Е. А. Крашенников — мастер спорта, тренер ленинградского спортивно-технического клуба ДОСААФ, дал самую высокую оценку первой «Радуге-46», на которой уже четыре навигации плавает по Неве, Ладожскому озеру и восточной части Финского залива. Мотолодка использовалась в клубе для обслуживания тренировок спортсменов, в том числе и для буксировки воднолыжников; на ней выполнен ряд дальних спортивных плаваний, для которых, как известно, установлены довольно жесткие нормы времени.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м | 4,60 |
Ширина наибольшая, м | 1,77 |
Высота борта, м | 0,7 |
Вес корпуса без моторов, кг | 200 |
Водоизмещение полное, кг | 850 |
Как показывает опыт этих плаваний, «Радуга-46» хорошо держится на волне высотой до 1 м, но в аварийных ситуациях может пройти и по полутораметровым волнам.
Скорость лодки под двумя 20-сильными «Вихрями» в зависимости от нагрузки показана в приводимой таблице; максимальное ее значение превышает 50 км/ч. Однако строители «Радуги» смогут получить такие скорости, если точно выдержат указанные размеры и вес корпуса; надо стараться изготовить лодку минимального веса, но, разумеется, не в ущерб прочности.
Советую изготовить вкладные бензобаки (общая их емкость 170 л), которые удобно размещаются под пайолами мотолодки. Кроме того, что будет использован довольно глубокий трюм «Радуги», это повышает остойчивость лодки на стоянке, освобождает кокпит от многочисленных канистр, которые приходится принимать для дальнего похода. Указанного запаса в 170 л хватает на 380—350 км пути.
Постройка корпуса «Радуги» мало чем отличается от постройки судов по ранее опубликованным в сборнике проектам. (Тем, кто возьмется за дело впервые, можно рекомендовать книгу «15 проектов судов для любительской постройки», вышедшую в свет в 1974 г.)
Начинается постройка с вычерчивания на листе фанеры очертаний всех шпангоутов с элементами набора и кницами. Переведя нужные контуры деталей набора на кальку, шилом перекалывают эти линии на бруски и фанеру. Сборка шпангоутов осуществляется с применением эпоксидного клея; кницы запрессовываются гвоздями. Выложив бруски на плазе, прихватывают их — каждый двумя тонкими гвоздями, затем накладывают смазанные клеем кницы, пробивают гвоздями; осторожно приподнимают рамку шпангоута стамеской и, подложив кницы с другой стороны, пробивают их насквозь. После этого переворачивают рамку и загибают гвозди.
После сборки на все шпангоуты выносят линию ДП и контрольную линию (высота ее от ОЛ — 700 мм), по которой прибивают шергень-планки шириной 50—70 мм.
Размеры транца на чертеже указаны с учетом его наклона.
Корпус лодки собирается вверх килем на стапеле из двух досок, поставленных на ребро.
Обшивка раскраивается и предварительно склеивается (соединение «на ус») на всю длину лодки; затем листы укладываются на тщательно отмалкованный набор. Изнутри набор нужно счертить, снять листы, обрезать припуски и засверлить отверстия ∅1—1,5 мм с шагом 50—70 мм под гвозди крепления к набору. Обшивку также надо ставить на эпоксидном клею с запрессовкой гвоздями «в загиб».
Перед оклейкой стеклотканью необходимо выложить пенопласт в районе тоннеля и обработать его по указанным радиусам. Днище и борта ошкуриваются, шпаклюются и оклеиваются стеклотканью АСТТ(б)-С2.
Предварительно обработанные по данным таблицы ординат реданы выставляются на уже оклеенное днище и в свою очередь оклеиваются полосками стеклоткани.
Изнутри корпуса соединение транца с днищем и бортами по всему периметру рекомендуется оклеить «мокрым угольником» — полосой стеклоткани шириной 80—100 мм на эпоксидном связующем.
Штурвал, барабан и шкивы можно изготовить по чертежам, опубликованным в №40 сборника.