, где создал очередной флот в 20 единиц, — сказал он.
О журнале могу сказать, что он хорошо оформлен, с информацией в нем я знакомлюсь по Интернету. В свое время "КиЯ" сыграли огромную роль в создании и развитии буерного спорта в Сибири. Все началось в 1968 г. с публикации в №15 описания и чертежей буера класса DN, которые положили начало их массовому развитию. Осуществлялась редакцией и информационная поддержка ("КиЯ" №81). Но в начале этого столетия все изменилось — по непонятной причине редакция "КиЯ" "повернулась спиной" к сибирскому буерному спорту, нет контактов с Российской ассоциацией буеров и не освещаются события в этом виде спорта.
Что касается моих впечатлений от журнала — он излишне коммерциализован. Мое пожелание — больше освещать деятельность спортивной работы на местах".
Зам. директора Кадетского корпуса А. М. Некрасов, непосредственно руководящий кадетскими морскими классами и двенадцатью клубами юных моряков города ("КиЯ" №180), на вопросы анкеты ответил так:
"Журнал "КиЯ" я читаю с первого номера. Хобби — дальние шлюпочные походы. Мои воспитанники говорят о "КиЯ": "Журнал рассказывает о морских приключениях и романтике дальних водных странствий. Из его статей мы узнаем о событиях в парусном, водно-моторном и буерном спорте, морском многоборье. К сожалению, о нас нигде больше не пишут. Журнал нам очень нравится, и мы желаем редакции счастливого плавания и семь футов под килем!"
В заключение А. М. Некрасов высказал и собственное пожелание — создать журнал в журнале, освещающий жизнь детского и юношеского водного спорта в морских клубах, кадетских корпусах и спортивных школах.
В завершение скажу, что я взял еще около десятка интервью у владельцев яхт, катеров, мотолодок, яхтсменов и водномоторников, но во всех в основном повторяются приведенные выше мнения и пожелания.
Примечания
1. Опрос проводился методом анкетирования, в ходе которого каждый должен был оценить практическую пригодность публикуемой в "КиЯ" информации, высказать свое мнение о журнале и пожелания редакции, сообщить автобиографические сведения, а также сказать о своих спортивных пристрастиях.