Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Туристические суда
  • 1977 год
  • Новые байдарки «Таймень» приходят на смену «Салюту»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Тримаран «Вьюн» из туристической разборной байдарки «Таймень-2»
Парус для одноместной байдарки «Таймень-1»
Парусное вооружение для байдарки «Таймень-2»
Новые надувные байдарки типа «Ласточка»
Треугольные паруса для байдарки «Салют»
Одноместная разборная байдарка «Таймень»
Серийная одноместная байдарка «Таймень-1»
Навеска мотора «Салют» на корму байдарки
Подвесной парус для байдарки «Салют»
Новые лодочные моторы «Салют-Э» и «Салют-ЭС»
Самодельная надувная байдарка с обводами байдарки «Луч»
Многоцелевая металлическая лодка «Таймень» по типу «джонбота»
«Таймень-1» проходит испытания на Лосевских порогах
Бортовой лодочный мотор для байдарки


Смотрите подробности бьюти тг на сайте.

Новые байдарки «Таймень» приходят на смену «Салюту»

Год: 1977. Номер журнала «Катера и Яхты»: 70
          0


Вот уже долгие годы на водных маршрутах нашей страны верно служат 2- и 3-местные разборные туристские байдарки с маркой «Салют» — надежные, вместительные, недорогие. Не одно поколение туристов воспиталось в походах на «Салютах», немало маршрутов под всеми широтами прошли эти лодки. Но время идет, растет класс отечественного туризма, и сейчас уже разработанные много лет назад «Салюты» не отвечают сложному комплексу требований, предъявляемых к современной туристской байдарке.

Информация об изображении«Таймень-3» с экипажем
«Таймень-3» с экипажем
 
Не будем снова (об этом не раз говорилось на страницах сборника) перечислять все плюсы и минусы «Салюта-4,7» и «-5,2» либо сравнивать их с импортными аналогами (например, «RZ-85», «Колибри», «Нептуном»), Когда только зашла речь о необходимости разработки новых проектов, уже было ясно, что байдарки, которые призваны прийти на смену «Салютам», должны иметь более высокие ходовые и маневренные качества, должны быть более безопасными в тяжелых условиях плавания — на маршрутах высоких категории сложности.

В 1975 г. по договору с Московским машиностроительным заводом «Салют» коллектив Центральной лаборатории новых видов спасательной техники ОСВОДа РСФСР приступил к разработке проектов 2- и 3-местных байдарок «Таймень-2» и «Таймень-3». Основой для этой работы послужило обобщение опыта эксплуатации наиболее распространенных отечественных и импортных байдарок, а также и ряда наиболее удачных разборных лодок любительской постройки. С самого начала проводились регулярные консультации как с работниками завода «Салют» (это помогало учитывать производственные возможности и делать конструкцию более технологичной), так и с представителями туристской общественности. Технические проекты «Тайменя-2» и «-3» были вынесены на обсуждение членов водной секции Центрального совета по туризму и экскурсиям и получили полное одобрение.


Информация об изображенииТеоретический чертеж байдарки «Таймень-2»
Теоретический чертеж байдарки «Таймень-2»
 
Обе лодки представляют собой современные разборные байдарки, предназначенные для эксплуатации в условиях туристских дальних походов. Их теоретические чертежи разрабатывались с учетом возросших требований туристов-водников. Стоит отметить, что, по сравнению с соответствующими по грузоподъемности «Салютами», новые байдарки длиннее и уже; отношение наибольшей длины к ширине у них значительно выше — у «Тайменя-2» равно 5,9, а у «Тайменя-3» — около 6,5, в то время как у обеих моделей «Салютов» оно не превышало 5,3. (Если брать соотношения длины и ширины по КВЛ, то для «Тайменя-2» эта величина равна 4885:800=6,16, а для «Тайменя-3» 5580:840=6,64). Байдарки практически симметричны относительно миделя, в отличие от «Салютов», имевших заметное смещение наибольшей-ширины в нос. Килевая линия в оконечностях приподнята. Несколько меньше стала осадка в грузу. В целом можно сделать вывод, что выбранные соотношения размерений и примененные обводы обеспечивают уменьшение сопротивления движению.

Информация об изображенииТеоретический чертеж байдарки «Таймень-3»
Теоретический чертеж байдарки «Таймень-3»
 
Особое внимание уделено обеспечению безопасности на воде. Это достигается, во-первых, наличием в комплекте байдарок шести термоупаковок с поддувом (по одной в оконечности и четырех по бортам), гарантирующих непотопляемость лодки в любых ситуациях, а одновременно служащих надежной защитой уложенных в них вещей от воды; кроме того, наличие фартука и юбок, надеваемых гребцами, предохраняет байдарку от заливания. Во-вторых, при проектировании предусмотрено увеличение высоты надводного борта и повышение остойчивости лодок: величины восстанавливающего момента, возникающего при крене до линии борта, у «Тайменей» чуть ли не вдвое больше, чем у «Салютов» (17,3 и 21,1 кгм против 9,3 и 12).

Известно, что и на маневренность и на такие эксплуатационные качества байдарки, как удобство размещения грузов, оказывает большое влияние расположение гребцов по длине лодки. При разработке «Тайменей» конструкторы обратились к опыту проектирования двухместных слаломных каноэ, а также двухлетнему опыту эксплуатации экспериментальной байдарки «Север-3» (автор М. Ю. Долбенко) на маршрутах различной сложности. Принятое расположение гребцов на большем, по сравнению с традиционным, удалении от миделя, не уменьшает упора, создаваемого веслом, но резко увеличивает маневренность лодки, поскольку с увеличением плеча возрастает «управляющий» момент. При гребле вразнобой, как это иногда случается, гребцы не мешают друг другу — не задевают веслом за весло.


Информация об изображенииУстройство двухместной байдарки «Таймень-2»
Устройство двухместной байдарки «Таймень-2»
 
В середине лодки удалось выделить специальный грузовой отсек. Это очень удобно, поскольку существенно облегчается загрузка и разгрузка байдарки. В несложные походы на «Таймене-2» можно выходить втроем, т. к. грузовой отсек по размерам не меньше, чем отсеки для гребцов. Аналогично на «Таймене-3» могут путешествовать четыре человека. Большой запас водоизмещения байдарок позволяет и при этом брать с собой все необходимое снаряжение. Так, для двухместной байдарки при минимальной допустимой высоте надводного борта (на миделе до линии «привального бруса» — края деки) 80 мм и соответствующем увеличении осадки до 190 мм максимальная допустимая полезная нагрузка составляет 350 кг; этой осадке соответствует запас плавучести 200 кг. Для того чтобы двухместная лодка села по линию «привального бруса», на испытаниях пришлось увеличить нагрузку до 550 кг; на трехместной лодке эта величина составила 700 кг.

Как и «Салюты», новые байдарки имеют мягкую оболочку, надеваемую на разбирающийся жесткий дюралевый каркас, состоящий из задающих форму поперечного сечения замкнутых шпангоутных рамок (пяти — на трехместной лодке, четырех — на двухместной), кильсона (килевой фермы), шести трубчатых стрингеров и фальшбортов, а также штевней и трубчатого карленгса в ДП — мидельвейса.

Информация об изображенииСобранный каркас трехместной байдарки
Собранный каркас трехместной байдарки
 
Кильсон и фальшборты, в отличие от «Салютов», выполнены не деревянными, а из легкого и прочного алюминиевого сплава. Деревянными остались только сиденья, но в перспективе и они будут заменены пластиковыми. Фальшборт имеет ликпаз, в который заводятся края деки. Все узлы и детали каркаса защищены антикоррозионными покрытиями, максимально унифицированы (взаимозаменяемы все штевни, часть шпангоутов и-деталей продольного набора).

Спинки надежно закреплены на шпангоутах, что полностью исключает возможность их потери.


Сборка-разборка лодок не представляет сложности, узлы соединений сделаны более простыми и надежными. Время сборки байдарки, зафиксированное на межведомственных испытаниях, составило 25 мин; на полную разборку и упаковку ушло всего 10 мин.

Информация об изображенииКаркас вставляется в оболочку — соединение замка кильсона
Каркас вставляется в оболочку — соединение замка кильсона
 
В комплект байдарок входят: весла, фартук, юбки, термоупаковки с поддувом, два упаковочных мешка («рюкзак» для оболочки и шпангоутов и «карандаш» для весел и продольного набора), кусок ткани оболочки размером 6,0X0,3 м для аварийного ремонта и наклейки протекторов, капроновый шнур.

Испытания «Тайменей» проводились на ряде водохранилищ и рек средней полосы Европейской части страны, а также на реке Ардоне (маршрут IV категории сложности; Северный Кавказ) и в Днепровско-Бугском лимане. По результатам испытаний межведомственная комиссия сделала ряд замечаний, которые были учтены при корректировке рабочей документации и дальнейшей доводке конструкции байдарок: в частности, несколько увеличена полнота кормы.

В нюне 1977 г. Центральной лабораторией новых видов спасательной техники были изготовлены и переданы предприятию эталонные образцы новых байдарок. Выпуск первых серийных образцов ожидается в 1978 г.



Первая проба «Тайменя»


Прошли испытания новые разборные байдарки «Таймень-2» и «Таймень-3». Основное впечатленне, что они, бесспорно, лучше своих предшественников— «Салютов». Легче на ходу, имеют несколько лучшую управляемость; введение в комплект фартука со срывными «юбочками» значительно повысило морехоцность, уменьшив возможность заливания при прохождении валов на порогах либо при ходе па волне в открытых водоемах. «Таймени» не имеют деревянных деталей набора и, следовательно, будут долговечнее и надежнее; более удобны в сборке и разборке.

Информация об изображении«Таймень» на соревнованиях
«Таймень» на соревнованиях
 
Компоновка «Тайменей», когда места гребцов максимально сдвинуты к оконечностям, действительно, позволяет лучше управлять байдаркой веслами в сложных условиях, упрощает загрузку байдарки: " на «Таймене-2» между гребцами легко размещаются два рюкзака или без всяких затруднений садится еще один человек. Однако при такой компоновке основные нагрузки (веса двух гребцов) оказываются разнесенными далеко от миделя и при прохождении валов возникают большие изгибающие моменты. Вследствие этого, что было отмечено во время испытаний на кавказской реке Ардоне, выявилась необходимость повысить прочность каркаса.

При плавании в одиночку и расположении гребца на заднем сиденье, а это нередко требуется при прохождении определенного типа порогов, мелководных участков маршрута либо перевозке людей и грузов через реку, «Таймень-2» получает сильный дифферент на корму, так что носовая часть поднимается над водой почти на половину длины лодки. Следует предусмотреть возможность смещения спинки заднего сиденья вперед и увеличить полноту кормы.


Понравилась ли вам эта статья?
+13

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Универсальная плоскодонная туристская лодка
Прогулочно-туристская каютная мотолодка «Радуга-51»
Пластмассовая прогулочно-туристская мини-яхта «Ассоль»
Яхты класса «минитонник» — «Соната-7», «Е-Боут» и «Лефре»
Проект многоцелевого мореходного катера
Моторно-парусный бот «Сережа»
Стеклопластиковые прогулочные лыжи
Одноместный гребно-парусный катамаран «Лебедь»
Прогулочно-туристские каноэ — традиции и современность
Эскизы весел и работа весла на народном каноэ
Катер «Тюлень» водоизмещающего типа
Постройка каютного мини-катера «Арго»
Водные лыжи на подводных крыльях
Трейлер для транспортировки лодки
Рыболовная модификация моторной лодки «Сарепта-Р»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Новые байдарки «Таймень» приходят на смену «Салюту»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Катамараны — «палубные лодки» и плавдачи под парусом и мотором
Спортивный парусный швертбот-одиночка «Лазер»
Рыболовный тримаран из стеклопластика «Скат»
Новый проект швертбота «Цефей» класса Т-2
Жесткая рубка из кузова автомобиля «Москвич-434»
Гребные колеса с педальным приводом для байдарок
Моторно-гребная шпоновая лодка «Форель»
Моторная лодка и коляска для мотоцикла
6-метровый многоцелевой катер с автомобильным двигателем
Крейсерская мини-яхта со сварным корпусом «Пан Дюик 600»
Парус со швертовым и рулевым устройством на «Чижике»
Новая модель четырехместной мотолодки «Казанка-5»
Жесткая рубка со сдвижной крышей на «Казанке-5»
Трехместная моторная лодка «Морской дротик»
Крейсерско-гоночная яхта «Вэнгард» класса «двухтонник»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 14 + 31 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории