Сделать это оказалось не так-то просто — Мнев по-прежнему не имеет собственного кабинета, как и пять лет назад, без разбору отвечает на телефонные звонки (во время двухчасовой беседы я насчитал 23 входящих только по сотовому аппарату) и еще умудряется решать возникшие производственные вопросы. В общем, настоящий дурдом.
— Николай, с чего все-таки началось увлечение лодочной тематикой и кто был твоим наставником и крестным отцом?
— Еще в школе все обложки моих учебников были разрисованы корабликами, что вызывало понятное негодование не только учителей, но и родителей. А вот летом, когда гостил у деда в Калининской области, помогал ему строить так называемые долбленки. — Мнев широко раскидывает руки в стороны, показывая, какие то были замечательные и надежные посудины. — Дед мастерил всю лодку из цельного ствола дерева, отменная вещь получалась. Первую же надувную лодку я придумал и сконструировал собственноручно. Самым главным помощником и опорой всегда была моя покойная супруга Татьяна. Выпускница кораблестроительного института, она помогала не только в конструировании и дизайне, но, что было очень важно в первые постсоветские годы, умело разбиралась в бухгалтерии. Образование же я получил в Ленинградском политехническом институте, хотя диплом так и не защитил, собирался стать гидротехником, что тоже неслучайно — мой прадед построил практически все мельницы на реках Псковской и Новгородской губерний, так что с водой Мневы повязаны генетически. Сейчас и сын Владимир обучается на инженерном факультете Училища им. Ф.Э.Дзержинского, будет специалистом по глубоководным спасательным работам.
Вместе со мной сегодня трудится младший брат Сергей, на фирме он — главный специалист по тюнингу выпускаемых моделей.
— Что же явилось главной формулой успеха твоей компании. Подходя с капиталистическими безменами, во сколько американских "тугриков" ты сегодня, когда все покупается и продается, оцениваешь рыночную стоимость предприятия ООО "ПКФ Мнев и К"?
— Все просто: старались хорошо работать, вкладывали деньги в технологии и качество. Смогли сохранить костяк рабочего коллектива, это всего около десяти человек (в то время, как на фирме числится чуть более 100 сотрудников, 15 из которых — ИТР). — Тут Мнев начинает смеяться и закуривает очередную сигарету. — Пока серьезных предложений еще не было, но миллионов за 10, наверное, продал бы. Честно признаться, уже немного устал от всей этой кутерьмы, а мне уже 47 лет. Забыл, когда в последний раз открывал любимые книжки Станислава Лема, Ивана Ефремова и Артура Кларка. Давно спокойно, без постоянной производственной карусели в голове, не отдыхал и с удочкой в камышах не сидел.
— И какая рыбалка любимая, были ли рекорды на этом поприще?
— Ничего изощренного, ни марлинов или барракуд, люблю обычную, и донную удочки, пользуюсь также и легким спиннингом. Особыми рекордами похвастаться не могу, поймал несколько щук по 5—7 кг, хорошо помню язя на 3.5 кило и сильнющего 1.5-килограммового окуня, добытого на донку. Заветный водоем моей мечты — Чудское озеро, сказочное место.
— Что сегодня предпочтительнее для твоей фирмы — могущественный госзаказ или обычные любители?
— Громадными государственники выглядят только на бумаге и при фискальных проверках, в наши дни у них всегда проблемы с финансированием. Хотя мы и обеспечиваем нужды многочисленных государственных структур — ГИМС, ФСО, ФПС, МЧС, Госрезерва, но на первом месте по объему продаж, по количеству востребованных моделей стоят, безусловно, любители. Этот рынок в России поистине неисчерпаем -сейчас отечественная промышленность выпускает около 150 тыс. надувнушек и всяческих их производных, и все до последней байдары раскупается, именно поэтому умудряются до сих пор выживать технологически устаревшие предприятия, работающие на очень низкокачественном каучуке. Не хочу никого обижать, но срок службы некоторых "классических" резиновых моделей приблизился в 2003 г. уже к ... двум годам! В то время как современные технологии позволяют склеить надувную лодку, которая при правильной эксплуатации и хранении будет верно служить и лет 10.
— Раз уж упомянул о конкурентах, не мог бы ты выделить кого-нибудь из ближайших преследователей.
Мнев улыбается, Мнев медлит с ответом, Мнев никого обижать не хочет и вновь закуривает.
— Мы начинали одновременно со многими современными фирмами, только некоторые мастерили первые модели в собственных гаражах, а другие организовывали кооперативы при существующих предприятиях по производству лодок, где за бесценок получали дефицитный материал. Но время расставляет все по своим местам. Сегодня большинство конкурентов напрочь отстало в разработках, про производственные минусы и говорить не хочется. По качеству и продуманности модельной политики хочу выделить только "Лидер". Их лодки я бы рекомендовал кому угодно.
— Коля, я — тоже пользователь твоей продукции, имею собственный "Кайман-360", который эксплуатирую в жестких морских условиях. И, хоть ходят слухи, что ты раздаешь журналистам взятки за ласковые слова,, не могу похвалиться — моя надувнушка не отличается отменным качеством фурнитуры: при первой же сборке отвалилось упорное крепление пайола на транце, через два месяца напрочь проржавели все шурупы, из резиновой накладки на левом борту вырвался один из лееров. Как ты можешь это объяснить и что делаешь для преодоления подобных огрехов?
— Это длинный разговор, — Николай спокойно и с достоинством принимает неожиданный укол. — Тот "Кайман", видимо, появился в период, когда моя фирма вырастала ровно в два раза в течение одного финансового года. Со временем мы поняли, что такой быстрый рост—безусловная ошибка бизнес-неофита, лавинообразно тянувшая за собой количество рекламаций. Но ведь никто не учил нас маркетингу и рыночной стратегии, все молодые производители, как в советские времена, стремились к максимальным валовым показателям. К тому же не всегда хватало нужных компонентов, получаемых от смежников, из-за этой "оперы" и появились ржавые винты на твоей лодке. Как ни странно прозвучит, но подводили и зарубежные партнеры, из-за этого мы отказались от импорта материала из Финляндии, пользуемся услугами более надежных германских и корейских поставщиков. Теперь все комплектующие производим сами, за исключением клапанов, они по-прежнему поставляются из Италии. Импортным остается и клей. Сегодня стремимся не увеличивать производство более чем на 30% в год — максимальное значение, когда еще можно разумно контролировать технологические и производственные процессы. Из выпускаемых нами 6 тысяч лодок под мотор, только пять штук в год возвращаются в цех на переделку из-за брака. Согласись, процент очень маленький, но иначе фирма "Мнев и К" не получила бы международный сертификат ISO 2001, подтверждающий соответствие нашего стандарта производства и конструирования мировому уровню.
— Ладно-ладно убедил, — я отмахиваюсь от хорошо поставленного трибун-ного слога, — раз заикнулся об остальном мире, давай-ка расскажи о своих с миром взаимоотношениях. Говорят, тебе даже предлагали переместить свои "кораблестрои-тельные" мозги за рубеж.
— Да, на первых порах были ангажементы из Голландии, так же как и существовал пилотный проект о совместной деятельности с французским "Зодиаком". Но все эти экивоки уже в прошлом, интерес к совместной деятельности у нас прошел, как, впрочем, и экспорт "мневской" продукции в другие страны. Сейчас на основе "Кондора" в Латвии или Польше планируем наладить выпуск "нафаршированного" РИБа под 50—70-сильный мотор для американского рынка. Стоимость данной конфетки будет под 15 тысяч долларов!
— Раз уж заговорил о РИБах, не мог бы ты объяснить взлет их популярности в последние годы во всем мире.
—Тут все предельно просто, — Николай ни на секунду не задумывается, — РИБ — самая безопасная общедоступная лодка. Легкость и простота в управлении и эксплуатации дают возможность быть уверенным в себе в самых сложных условиях. Практические навыки большинства современных мореходов невелики, и РИБы помогают нивелировать этот недостаток. Представь, как сложно швартоваться в узеньких маринах и перенасыщенных судами клубах, надувной же борт позволяет без боязни ткнуться куда угодно и не повредить ни себя, ни соседа. В мире наблюдается устойчивая тенденция к усложнению РИБовских конструкций, насыщению их многочисленными прибамбасами, присущими ранее лишь дорогущим круизным яхтам. В нашей стране из-за неразвитости морской инфраструктуры хранить-то до сих пор катера по сути, негде, РИБы приобретаются в основном разнообразными силовыми структурами. На моем производстве они занимают всего 5% общего числа выпускаемой продукции.
— А что ты можешь сказать о популярных гонках "24 часа Петербурга", дают ли они — кроме рекламы, естественно — что-нибудь полезное Мневу и его компашке.
— Эти гонки — очень полезная вещь для возрождения отечественного маломерного судостроения. Благодаря им многие умельцы принялись выдумывать собственные конструкции корпусов, хотя удачные проекты можно перечислить по пальцам одной руки: Ершов, Федорко, Огарков... Способствуют гонки и популяризации водно-моторного спорта в целом, они являются и очень серьезным эксплуатационным испытанием для производителей. Посмотри, сколько отечественных фирм в них участвует, и сразу поймешь, чего они боятся: большинство их баллонов — таково их качество — попросту не выдержит суточного марафона. Поэтому и слышишь от конкурентов : "У нас совсем другие задачи...". А разве эксплуатационная надежность не главный критерий!
— В связи с этим у меня возник вопрос: что ты можешь сказать о своих новых разработках, которые будут представлены публике в ближайшем будущем?
— На основе 330-го "Ската" делаем чуть более длинную, — где-то 3.60-4.00 м — лодку с полужестким кильсоном, что значительно улучшит ходовые качества модели. По нашему мнению, это будет новое слово в данной области. Предполагаемый общий вес конструкции — около 70 кг, цена — в районе 1500 долларов. Пытаемся также создать опытный образец с поперечным реданом, что, безусловно, повысит мореходность надувных лодок и выдвинет их далеко в океан. Это первый подобный проект в мире. Обязательно все запатентуем.
— Николай, какие лодки наиболее востребованы нашим покупателем и есть ли у тебя персональная привязанность к какой-нибудь модели и двигателю?
— Большинство покупательского спроса лежит в зоне 3.20-3.80 м. Данный факт легко объяснить: с одной стороны, эти лодки еще свободно умещаются в багажнике автомобиля или на антресолях. С другой — могут ходить под 25-сильным мотором, отвечающим всем запросам и туриста, и рыбака, и охотника. Мой любимец — это "Кайман-380" в камуфляжном исполнении. Из двигателей предпочитаю надежные и простые в эксплуатации четырехтактники в 40 и 4 силы...
Мнев вновь курит, хотя и делает вид, что наконец может быть спокоен, готов расслабиться.
Беседу вел Андрей Великанов.