Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Кругозор
  • Новые суда и устройства
  • 2003 год
  • «Экстратерриториален» — рекордный катамаран Ива Парлье
Подкатегории раздела
Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Рекордный катамаран «Cheyenne» Стива Фоссетта
Рекордный переход через Атлантику катамарана «Си Кэт»
Прогулочный катамаран Юнга
Катамаран из картона, ткани и бумаги
Новый гоночный катамаран класса «В»
Катамаран с дифференциальным рулевым устройством
«Карманный» катамаран Колибри
Крейсерский катамаран «Янка Маур»
«Карманный» крейсерский катамаран
Катамаран из долбленой осины
Разборный секционный катамаран вместо байдарки
Легкий и скоростной катамаран «Хобби»
Парусный катамаран на подводных крыльях «Андромеда»
Непобедимый катамаран «Леди Хелмсмен»


«Экстратерриториален» — рекордный катамаран Ива Парлье

Год: 2003. Номер журнала «Катера и Яхты»: 184
          0


Когда мы готовили к прошлому номеру "КиЯ" материал "50 узлов под парусами", то совершенно серьезно полагали, что сможем — хотя бы на некоторое время — закрыть тему скоростных парусников и рекордных достижений под парусами. Вроде все более или менее заметные и интересные суда и показанные ими результаты так или иначе были упомянуты на наших страницах.

Основные данные катамарана "Extraterrestrial"


Информация об изображенииКоманда катамарана за работой
Команда катамарана за работой
 
Длина, м18.28
Ширина, м15.05
Осадка швертом, м3.8
Высота, м24.5
Площадь парусности, м2:
лавировочная240
полная390
Водоизмещение, т4.5

Информация об изображенииКапитан команды Ив Парлье
Капитан команды Ив Парлье
 
Однако... лишь только журнал был сдан в печать, как мы получили очередной пресс-релиз о постройке нового океанского парусника, рассчитанного на побитие ряда рекордов скорости на океанских дистанциях. И опять из Франции, фактически монополизировавшей разработку быстроходных океанских многокорпусников (неоднократно упоминавшийся на наших страницах "Playstation" является, скорее, тем самым исключением, которое обычно подчеркивает правило). Но на этот раз речь шла о действительно неординарной разработке, хотя первое впечатление было, признаемся, прямо противоположным. "Плагиат!", — дружно решили мы, глядя на эскизы нового катамарана. Действительно, с первого взгляда новый аппарат напоминал реинкарнацию печально известного "Team Philips" с небольшими модификациями. В действительности все оказалось намного интереснее.

Информация об изображенииКомпьютерный анализ распределения давления на корпусе судна
Компьютерный анализ распределения давления на корпусе судна
 
Работа над новым проектом началась еще в 1998 г., когда известный французский яхтсмен Ив Парлье со своими товарищами приступил к исследованию перспектив создания скоростного океанского парусника, способного двигаться много быстрее существовавших на тот момент многокорпусных судов. К оценкам скоростных возможностей различных типов яхт подошли очень тщательно — в качестве плавучих лабораторий были выбраны два крылатых тримарана и один глиссирующий катамаран. Целый год проводились сравнительные тесты судов бок о бок, чтобы получить максимально подробные данные об их поведении в различных условиях. В конце концов приняли решение отказаться от тримаранной схемы с подводными крыльями, сочтя ее недостаточно устойчивой в условиях океанского волнения, сложной и дорогой. Еще одним аргументом в пользу отказа от трех корпусов послужил излишний вес тримарана. Все дальнейшие усилия были направлены на выявление максимального потенциала двухкорпусной конструкции. Изыскания привели к патенту французского авиационного инженера Жан-Франсуа Мориса, разработавшего и построившего в 19841986 гг. 7.5-метровый парусный катамаран с поперечными реданами на корпусах. Чтобы убедиться в работоспособности подобного принципа на более крупном парусном катамаране, были изготовлены три 2.5-метровых корпуса с различными обводами, подвергнутые тщательнейшим испытаниям в опытовом бассейне. После бассейновых и аэродинамических испытаний различных схем судна была создана и испытана масштабная самоходная радиоуправляемая модель, послужившая своеобразным подтверждением правильности избранной концепции.

Информация об изображенииСамоходная радиоуправляемая модель будущего рекордсмена
Самоходная радиоуправляемая модель будущего рекордсмена
 
Как полагают создатели, на скорости около 40 уз сопротивление корпусов будущего катамарана уменьшится примерно вчетверо по сравнению с таковым у обычных безреданных корпусов. Дополнительную подъемную силу еще будут создавать маленькие подводные крылья на скегах рулевого устройства и наклонные шверты-крылья на корпусах. Именно подобная комбинация "три в одном" сразу нескольких принципов поддержания высоких скоростей (узкие катама-ранные корпуса, реданы и подводные крылья) и дает основания Иву Парлье как руководителю команды выступать с многообещающими заявлениями о скоростном потенциале будущего судна, строительство которого находится уже в завершающей стадии.

Информация об изображенииДля испытаний в бассейне подготовили три разных корпуса
Для испытаний в бассейне подготовили три разных корпуса
 
Довольно оригинальным выглядит и парусное вооружение нового катамарана. Установка одной высокой мачты, несущей на себе большую площадь парусности, требует и достаточно большой ширины катамарана — чтобы величина восстанавливающего момента позволила судну использовать свою парусину с полной отдачей. Большая ширина судна при центральном расположении одной мачты на поперечной балке дает крайне высокие нагрузки сразу в двух направлениях: нагрузка от шпора мачты заставляет балку работать на изгиб, а нагрузка от широко разнесенных вант — на сжатие. Именно поэтому выбрана двухмачтовая схема, но в отличие от ‘Team Philips", поворотные мачты расположены не на корпусах, а на балке, ближе к ДП катамарана. Подобная схема, как считают создатели судна, имеет ряд преимуществ, главное из которых — более низкое (по сравнению с одномачтовой схемой) положение ЦП. Размещению мачт на балке, а не на корпусах тоже дано объяснение: во-первых, при крене судна не так значительно изменяется высота расположения ЦП, во-вторых — уменьшается поперечный момент инерции. Видимо, есть и какие-то аэродинамические тонкости, не зря же на продувку макетов будущей яхты в масштабе 1:12 в аэродинамической трубе была потрачена не одна неделя.

Информация об изображенииКомпьютерный эскиз "Extraterrestrial". Боковой вид и план парусности
Компьютерный эскиз "Extraterrestrial". Боковой вид и план парусности
 
Как следствие подобных ухищрений, 60-футовый катамаран по энерговооруженности практически не уступает тримаранам аналогичных размерений, неся 240 м2 лавировочных парусов при водоизмещении в 4.5 т (против 300 м2 и 5.8 т у "Gitana X", к примеру). Но при этом положение ЦП на "Extraterrestrial" (так назвали новую яхту) на 2 м ниже, чем у трехкорпусного соперника, а величина восстанавливающего момента — на 40% больше. В результате, новая лодка (по крайней мере, теоретически!) сможет нести полные паруса при куда более сильном ветре, чем тримараны сравнимых габаритов. Как видим, новые идеи в создании многокорпусников, о необходимости которых на страницах нашего журнала говорил Алдис Эглайс (см. "КиЯ" №182), уже начинают воплощаться в жизнь!

Информация об изображенииРеданный вариант корпуса в опытовом бассейне
Реданный вариант корпуса в опытовом бассейне
 
Конструкция самих корпусов в достаточной уже степени традиционна для быстроходных многокорпусников. Кевларовый сэндвич, толщина внешнего слоя кевлара — 1.5 мм, внутреннего — 1 мм. Между ними находится сотовый наполнитель, толщина слоя которого 20 мм. Специально для изготовления корпусов будущего судна в городе Ларош был построен отдельный цех, где и завершается создание будущего рекордсмена. Спуск судна на воду намечен на июль этого года, и первое соревнование в котором "Extraterrestrial" примет участие — это гонка "Transat Jacques Vabre" (октябрь 2003 г.).

А в целом, программа нового "экстратерриториального" рекордсмена расписана уже на три года вперед. Цель ее — установление как минимум шести новых рекордов на океанских дистанциях. Два рекорда в год. Соратникам Ива Парлье скука в ближайшее время явно не грозит...


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Французский катер со скандинавской компоновкой «Ocqueteau-760»
Владимир Антонов — начальник Главного управления ГИМС
Николай Литау — капитан яхты «Апостол Андрей»
Кругосветное плавание на яхте «Саид» продолжается
Компания «СТК» выпускает финские катера «Marino Miracle»
Каютный катер «Фантом-II» фирмы «Курс»
Началось производство надувных мотолодок «Suzumar»
Юрий Ефремов — начальник отдела главного конструктора о моторе «Нептун-25»
Многофункциональный преобразователь напряжения для яхт
«Рикошет 747R» — новая яхта для регаты «Ява-Трофи»
Наш корреспондент на Токийской бот-шоу 2003 года
Интервью с президентом «Yamaha motor» Тору Хасегава
Интервью с главным редактором журнала «Кази» Такубо Масами
На двух североамериканских бот-шоу 2003 года
Прямой привод Дюлгера гребного винта

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
«Экстратерриториален» — рекордный катамаран Ива Парлье

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Вода дарит радость когда она не в топливном баке
В гостях у японской фирмы «Shimano»
Павел Новоселов — пресс-атташе «Экспериментальной школы высшего спортивного мастерства»
Буер «Windjet» — новый претендент на рекорды
Алексей Ишутин — о предстоящем водномоторном сезоне 2003 года
Создан водномоторный клуб «24 часа Санкт-Петербурга»
Гибель Владимира Меньшикова — создателя гребно-парусной лодки
Алваро Маричалар — пересек Атлантику на водном мотоцикле
Многотиражной газете «За кадры верфям» исполнилось 70 лет
Пожелания журналу КиЯ читателей из Новосибирска
Николай Мнев — компания «Мнев и К» отмечает 10-летний юбилей
Спуск на воду каютного катера «Фантом-II»
Двухтактные моторы «Suzuki» снова в России
Надувная мотолодка РИБ для гонок «Кальмар-компакт»
Элитные алюминиевые катера фирм «Senator» и «Anytec Marine»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 31 + 23 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории