Неугомонный конструктор скоростных судов Фабио Буцци пригласил своего старого приятеля, ветерана водно-моторных гонок и известного морского журналиста Дэга Пайка испытать необычный глиссирующий аппарат — оснащенный 1000-сильной газотурбинной установкой при длине всего пять метров.
Этот "гидроплан", как его называет Дэг Пайк, был построен несколько лет назад специально для установления рекорда скорости, регистрируемого УИМ для судов, оснащенных дизельной энергетической установкой. На нем работали два дизеля фирмы "BMW" мощностью по 190 кВт; После успешного рекордного заезда глиссер с 100-сильным дизелем "Seatek"принимал участие в традиционной гонке по реке По, между городами Павиа и Венеция, по трассе длиной в 300 миль, изобилующей многочисленными поворотами. С учетом этого обстоятельства, глиссер, проектировавшийся с расчетом на максимальную скорость при ходе по короткой и прямой трассе, был реконструирован с целью улучшения управляемости. Водителем был Дэг Пайк.
Теперь, когда в погоне за повышением скорости дизеля были заменены газовой турбиной примерно той же мощности (736 кВт при 33 000 об/мин), но вдвое меньшего веса, именно ему было предложено обкатать аппарат на озере Комо в Северной Италии.
Что же представляет собой этот в принципе далеко не новый глиссер в его нынешнем, коренным образом модернизированном варианте? Как и ранее, он напоминает "трехточечный" скутер: два остроносых корпуса с обводами типа "глубокое V" на носовой половине длины и плоским днищем на кормовой половине с низенькими скегами и обтекателем гребного вала в ДП.
Применен движительно-рулевой привод типа "Trimax" с трехлопастным частично погруженным винтом, работающим при 9000 об/мин. Особенностью устройства гидроплана является то, что кроме обычного руля он оснащен улучшающей маневренность "откренивающей системой" из двух управляемых — погружающихся плавников (предкрылков), расположенных побортно перед носовой кромкой моста и несколько в нос от кабины водителя. Кормовое аэродинамическое оперение включает горизонтальное крыло, установленное на двух килях в корме; оно служит для стабилизации движения.
Фабио Буцци рассчитывает, что оснащенный турбиной глиссер будет способен развить скорость до 160 стат. миль/ч (258 км/ч или 140 уз).
После необходимых технических проверок работоспособности энергетики и устройств судна и проведения пресс-брифинга Дэг втиснулся в кабину водителя, напоминающую кабину "болида", состязающегося за гран-при в автогонках. Запущенная турбина, взревев, набрала нужные обороты, и гидроплан "Navionics" сорвался с места. Надавливая на педаль газа, водитель очень быстро развил скорость более 85 уз, до которой он уже разгонял глиссер в бытность его дизельным.
Основная трудность состояла в управлении сверхлегким аппаратом, оснащенным огромной мощностью. Манипулируя носовыми "плавниками", педалью газа и штурвалом, опытный гонщик с трудом удерживал свою "адскую" машину на заданном курсе, совершая необходимые развороты.
К тому же, дополнительные трудности возникали при пересечении волновых следов туристских катеров, бороздящих поверхность озера: даже небольшое ее возмущение способно было привести к опрокидыванию легкого суденышка, несущегося с огромной скоростью.
Испытывая ощущения где-то на грани между сильным возбуждением и страхом, Дэг Пайк несся вперед по овальной траектории, и ему не хотелось останавливаться. На коротких прямых участках удавалось разгонять гидроплан до 125 уз. Но время эксперимента да и запасы топлива для прожорливой турбины были ограничены. Не добрав до расчетного максимума скорости всего лишь около 13 уз, Дэг Пайк финишировал.
"Никогда прежде мне не приходилось передвигаться по воде с такой скоростью, никогда я не испытывал такого страха и никогда не получал такого удовольствия, сомневаюсь, что когда-нибудь удастся вновь повторить такое", — заметил Дэг. Неслучайно он назвал свою статью об этом "Страх полета"!
Действительно, мало кому доводилось на спортивном судне с гребным винтом пролетать 2.1 морской мили в минуту (это соответствует скорости 65 м/с).