Достался мне случайно (подарил товарищ) кусок хорошего линолеума — белого цвета, жесткого, на капроновой основе. Длина куска была 2,6 м, ширина 1,3 м, толщина — около 2 мм.
Долго лежал этот линолеум в домашней кладовке, пока дети не извлекли его на свет и не надоумили меня, что из него можно сделать. Раскатали рулон, сели на лист друг за другом, загнули края и «поплыли» по коридору, как в лодке.
Мне осталось сделать совсем немного, чтобы по их идее превратить лист в подобие индейского каноэ.
К кромкам будущих бортов снаружи и изнутри по всей длине листа я прикрепил на клею и гвоздях рейки привальных брусьев сечением 15X40 мм.
Из 30-миллиметровой доски вырезал форштевень и транец. Нижнюю часть этих деталей обработал по радиусу, чтобы при обжатии по ним линолеум не сломался.
Носовые и кормовые края согнутого листа обжал по форштевню и транцу при помощи хомутов из стальной полосы 2X25 мм (можно использовать для этой цели и проволоку диаметром 3—5 мм). Для уплотнения соединения линолеума с транцем и форштевнем между ними проложил кольцо, склеенное из полоски резины.
В носу н корме привальные брусья соединяются между собой и с деревянными деталями через брештуки, также вырезанные из доски толщиной 30 мм. Кроме того борта нужно распереть двумя бимсами, которые я изготовил из старых алюминиевых лыжных палок.
Отрезав от палки трубку нужной длины, в ее концы я вставил деревянные пробки длиной 60—80 мм и зафиксировал их шурупами. Выступающие из трубки концы пробок длиной по 15 мм входят внутрь гнезд, которые вырезаются во внутренней рейке привального бруса; через наружную рейку в пробку ввинчивается шуруп 4X40 мм.
Уже после испытаний каноэ, которое у нас использовалось в разборном варианте (для транспортировки форштевень, транец и распорки снимались, а обшивка вместе с привальными брусьями скатывалась в рулон диаметром 200 мм), я убедился в необходимости установки под бимсами-распорками двух ламинированных шпангоутов сечением 20X30 мм, выклеенных из тонких реек по шаблонам.
На эти шпангоуты можно положить легкий настил (пайол) из фанеры либо реек, распределяющий нагрузку от пассажиров на определенную площадь днища и защищающий линолеум от износа. А чтобы еще больше увеличить сходство лодочки с индейским каноэ, в носу и корме можно закреплять наделки из пенопласта, придав им характерную форму. Они, кстати, будут служить блоками аварийной плавучести в случае опрокидывания лодки или ее заливания волной.
При длине 2,5 м (без концевых наделок) лодка получилась шириной около 0,9 м; вес — около 13 кг.
Испытали мы ее зимой на незамерзающем озере у никелевого комбината в Норильске. Суденышко оказалось способным безопасно перемещаться по тихой воде даже с нагрузкой 120 кг (двое взрослых мужчин). Разумеется, для нормальной эксплуатации с такой нагрузкой длина лодки должна быть увеличена до 4,5—5 м, а обшивка из линолеума подкреплена дополнительными шпангоутами.
Думаю, что вместо линолеума для обшивки лодки можно использовать и другой водостойкий и гибкий листовой материал, например картон или полиэтилен соответствующей толщины.