Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Туристические суда
  • 1968 год
  • Разборный секционный катамаран вместо байдарки
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Парусно-моторный разборный катамаран
Простейший туристический секционный катамаран
Разборный катамаран для автомобиля
Парусно-моторный разборный катамаран «Кит»
Разборный парусный катамаран «Альбатрос»
Киль вместо шверцев для байдарки «Саламандра»
Надувной разборный катамаран
Разборный парусный катамаран «Простор»
Разборный рыболовный катамаран с «независимой подвеской»
Постройка пластмассовой секционной байдарки
Тримаран «Вьюн» из туристической разборной байдарки «Таймень-2»
Тележка для перевозки разборной байдарки
Проект серийной разборной одноместной байдарки
Прогулочный катамаран Юнга


Разборный секционный катамаран вместо байдарки

Год: 1968. Номер журнала «Катера и Яхты»: 16
          0


Информация об изображенииКатамаран на воде
Катамаран на воде
 
Несколько лет подряд я проводил отпуск на верхневолжских озерах на самодельной складной байдарке типа «Луч» с велосипедным мотором «MAW» (1,3 л. с. при 4000 об/мин), переделанным мною в бортовой. Все было хорошо, за исключением того, что длина байдарки (5,5 м) плохо сочеталась с длиной волны, обычно устанавливающейся на этих озерах при ветре 3— 4 балла. Тогда я удлинил байдарку до 6,46 м, одновременно увеличив ширину корпуса до 0,8 м по КВЛ и высоту борта носовой половины судна. После этого лодка стала весить 30 кг (без мотора), но зато стала более надежной и мореходной.

Складная байдарка как туристское судно в аттестации не нуждается: ее транспортабельность и главное — легкость хода говорят сами за себя. Под вышеупомянутым мотором «MAW» байдарка с тремя человеками на борту почти не уступает в скорости обычной прогулочной лодкой с более мощным мотором «Стрела», а расход бензина при этом не более 0,5 л на 10 км. Правда, мне не удалось полностью реализовать скоростные возможности своей байдарки — я не мог подобрать винт нужного шага, но все же при нагрузке 200 кг она идет со вполне приличной скоростью 13 км/час, а с одним человеком (80 кг) — 15 км/час. Казалось бы, для любителей водного туризма лучшего судна, чем такая байдарка, придумать трудно.

И все же от байдарки я в конце концов отказался. Сыграли решающую роль два фактора: обилие на этих озерах топляков, столкновение с которыми на полной скорости не предвещает ничего хорошего для мягкой оболочки байдарки, и то, что на большой волне байдарку заливает, а вычерпывать воду на ходу практически невозможно — она вся уходит в корму. Размышления на тему о повышении безопасности плавания и судьбе моего экипажа (жена и десятилетняя дочь) в случае аварии привели к решению строить разборный секционный катамаран с закрытыми жесткими корпусами. Катамаран, безусловно, превосходит байдарку по остойчивости и непотопляемости. Но можно ли построить катамаран, равный ей по ходкости?


Информация об изображенииОбщий вид катамарана под мотором
Общий вид катамарана под мотором
 
После того как расчеты рассеяли эти сомнения принципиального характера, можно было приступать к конструированию катамарана. В качестве материала был использован алюминиево-магниевый сплав АМг, который, на наш взгляд, имеет преимущества перед дуралюмином: при сильном ударе не трескается, а сминается, причем вмятины нетрудно выправить, легко сваривается. На обшивку и переборки корпусов пошел лист сплава АМг-3 толщиной 1 мм, на привальные брусья дюралевый уголок 25X25X1,5. Соединяющая корпуса рама собрана из дюралевых труб 30X1; 22X1,5; 20X1,5; 16X1,5. Построен катамаран был в комнате городской квартиры при помощи простейшего набора слесарных инструментов; только пробная сборка корпусов проводилась в коридоре.

Из-за недостатка материала корпуса пришлось сделать короче, чем было запроектировано — длиной 4,86 м вместо 5,9 м. Нос и корма практически вышли симметричными. Поперечные сечения корпусов в подводной части полукруглые; надводные борта прямостенные с небольшим развалом (ширина на уровне «палубы» на 1 см больше, чем при КВЛ). Высота борта 0,24 м; осадка 0,13 м; коэффициент общей полноты 0,53, Набор корпусов состоит из привального бруса с наружной стороны бортов, палубы сделаны из водонепроницаемой ткани. Поперечная жесткость обеспечивается переборками по концам каждой из пяти секций корпуса. По периметру переборок сделана отбортовка на ширину 1 см для приклепывания к обшивке. Пазы прокрашены нитроэмалью.

Смежные секции при сборке соединяются между собой пятью болтами М6, пропускаемыми сквозь обе переборки, Три болта, расположенные ниже КВЛ, герметизируются расположенной между переборками прокладкой из 2-миллиметрового хлорвинилового линолеума.


Длина секций: 1-я (нос) — 94 см; 2-я — 97; 3-я — 100,5; 4-я — 99; 5-я (корма) — 95,5. Диаметры для построения очертаний подводной части переборок (попарно): первый стык — 26,6 см; второй — 29,4 третий — 30 (3-я секция) и 29,7 (4-я секция); четвертый — 27 см. Секции вкладываются одна в другую в следующем порядке: 1-я (нос) в 5-ую (корма), затем во 2-ю, в 4-ю и, наконец, в 3-ю. Внутрь 1-ой секции укладываются свернутые «палубы», сиденья с частью рамы, рули и весла.

Тщательное укрытие корпусов от попадания воды сверху, пожалуй, самый ответственный узел. Цельное полотнище во всю длину корпуса, склеенное из кусков прорезиненного капрона, обрезано по контуру внешних краев привальных брусьев с припуском 2 см для подшивки. По периметру «палубы» продернут хлопчатобумажный шнур, который обтягивается после надевания ее на корпус. В ДП под «палубой» натянут прочный шнур, создающий ее погибь. Практика показала, что за полтора часа .хода при хорошем волнении в корпус набирается (через отдельные неплотности в местах прилегания «палубы» к борту) не более 100—200 г воды.

Расстояние между корпусами 0,52 м обусловлено как соображениями гидродинамики, так и максимально допустимой, с точки зрения ограничения габаритов судна в сложенном виде, длиной поперечных труб рамы. Рама разбирается на четыре группы шарнирно соединенных трубок, которые укладываются вдоль бортов 3-ей (наибольшей) секции, не выступая за ее габариты. В результате весь катамаран в разобранном виде представляет собой два места размерами каждое 100,5X36X25 см и весом по 15 кг и без особого труда помещается в багажнике «Волги», на верхней полке железнодорожного вагона и т. д.

Три человека размещаются один за другим на сиденьях из прорезиненного капрона, подвешенных к раме, причем ноги ставятся на поперечные трубы рамы. Многолетний опыт показывает, что на таких сиденьях устаешь меньше, чем сидя на дне байдарки.

Вес судна с веслами и моторчиком 39 кг.

Ходовые качества нашего пятисекционного катамарана можно характеризовать следующими данными. При работе 1,5-сильного мотора на 75—80% максимальной мощности скорость при полезной нагрузке 215 кг — 14 км/час, при 120 кг — 17 км/час Заметно ощущается несовершенство обводов носовой секции, так что переделкой носа можно сделать катамаран более быстроходным.


Осенью 1967 г. я все-таки вернулся к шестисекционному варианту, вставив еще одну секцию длиной 102 см при диаметрах нижней части переборок 30,4 и 29,7 см. Это было вызвано необходимостью увеличить грузоподъемность до 270 кг при осадке не более 0,13 м.

Время сборки катамарана одним человеком — больше часа, но поскольку эта операция состоит исключительно из завинчивания гаек на болтах, можно привлечь для ее выполнения «малоквалифицированных» членов экипажа. Мотор, имеющий принудительное воздушное охлаждение, заводится на берегу, в спокойной обстановке, после чего катамаран с работающим двигателем ставится на воду.

Хочу сказать в заключение, что, сменив байдарку на катамаран, я не раскаиваюсь. Только что я вернулся из отпуска: весь июль мы с женой провели на Азовском море, захватив с собой катамаран, палатку и спальные мешки. Всего по морю было пройдено более 200 км и, нужно сказать, проверка катамарана оказалась основательной. Отмечу, что корпуса совершенно не были подвержены коррозии в морской воде, а вот дюралевые трубки очень скоро покрылись белой сыпью.

Скорость с экипажем из двух человек и багажом около 30 кг составила 15 км/час, но при этом мощность двигателя использовалась на 60—65%, так как винт с шагом и диаметром по 220 мм оказался легким. Сейчас я изготовил винт с шаговым отношением 1,2 и в августе буду испытывать катамаран с новым винтом.


Понравилась ли вам эта статья?
+19

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Моторная лодка для автомобиля
Открытый разъездной катер ЛС-1 «Спорт»
Моторно-парусная яхта «Дельфин»
Дуралюминовая мотолодка «Лада»
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Четырехместная пластмассовая мотолодка «Аралия»
Трейлер для легкой лодки
Черноморская фелюга для рыбной ловли
Самодельная байдарка с обшивкой из ткани
Чертежи буера класса «DN-60»
Парусно-моторная яхта «Марс»
Шлюпка из стеклопластика проекта «Ледянка»
Дюралевая мотолодка «Стрекоза»
Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
Катамаран из долбленой осины

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Разборный секционный катамаран вместо байдарки

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Стальной трамплин для прыжков
Герметичный гидрокостюм для воднолыжника
Крейсерский тримаран «Тритон»
Катер «Саламандра» для водомета «СМ-500В»
Небольшая быстроходная мотолодка «Микро»
Легкий и скоростной катамаран «Хобби»
Крейсерская яхта-компромисс «Грация»
Скоростная туристическая байдарка «Акула»
Катер по форме поморских карбасов
Достройка каютного катера «Саламандра»
Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
Постройка и первый поход парусного катамарана «Перун»
Парусный катамаран на подводных крыльях «Андромеда»
Гоночная мотолодка класса МС-500
Пластмассовая мотолодка «Тверца»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 22 + 44 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории