Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Прочие проекты
  • 1977 год
  • Эскизы весел и работа весла на народном каноэ
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Гребное устройство для обратного движения весел
Массовый выпуск весел всех типов из стеклопластика
Оборудование парными веслами и парусом каноэ «Таймыр»
Устройство «Тунтури серф» для подвесных весел
Нескольких типов индейских каноэ
Возобновлена работа ОСВОДа РСФСР
Проект разборного каноэ Чеботарева
Каноэ-тримаран из фанеры американца Джорджа Дэниелса
Работа на трапеции на яхтах класса «Летучий Голландец»
Прогулочно-туристские каноэ — традиции и современность
Универсальная лодка — секционное каноэ из стеклопластика
Трехместное каноэ из стеклопластика
Работа шести детско-юношеских парусных школ
Массовая работа в яхт-клубе «Кировского завода»


Безопасные дезинфицирующие средства.

Эскизы весел и работа весла на народном каноэ

Год: 1977. Номер журнала «Катера и Яхты»: 69
          0


Каноэ — это и тип гребной лодки, и неразрывно связанный с ним специфический способ гребли, мало знакомый нашим туристам-водникам. Поэтому, говоря о лодке, совершенно необходимо хотя бы коротко сказать и о веслах, которыми следует на ней грести.

Сразу же оговорим, что следует различать так называемые «народные» — прогулочно-туристские и охотничье-рыболовные каноэ и чисто спортивные каноэ. Рассмотрим работу весла на народном каноэ.

Наиболее показателен случай, когда гребет один человек, сидящий на кормовой байке. Он опускает весло практически вертикально, погружает его на глубину примерно 2/3 высоты лопасти и энергично проводит вдоль борта к корме. Так как гребок производится с одного борта, возникает момент сил, отклоняющий нос движущейся лодки в сторону противоположного борта. Для компенсации этого момента в конце гребка приходится разворачивать лопасть весла на 90° (лопасть становится параллельно диаметральной плоскости каноэ) и делать «отвод» — легкий дополнительный гребок от борта, чтобы форштевень возвратился в исходное положение и каноэ сохраняло прямолинейно» движение.

Совершенно ясно, что при одном и том же усилии гребка отклоняющий момент и непроизводительные затраты сил на отводы будут возрастать при увеличении плеча момента, т. е. отстояния весла от ДП лодки. Стремлением всемерно уменьшить это плечо отклоняющего момента и рысканье лодки продиктованы такие черты классического каноэ, как большая относительная длина лодки, сужение корпуса в районе работы веслом и завал бортов внутрь, ограничивающий перемещения гребца по ширине лодки. Другими словами, грести будет легко только на правильно построенном — «настоящем» каноэ и при грамотно сделанном весле, соответствующем росту и силам гребца.

Подчеркнем, весло должно обеспечивать высокий к. п. д. гребли при наименьших затратах энергии, быть легким, удобным для выполнения не только основного гребка, но и отвода и управления поворотом лодки. Чтобы легче было контролировать положение лопасти и разворачивать ее, чтобы эффективнее использовалась «верхняя» рука, которой гребец держит конец весла, на весле для каноэ обязательно делают поперечину-рукоятку (обычно скругленную, без острых кромок). Кроме того, настоящее весло для каноэ должно быть «бесшумным», прочным (чтобы можно было, скажем, оттолкнуться от камня или сван); в то же время нужна и определенная его гибкость, обеспечивающая эластичную передачу усилия на мышцы.


В статье Ю. А. Чеботарева (сборник №27, 1970 г.), посвященной описанию разборного каноэ, приведен чертеж весла с большой прямоугольной лопастью. Хотя и есть упоминание, что грести такими веслами легко, я бы советовал несколько уменьшить площадь лопасти и изменить ее форму. Реальным условиям туристского плавания по засоренным лесным рекам лучше всего соответствует классическая веретенообразная форма, при которой скругленная лопасть плавно сужается книзу и кверху, но наибольшая ширина заметно смещена от середины вверх. В этом случае центр сопротивления ее располагается высоко, т. е. ближе к ручке, а это уменьшает время холостого хода гребка и делает маховой момент более интенсивным — грести легче; снижаются потери энергии на вихреобразование. Такую лопасть легче сделать прочной настолько, что веслом можно будет отталкиваться на мелководье. Плавный переход лопасти в веретено облегчает извлечение весла из воды, когда приходится преодолевать участки, поросшие водорослями.

Поскольку высота лопасти (погружение весла) обычно изменяется мало, получается, что главное значение приобретает правильный выбор ширины лопасти. От ширины зависит гидравлическое сечение движителя — рабочая площадь лопасти, обусловливающая величину полезного упора, двигающего лодку. При слишком большой ширине лопасти со стороны «холостой» — нерабочей — ее поверхности образуется весьма значительное разрежение, снижающее эффективность гребка. Слишком узкое весло не обеспечивает полной нагрузки гребцу; чтобы получить нужную скорость, приходится грести чаще.

Общая высота весла зависит от роста гребца и определяется так; при нормальном погружении лопасти рукоятка-поперечина весла должна находиться примерно на уровне плеча гребца, сидящего на банке. Обычно она колеблется в пределах 1400—1600 мм.

Информация об изображенииЭскизы весел для каноэ
Эскизы весел для каноэ
 
Привожу эскиз весла, испытанного в работе на каноэ как в условиях порожистых рек и мелководья, так и на глубоких открытых водоемах.

Несколько советов по изготовлению такого весла. Наиболее целесообразно делать его не цельным, а составным — из трех частей, применяя водостойкий клей. Лучшим материалом будет мелко- и прямослойная ель; рукоятку надо вырезать из твердых пород — клена, бука, ясеня. Кромки лопасти тщательно отшкуренного весла надо промазать защитным слоем эпоксидной смолы; после отверждения смолы все весло следует загрунтовать горячей олифой, а затем покрыть двумя слоями масляного лака (хорошо — копалового) или масляной краски, хорошо просушив промежуточный слой. Нитролак или нитрокраска мало пригодны, так как непрочны.

Весло для спортивного каноэ существенно отличается по форме и, в частности, обычно не имеет сужения книзу и достигает в ширину 220 мм. Поскольку в конце гребка при одиночной гребле необходимо делать отводы, советую исключить эту непроизводительную фазу гребка, применив весло со слегка (на 4—5°) «закрученной» лопастью. Как показывает простейший расчет, при закрутке — развороте лопасти на 4° непроизводительные затраты усилия гребка не превышают 7%, зато устраняются потери времени на фазу отвода и гребцу не приходится тратить мышечно-нервное усилие на его выполнение. Делать весло с разворотом лопасти для народного каноэ, на мой взгляд, нецелесообразно: будет сложнее управлять лодкой.


Понравилась ли вам эта статья?
+14

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Катер для дальних путешествий конструктора Дэвида Бича
Пластмассовые беспалубные яхты «Дрэскомб»
Парусный тримаран на подводных крыльях «Скиф»
Комфортабельный мореходный армоцементный катер «Гринда»
Прогулочная дюралевая моторная лодка «Обь-М»
Комфортабельный разъездной катер «ЛС-5»
Универсальная плоскодонная туристская лодка
Прогулочно-туристская каютная мотолодка «Радуга-51»
Пластмассовая прогулочно-туристская мини-яхта «Ассоль»
Яхты класса «минитонник» — «Соната-7», «Е-Боут» и «Лефре»
Проект многоцелевого мореходного катера
Моторно-парусный бот «Сережа»
Стеклопластиковые прогулочные лыжи
Одноместный гребно-парусный катамаран «Лебедь»
Прогулочно-туристские каноэ — традиции и современность

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Эскизы весел и работа весла на народном каноэ

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Катер «Тюлень» водоизмещающего типа
Постройка каютного мини-катера «Арго»
Водные лыжи на подводных крыльях
Трейлер для транспортировки лодки
Рыболовная модификация моторной лодки «Сарепта-Р»
Новые байдарки «Таймень» приходят на смену «Салюту»
Катамараны — «палубные лодки» и плавдачи под парусом и мотором
Спортивный парусный швертбот-одиночка «Лазер»
Рыболовный тримаран из стеклопластика «Скат»
Новый проект швертбота «Цефей» класса Т-2
Жесткая рубка из кузова автомобиля «Москвич-434»
Гребные колеса с педальным приводом для байдарок
Моторно-гребная шпоновая лодка «Форель»
Моторная лодка и коляска для мотоцикла
6-метровый многоцелевой катер с автомобильным двигателем


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 35 + 37 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории