Любителям, желающим построить мотолодку конструкции Л. М. Соболева, советуем увеличить ширину лодки по палубе до 1,35 м, борта в корме сделать без завала внутрь, линию палубы (на боку) выполнить почти прямой. Это улучшит внешний вид судна. Число шпангоутов можно уменьшить до 5 (включая транец).
В 1961 году В. Б. Гантман своей статьей «Автомобиль и лодка» (сборник «Автомобилист», № 1) вдохновил, по-видимому, многих автолюбителей на приобретение лодки, но нас описанная им лодка по Ряду причин не устраивала. Не подошла для нас и мотолодка «Москвичка» («Техника молодежи», № 9, 1965 г.): процесс постройки ее довольно сложен, а высота борта недостаточна для плавания по озерам. Пришлось разрабатывать проект самим.
Прежде всего были сформулированы требования к нашему судну. Tак как лодка будет перевозиться на крыше легкового автомобиля вес корпуса со сланями, веслами и сиденьями не должен превышать 60—65 кг, а размеры не выходить за пределы, указанные в «Правилах движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР, где сказано: «На легковых автомобилях, мотоциклах (мотороллерах), мопедах и мотоколясках запрещается перевозить предметы, выступающие более чем на 0,5 м за габариты по длине или ширине».
Лодка на двух-трех человек должна была быть удобной для прогулок, рыбалки и охоты, прочной, дешевой (90—100 руб. без мотора), простой в постройке и развивать скорость не менее 20 км/час.
Такую лодку мы построили и испытали на Финском заливе под моторами «Стрела», «Ветерок» и «Москва». С мотором «Ветерок» на лодке можно ходить в дальние походы и без автомобиля, но для этого ее следует оборудовать ветровым стеклом и складным тентом.
Набор корпуса выполнен из сосновых реек, обшивка из березовой водостойкой фанеры марки БС-1 толщиной 3 мм. Все соединения выполнены на клею ВИАМ-БЗ и оцинкованных шурупах. Корпус снаружи оклеен двумя слоями стеклоткани на полиэфирной смоле, благодаря чему он абсолютно водонепроницаем. Набор состоит из 6 шпангоутных рамок, транца, киля, скуловых и привальных брусьев. Обшивка дополнительно подкреплена двумя днищевыми и двумя бортовыми стрингерами,
Основные данные лодки
Длина, м | 3,5 |
Ширина, м | 1,3 |
Высота борта, м: | |
на миделе | 0,445 |
у форштевня | 0,480 |
у транца | 0,385 |
Водоизмещение полное, кг | 350 |
Осадка средняя при полном водоизмещении, м | 0,12 |
Вместимость | 3 чел. |
Скорость хода, км/час: | |
под мотором «Стрела» — 5 л. с. | 14 |
под мотором «Ветерок» — 8 л. с. | 26 |
под мотором «Москва» — 10 л. с. | ок. 35 |
Вес корпуса, кг | 45 |
Вес оборудования (еланей, сидений, весел), кг | 15 |
Приспособление для перевозки лодки на автомобиле «Победа» сделано из газовых труб ½" и ¾" Один человек устанавливает приспособление на автомобиле в течение 10—15 мин.
Можно использовать и типовой багажник, но для этого нужно установить дополнительные опоры под нос и корму лодки. Лодку крепят к багажнику тросом диаметром 5 мм, который натягивается при помощи талрепа у передней опоры и натяжных болтов у задней. Чтобы трос не врезался в деревянные борта, его необходимо укладывать в углубления уток. Желательно продеть трос в резиновую трубку. Все остальное очень хорошо описано тов. Кащевским в статье «Приспособление для перевозки лодки на легковом автомобиле» в пятом выпуске сборника. Если гараж имеет прочное перекрытие и высоту около 3 м, лодку можно подвесить над автомобилем и хранить так круглый год. Преимущества такого хранения очевидны: снимать лодку с автомобиля и устанавливать на него может один человек, она будет хорошо защищена от ненастья, не надо привязываться к определенной водной станции или стоянке. На перекрытии нужно сделать строп из троса диаметром 5 мм с крючками, которые можно цеплять за утки. Строп следует закреплять с учетом положения центра тяжести лодки, чтобы при подъеме она сохраняла горизонтальное положение.
Удобно на потолке и стенке гаража установить направляющие ролики для троса и провести его на небольшую настенную ручную лебедку.