Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Моторные лодки
  • 1996 год
  • Автомобильная кар-топ моторная лодка
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Моторная лодка: путевой расход топлива на полном ходу
Моторная картоп-лодка «Лотос» из стеклопластика
Четырехместная моторная лодка Стрекоза
Моторная лодка на подводных крыльях
Моторная лодка «Кострома»
Моторная лодка «Альга»
На конвейере моторная лодка «Вятка»
Сибирская моторная лодка «Струйка»
Моторная лодка Акула
Моторная лодка для автомобиля
Моторная лодка «Альга»
Моторная лодка ПК-5 из стеклопластика
Серийная прогулочная моторная лодка «Ока»
Фанерная моторная лодка для мотора «Вихрь»


Автомобильная кар-топ моторная лодка

Год: 1996. Номер журнала «Катера и Яхты»: 159
          0


Эта заметка была представлена в редакцию еще в 1981 году. Автору — Саше Ткачуку — не исполнилось тогда и семнадцати. Заполняя учетную карточку, в графе "место работы" он написал — "10а класс 236 школы". Еще впереди были годы учебы в кораблестроительном институте, интересная работа, женитьба и... внезапно открывшаяся неизлечимая болезнь. Нашим сотрудником и общим любимцем он стал, уже зная о ней, но до последнего дня был полон энергии, предлагал новые темы, выдвигал проекты. Одна за другой появлялись его статьи. Вспоминая о простейшей моторке, которую они с отцом построили еще в самом конце 70-х, он тут же прикидывал, какой бы сделал ее теперь — десять лет спустя, обладая и опытом водномоторника, и знаниями инженера. Некоторые из своих соображений он успел внести в эту заметку, которая лежала на его рабочем столе все то недолгое время, которое довелось ему проработать в "КиЯ".

Основные данные автомобильной лодки


Информация об изображенииСхема общего расположения (двухсекционный вариант)
Схема общего расположения (двухсекционный вариант)
 
Длина наибольшая (без плит), мм3310
Длина габаритная, мм3500
Ширина по скуле, мм1170
Ширина габаритная, мм1400
Высота борта (нос/мидель/транец), мм545/560/430
Грузоподъемность полезная, кгдо 350
Нормальная пассажировместимость.чел.3
Мощность подвесного мотора, л.с.12-23

Было это давно. Прочитав статью Л. Соболева (вып. 14, 1968 г.) с описанием его автомобильной лодки, мы с отцом сразу же решили построить такую же под свой 8-сильный "Ветерок". Подкупали малый вес этой лодки — всего 60 кг со снаряжением, неплохая для суденышка скорость и даже мореходность. Но главным образом, конечно, возможность перевозить моторку на верхнем багажнике автомашины.

Кое-что в проекте все же решили изменить. В частности, уменьшили длину корпуса (примерно на 200 мм), несколько увеличив его ширину (на 100 мм) и высоту борта; убрали отгиб киля вниз и ничем не оправданный завал бортов внутрь. В целом же характер обводов с острой скулой и очень малой килеватостью днища (2° на транце) оставили без изменений.


Обшивку, как и на прототипе, сделали из 3-миллиметровой фанеры БС-1 с обклейкой готового корпуса 2 слоями стеклоткани (расход — 10 м2) на полиэфирной смоле. А вот набор, зная сложные условия эксплуатации в южной части Ладоги, сразу же усилили. Так, увеличили сечения вертикального киля с 25x50 на 60x100, днищевых и бортовых стрингеров — с 12x26 на 18x30, привальных брусьев и скуловых стрингеров — с 20x20 на 30x30. Сразу скажу, что забота о прочности напрасной не была. Не раз мы попадали в такие ситуации, что, откровенно говоря, не рассчитывали на сохранность корпуса: налетали на камни, сходу выкатывались на отмели. И однажды, когда мерились скоростью с катером под двумя "Вихрями", наскочили на бревно, однако и после сильнейшего удара не обнаружили каких-либо повреждений.

Информация об изображенииСхема конструкции корпуса
Схема конструкции корпуса
 
Так или иначе, но корпус нашей лодки получился чуть ли не на 20 кг тяжелее прототипа. А в результате после нескольких попыток возить свое судно на крыше (вверх дном с раскреплением тросиком с талрепом) мы от такого способа погрузки вынуждены были отказаться. В принципе, он, конечно, возможен и при 80-килограммовой лодке, но при условии, что все предметы снабжения (банки, пайол и т.п.) снимаются и грузятся вниз, а оба члена экипажа хорошо подготовлены физически. Автору же было тогда 14 лет,так что основная тяжесть погрузки и выгрузки ложилась на одного капитана.

После зрелых размышлений и обмена опытом с другими судоводителями-любителями мы пришли к идее перевозки лодки на трейлере. В магазинах ничего подобного не нашли, решили построить простейший трейлер для перевозки лодки на небольшие расстояния — от стоянки до Невы — своими силами. Дело оказалось не из легких, но в конце концов, используя подвеску грузового мотороллера, мы все конструкторские проблемы решили.


Теперь ставили и снимали лодку без особого труда. Исчезла и забота о стоянке. Между выходами лодка стояла на дачном участке; при этом трейлер был подперт доской, чтобы разгрузить пружины амортизаторов. Зимовала лодка в парнике. А вот найти хороший спуск к воде оказалось делом далеко не простым. Тот, которым мы вынуждены были пользоваться, можно назвать лишь более или менее удовлетворительным. И это на Неве, в районе города Кировска! Кругом заводы, жилые дома — и ни одного хорошего пожарного спуска.

Теперь вопрос общего веса лодки уже не стоял так остро, мы могли сделать свою моторку еще более быстроходной, надежной, комфортабельной. Поставили штурвал, ветровое стекло и фару, сшили тент, на палубе появились поручни из каркаса старой раскладушки. Жесткие сиденья заменили мягкими. На легкие решетчатые слани, оказавшиеся очень непрактичными, уложили фанеру, а затем сделали пайол с продольными ребрами жесткости, опирающимися на набор.

Ну а главным делом было приобретение "Нептуна-23" для повышения скорости. Мы понимали, что для наших скромных габаритов 23 силы — многовато. Первые же выходы с новым мотором показали, что корпус, рассчитанный на 10—12 л.с., слабоват. Даже на неполной скорости и на самой мелкой волне обшивка вибрировала, 3-миллимет-ровая фанера стала давать трещины. Пришлось принимать меры. Добавили на обшивку еще два слоя стеклоткани. Поставили четыре дополнительных промежуточных шпангоута между шп. 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 6. Транец подкрепили дополнительными накладками и усилили его крепление к бортам и днищу стальными угольниками.

Информация об изображенииКорпус теоретического чертежа
Корпус теоретического чертежа
 
Для удобства управления смонтировали ДУ. Рядом с кнопкой "Свет" появилась кнопка "Стоп" для экстренного выключения двигателя. При первой же попытке увеличить скорость (на моторе еще стоял ограничитель) обнаружилось, что моторка дельфинирует. Особой неожиданностью это не было, как бороться с дельфинированием — мы уже знали: на транец поставили две титановые транцевые плиты. Наверное, можно было применить и подпорный клин на днище, но нам показалось, что этот путь отнимет времени на подгонку гораздо больше. Результат плиты дали поразительный: теперь на всех режимах работы мотора, при всех нагрузках и центровках дельфинирование исчезло, сильные удары корпуса о воду прекратились.

Можно подвести некоторые итоги. Много лет использовалась наша автомобильная лодка в основном для краткосрочных выходов всей семьей (3 человека) и для поездок на рыбалку, причем до места каждый раз приходилось идти по 50-60 км. Втроем мы чувствовали себя совершенно свободно и вполне уверенно. Лодка обладала вполне достаточной для своих размерений начальной остойчивостью. Снижения мореходных качеств, по сравнению с моторками 4-метрового класса, на мой взгляд, не наблюдалось. Напротив, по некоторым показателям лодка вела себя даже лучше, чем, скажем, стандартный "Прогресс". Так, мы не раз решались проходить через крутую прибойную волну высотой около 2 м, когда владельцы более крупных (и добавлю — на малых скоростях менее маневренных) катеров выходить боялись; капитанам "Казанок" и "Прогрессов" суждено было тогда опаздывать в понедельник на работу! Однажды на такой волне пришлось даже сделать поворот на 180°: я успел развернуть лодку между двумя валами. Каждый,, кто имел дело с крутой и высокой прибойной волной, знает, что это такое! Это не было слепым риском. Мы знали отличную поворотливость лодки, ее прекрасное поведение даже на значительном волнении, устойчивость на курсе при ходе по попутной волне. Мы были уверены — наша маленькая лодка не подведет.


Лодка под 23-сильным мотором с гребным винтом шагом 300 мм имела отличную приемистость. Чтобы вывести ее на глиссирование с походной нагрузкой и экипажем два человека достаточно было 3-4 сек. С повышением нагрузки до предельной это время несколько увеличивалось.

Максимальная скорость с одним водителем на борту превышала 50 км/ч. С нагрузкой два человека полная мощность была не нужна даже для вывода на глиссирование; при работе на 50—60% мощности от максимальной скорость составляла 45—46 км/ч. При экипаже три человека плюс запас горючего на 120 км, после того, как лодка вышла на глиссирование, вполне можно было ограничиться 60—70% мощности: при этом обеспечивалась устойчивая скорость порядка 40 км/ч. Благодаря тому, что практически все время мотор работал с пониженным числом оборотов, возрос моторесурс двигателя. За два года на нашем "Нептуне-23" не вышла из строя даже свеча. Когда же мы "мучали" на полной мощности "Ветерок-8", поломки двигателя следовали одна за другой. Оглядываясь назад, могу сказать,что, наверное, с неменьшим успехом можно было эксплуатировать нашу лодку и под 12-сильным "Ветерком". Просто такого мотора не было в продаже, когда мы покупали "Нептун".

Все последние годы мне часто приходилось таскать за своим "Запорожцем" хозяйственный прицеп. Если бы мы строили лодку сейчас, то специально приспособили бы ее для перевозки на этом стандартном прицепе. В частности, сделали бы ее двухсекционной. Мне очень понравился виденный однажды в "КиЯ" №112 вариант такой лодки с шарнирами (двумя простейшими петлями на уровне палубы, когда при перевозке одна секция подымается вверх и ложится на другую, закрывая кокпит. Если не гнаться за комфортом, можно было бы взять за основу фанерную рыболовную лодку "Окунь" конструкции Ю. Зимина, чертежи которой были приведены в "КиЯ" №80. Лодка длиной 3.4 м рассчитана на мотор мощностью 14 л.с. Сделав две поперечные переборки на шп.З, легко превратить ее в двухсекционную.

Конечно, в плохую погоду уютнее находиться в закрытой и теплой каюте большого катера, да и качает меньше. Но все те, кто захотят иметь легкую автомобильную лодку, оценят и ее неменьшие достоинства. В частности, серьезно упростят для себя решение многих очень сложных проблем. Я уж не говорю, что они будут лучше чувствовать себя весной — во время преднавигационного ремонта и осенью, подсчитывая затраты на бензин, масло и запчасти.

Словом, каждый выбирает лодку по возможностям и потребностям. А я — сторонник именно небольшой моторки, которую можно перевозить за "Запорожцем". Если вы будете строить ее, не торопясь, вложив в чертежи свой опыт и вкусы, заранее продумав каждую деталь, то наверняка приобретете хорошего помощника и в хозяйстве, и во время отдыха.


Понравилась ли вам эта статья?
+13

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Самоходное шасси для легкой лодки
Одноместное каноэ с обшивкой из линолеума
Морской быстроходный катер «Азимут-34»
Швертбот «Радиус-4,8» для гонок и развлечений
Классический 20-футовый кэтбот «Тэбби Кэт»
Простая деревянная лодка-скиф для дачи и рыбалки
Мини-мотолодка для морского туризма «Балтик»
Стальная крейсерско-гоночная яхта «Жигули-26РТ»
Гоночная микро-яхта «Со-Ду-Ит!» для открытого океана
Сверхмалая яхточка длиной 3,5 метра
Крейсерский швертбот «Дюйм» класса Т2
Необычные проекты парусников Евгения Xабарина
Прогулочно-туристский катер-яхта «Катран»
Яхта «Макси»-класса для кругосветных гонок
Секционная туристическая лодка «Анаконда»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Автомобильная кар-топ моторная лодка

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Стальной прогулочно-экскурсионный катер
Съемное парусное вооружение для гребной лодки «Пелла»
Педальный водный велосипед-ротоплан
Гоночная килевая яхта Л-60
Автомобильная мотолодка-картоп «Воронеж-мини»
Три варианта восстановления лодки типа «фофан»
Парусно-моторная яхта по проекту «Бриз»
Крейсерская яхта с корпусом из легкого сплава «Джелинайт»
Армоцементная яхта «Хэппи Бэби V»
Постройка двухмачтового швертбота типа «Дрэскомб Логгер»
Мореходная моторная лодка «Радуга-50»
Скоростная двухместная кар-топ мотолодка «Супербесенок»
Яхта-тендер «Анастасия» шведского мастера Чапмена
Двухсекционная прогулочная мотолодка под «Вихрь»
Катер с автомобильным трейлером для активного отдыха


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 31 + 49 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории