ВОПРОС: На моем катере с обводами типа «кафедрал» установлены два подвесных мотора. Влияет ли при этом направление вращения винтов на скорость движения катера и в каком случае она будет наибольшей: при одностороннем вращении винтов либо при противоположном через верх к ДП или к бортам?
ОТВЕТ. Теоретически прямое влияние направления вращения винтов на скорость движения катера может иметь место только при закручивании набегающего на винт потока. При вращении гребного винта в направлении, противоположном направлению вращения потока, упор винта и, следовательно, скорость хода катера будут несколько возрастать. При одинаковом направлении вращения винта и набегающего потока упор винта и скорость движения катера будут несколько понижаться. Однако, практически, создаваемое корпусом катера закручивание потока и его влияние на упор винта столь невелики, что не принимаются во внимание.
При выборе направления вращения гребных винтов обычно руководствуются не возможностью увеличения скорости хода, а эксплуатационными соображениями. С этой точки зрения одностороннее вращение обоих гребных винтов весьма нежелательно, так как оно вызывает появление значительной неуравновешенной боковой силы, которая будет уводить катер с заданного прямого курса. Для обеспечения прямого курса при одностороннем вращении обоих гребных винтов приходится все время держать переложенными на борт подвесные моторы (или рули), что не только создает определенные неудобства в эксплуатации, но и приводит к некоторой потере скорости. Правда, в вашем случае, благодаря наличию у катера трех стабилизирующих килей, указанное отрицательное влияние одностороннего вращения винтов сказывается, очевидно, в меньшей степени.
Для полного исключения этого влияния следует применять противоположное вращение гребных винтов. Спортсмены, выступающие в маршрутных гонках на судах с двумя ПМ нередко один из них включают на задний ход и "снабжают винтом левого вращения (все наши ПМ, кроме «Привета», имеют правое вращение гребного вала). Однако конструкция подшипников вала не рассчитана на длительное восприятие полного упора на заднем ходу, поэтому такой вариант установки не может быть рекомендован.
Из двух возможных вариантов противоположного направления вращения винтов опять-таки по чисто эксплуатационным соображениям предпочтительно вращение через верх наружу (к бортам): в этом случае уменьшается вероятность заклинивания или повреждения гребных винтов плавающими в воде твердыми предметами.