Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Туристические суда
  • 1974 год
  • Одноместная разборная байдарка «Таймень»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Одноместная разборная байдарка «Сирена»
Серийная одноместная байдарка «Таймень-1»
Туристская разборная байдарка «Форель»
Разборная одноместная лодка для рыбалки и охоты
Разборная туристическая байдарка-одиночка
Разборная байдарка-двойка «Чертенок» простейшей конструкции
Одноместная разборная лодка «Малютка-3»
Одноместная разборная туристическая лодка
Тримаран «Вьюн» из туристической разборной байдарки «Таймень-2»
Парус для одноместной байдарки «Таймень-1»
Новые байдарки «Таймень» приходят на смену «Салюту»
Парусное вооружение для байдарки «Таймень-2»
Разборная плавучая дача «Ладога ДБ»
Самодельная байдарка с обшивкой из ткани


Одноместная разборная байдарка «Таймень»

Год: 1974. Номер журнала «Катера и Яхты»: 51
          0


Информация об изображенииФото байдарки «Таймень» на ходу
Фото байдарки «Таймень» на ходу
 
Основной задачей, поставленной мною при разработке чертежей «Тайменя», было создание простой в изготовлении, надежной, легкой и удобной в эксплуатации байдарки, имеющей в то же время и неплохие ходовые качества. Байдарка (москвичи могли видеть её на выставке туристских самоделок) уже прошла целый ряд простых и не очень простых маршрутов и успешно эксплуатируется третий сезон. Думаю, это дает право сказать, что она оправдала ожидания, и рекомендовать ее эскизы для постройки силами туристов.

Размерения «Тайменя» выбраны по опыту эксплуатации ряда самодельных одноместных байдарок различных конструкций. Грузоподъемность вполне достаточна даже для продолжительных туристских плаваний. Размеры кокпита сознательно сделаны больше обычных, чтобы упростить загрузку и разгрузку байдарки, чтобы легче и удобнее было садиться в неё и вылезать.

Основные данные байдарки «Таймень»


Информация об изображенииСхема конструкции байдарки
Схема конструкции байдарки
 
Длина, м3,45
Ширина, м0,75
Высота (до привального бруса), м0,25
Вес (в упаковке), кг10
Грузоподъемность, кг135
Размеры кокпита, см40X85
Габариты пакета, см10x35X135 или 15X23X135

Габариты пакета позволяют перевозить байдарку любыми видами транспорта; длина пакета равна размеру багажника «Волги» по диагонали. Время сборки лодки зависит от сноровки, но в принципе не превышает 10—15 минут: чтобы собрать замкнутую ферму каркас», достаточно завинтить четыре гайки-барашка, закрыть четыре крючка и замкнуть шесть звеньев трубчатых стрингеров. Для упрощения дела соединения штевней со стрингерами и мидельвейсами сделаны неразборными — на шплинтах-шарнирах, а фальшборты приклеены к деке.


Информация об изображенииШтевневая часть килевой фермы из хоккейной клюшки
Штевневая часть килевой фермы из хоккейной клюшки
 
Изготовление байдарки в домашних условиях занимает всего 3—4 человеко-дня, так как в конструкции ее использованы «полуфабрикаты» —две хоккейные клюшки и две П-образные трубки от раскладушки. Потребуются, кроме того, планка деревянная (можно использовать рукоятку клюшки) 20X30X750; швеллер дюралевый 15X25X1,5 — 2,5 пог. м; швеллер дюралевый 20X25X2 — 1,35 пог. м; дюралевые трубки ∅12X1 — 18 пог. м, ∅14X1,5 — 4 пог. м; обрезки дюраля δ=1,5÷3,0 мм; заклепки дюралевые ∅3—4; винты М5X45 с гайками-барашками — 4 шт; латунная проволока ∅2 для изготовления 6 шплинтов на штевнях; шайбы; твердая резина толщиной 6—8 мм. 8се эти материалы я купил в «Юном технике». На оболочку пойдет 3,5 м2 прорезиненной ткани (желательна газгольдерная трехслойная) и на деку 1,7 м2 (любая привлекательная на вид и с водоотталкивающими свойствами).

Информация об изображенииКонструкция шпангоута
Конструкция шпангоута
 
Шпангоуты (их всего два) представляют собой замкнутые рамки. Согнуть их можно без помощи каких-либо особых приспособлений и подогрева, если использовать изгибы, имеющиеся на П-образных трубках каркаса раскладушки (на эскизе показаны пунктиром). Особая точность при этом не нужна, так как к шпангоутам приклепываются планки 5 для фиксации стрингеров, и обеспечить заданное табличкой положение точек 1, 2, 3 и 5 можно, несколько изменяя длину этих планок 5 (делайте это, уложив готовую рамку на плаз — лист бумаги с разбивкой положения точек). Резиновые гнезда, как и полоска микропористой резины на килевой ферме, будут в какой-то степени амортизировать ударные нагрузки, опасные для оболочки и каркаса байдарки, а кроме того, позволяют увеличить расстояние между оболочкой и деталями каркаса, что предохраняет резиновую ткань от истирания и повреждений.

Если вы хотите, чтобы шпангоуты умещались в более узкий чехол, сделайте их разъемными; фиксаторы в местах разъема (между точками 1 и 2) не требуются, поскольку верхняя часть стыкуется с нижней — надевается на втулку 6 с использованием упругой деформации дюралевой трубки; могу добавить, что верхнюю половину шпангоута при этом «по совместительству» я использовал на стоянках как раму для пилы-ножовки.


Взаимозаменяемые средние — замыкающие— звенья стрингеров, надевающиеся на концы звеньев, висящих на штевнях, можно нарезать и из дюралевой трубки ∅16X 1,5 (например, из старых лыжных палок). 8 этом случае они будут храниться (в упаковке) надетыми на концевые стрингера; для фиксации их положения советую применить самый простой, но достаточно надежный вариант — на концевые стрингера в соответствующих местах наматывается изолента.

Информация об изображенииМидельвейс (показан в плане)
Мидельвейс (показан в плане)
 
Не забудьте всюду, где можно, в дюралевые трубки поставить деревянные пробки на клею: это нужно, чтобы в конечном итоге обеспечить непотопляемость байдарки.

Длина деревянной планки (750 мм), приклепываемой к швеллеру киля, уточняется по месту при пробной сборке байдарки: поскольку в ее торцы упираются края штевневых частей килевой фермы, от этого размера зависит натяжение оболочки. Сразу же отмечу, что все деревянные детали килевой фермы надо пропитать несколько раз горячей олифой и покрасить или, еще лучше, оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле для повышения долговечности и прочности каркаса. При этом винты на концах штевневых частей должны быть надежно запрессованы в соответствующих гнездах.

В случае участия в сложных походах для повышения маневренности стоит, пожалуй, рекомендовать некоторый изгиб килевой фермы, например, подъем оконечностей на 2°, как это сделано на байдарке «Сирена» (см. №39 сборника); при этом байдарка с полной нагрузкой останется достаточно устойчивой на курсе без руля. Чтобы получить нужный изгиб, придется распарить рукоятки клюшек в горячей воде и зафиксировать в изогнутом состоянии на 2—3 суток. Кстати говоря, в качестве концевых деталей килевой фермы можно использовать не только деревянные, но и дюралевые клюшки (московского производства).


Информация об изображенииФальшборты
Фальшборты
 
Прочность «Тайменя» уже проверена практически, в том числе и участием в сложных походах, но если вы рассчитываете на тяжелые условия плавания, лучше наложить на килевую ферму дополнительный швеллер большего размера, как показано на схеме байдарки (сеч. В-Б), и сделать более мощным верхний пояс стрингеров, образующий привальный брус.

Изготовление оболочки подробно описывалось на страницах сборника (см. №23, №25, №39). Отличие в данном случае состоит в том, что фальшборты, нарезанные из дюралевого швеллера, наглухо приклеиваются клеем 88Н к внутренним кромкам выреза деки (см. сеч. А-А на схеме). Протекторы на штевни вырезаны из медицинской грелки, на киль и стрингера— из велотрубки. Можно применить и другой вариант — полоски микропористой резины шириной 20 мм, приклеиваемые изнутри к оболочке и снизу — к деталям килевой фермы.

К оконечностям деки пришиваются ременные петли для крепления буксировочного шнура.

Сборка байдарки производится в такой последовательности. Штевневые части килевой фермы с висящими на них стрингерами и мидельвейсами вставляются в оболочку. Средняя часть килевой фермы (на схеме 8) соединяется с носовой частью двумя гайками-барашками, причем одновременно одной из них неплотно привинчивается установленный на свое место носовой шпангоут, развернутый временно в ДП байдарки. Теперь соединяемые концы кормовой штевневой и средней частей приподнимаются, конец штевневой части вводится под коробку швеллера до упора в торец деревянной планки 9 (см. схему); плавным нажимом сверху оба конца одновременно опускаются, распирая каркас и обеспечивая натяжение оболочки в продольном направлении. Кормовая часть килевой фермы вместе с кормовым шпангоутом, также еще развернутым в ДП байдарки, закрепляется двумя гайками-барашками.


Информация об изображенииСтрингеры
Стрингеры
 
С помощью соединительных (замыкающих) звеньев стыкуются стрингера, концы мидельвейсов надеваются на соответствующие штыри в ДП на обоих шпангоутах. Шпангоуты поочередно разворачиваются в рабочее положение, т. е. под 90° к ДП, причем стрингера вставляются в соответствующие гнезда, а после этого окончательно затягиваются гайки-барашки, крепящие шпангоуты к килевой ферме. Разворотом шпангоутов обеспечивается поперечное натяжение оболочки на каркас. Остается надеть бортовые и кормовой фальшборты на крепежные скобы шпангоутов и застегнуть четыре крючка.

Чтобы ваша байдарка обладала положительной плавучестью, в качестве сиденья и спинки используйте резиновые надувные подушки в чехлах. Надувное сиденье кладется на фанерный щиток, привинченный к килевой ферме (крепится гайкой-барашком вместе со шпангоутом). Упором для ног служит носовой шпангоут. Спинка пристегивается к кормовому шпангоуту.

Фартук, совершенно необходимый в сложных походах, выкраивается по месту — по размерам кокпита. По внешнему периметру фартука вшивается шнур с двумя элементами упругости — отрезками резиновой трубки, обеспечивающими плотное прилегание ткани к фальшборту. По краю круглого внутреннего отверстия фартука вшит легкий обруч из дюраля или пластика (можно использовать детский хула-хуп), на который и натягивается «юбка» гребца или нижняя кромка «эскимосской» куртки, снабженная резинкой.

Эскиз и описание простого и удобного весла приведены в №39 сборника. Следует только добавить, что для сложных походов фанерные лопасти обязательно следует окантовать полоской из латуни или вообще заменить дюралевыми толщиной 1,5 мм с дополнительной накладкой по краю — полоской толщиной 1,0 мм.

Информация об изображенииКилевая балка (показан один конец)
Килевая балка (показан один конец)
 
Чехол рекомендуется пошить из палаточного полотна с усилением нижней части брезентом. Можно придать ему вид рюкзака, в который умещается все походное снаряжение, или чехла-пенала с застежкой-молнией и одним заплечным ремнем.

В заключение несколько слов о вариантах «Тайменя». Конструкция байдарки позволяет путем небольшой доработки менять ее основные размеры. Используя полную длину клюшек (1,5 м) и укоротив соответственно замыкающие звенья стрингеров, можно изготовить простейший 3-метровый вариант грузоподъемностью 90 кг.

Увеличение ширины байдарки до 80 см и повышение грузоподъемности до 150 кг достигается перестановкой шпангоутов на 200 мм в нос и в корму с креплением на крайних винтах; при этом нужно будет удлинить фальшборты и поставить между ними спинку-бимс. Такую лодку на прогулках можно будет использовать и в качестве двухместной. Если вы захотите, чтобы при обоих вариантах можно было использовать одну и ту же оболочку, придется сделать деку с разрезом в ДП и шнуровкой, закрываемой клапаном, а продольные фальшборты — съемными.


Понравилась ли вам эта статья?
+9

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Яхта с оранжевыми парусами на основе «Нерпы» и «ПАП-16»
Первый катер «Дельта» Ренато Леви «Леви-16»
Мотолодка для спортивных плаваний «Радуга-34»
Надувной парусно-моторный катамаран
Дюралевая прогулочная моторная лодка «Днепр»
Серийная крейсерско-гоночная яхта класса «четвертьтонник»
Пассажирский катер на воздушной подушке «Бриз»
Дюралюминиевая мотолодка «Енисей»
Армоцементная яхта «Славутич»
Две складные парусные лодки для владельцев автомобилей
Пластмассовая мини-яхта «Калан»
Семейный комфортабельный катер для путешествий
Колесная яхта на базе буера «DN-60»
Установка мотора на надувную лодку «ЛГН-2»
Любительские катера со стационарными двигателями

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Одноместная разборная байдарка «Таймень»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Еще один вариант надувного туристического катамарана
Лодка для рыболовов и охотников «Мотылек»
Пластмассовая каютная мотолодка «Марина»
Прогулочно-спортивная лодка «Радуга-46» с обводами «кафедрал»
Прогулочно-разъездной катер «ЛС-4» Ленинградской верфи
Складная двухместная дюралевая мотолодка «Мечта»
Малые яхты «Лада-2» и «Комар-2»
Стальная мини-яхта «Светлана»
Разборный каютный мини-катер плавдача
Прогулочная четырехместная мотолодка «Неман»
Чертежи виндсерфинга для самостоятельного изготовления
Лодки для перевозке на крыше автомобиля
Двухместная пластмассовая микромотолодка «Афалина»
Прогулочно-туристское судно из старой списанной шлюпки
Стальная крейсерско-гоночная яхта «Таврия»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 26 + 28 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории