Однотонник «Марина» был получен Ленинградским финансово-экономическим институтом в июне 1979 г. Для участия в IX Всесоюзных гонках крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря, стартующих 1 июля, срочно набрали экипаж. До начала соревнований оставались считанные дни, а работы на яхте, естественно, было много, поэтому до старта гонок нам так ни разу и не удалось выйти в залив — опробовать яхту, разобраться в многочисленных фалах, оттяжках и стопорах, которыми конструкторы верфи снабдили судно.
К месту старта у форта Обручев «Марине» пришлось идти под двигателем, чтобы зарядить «севшие» аккумуляторы. Только буквально перед самым стартом на яхте были впервые поставлены паруса экипажем.
Первый этап гонок начался с лавировки при западном ветре силой 4 балла. «Марина» шла круто, но проигрывала и «Таурусам», и «шестеркам» в скорости. Позднее — на протяжении всех этапов Кубка Балтики с преимущественно штилевой погодой — нам так и не удалось «разогнать» яхту. В слабый ветер «Марина» еще могла бороться с конкурентами, но с усилением ветра «шестерки» заметно уходили вперед. Заняв скромное 30-е место в этих соревнованиях, мы, тем не менее, выполнили ту основную задачу, которую ставили перед собой: в какой-то мере освоили новую яхту, выявили как положительные ее качества, так и недостатки.
На переходе из Риги в Ленинград у о-ва Гогланд «Марина» попала в штормовую погоду: юго-восточный ветер достигал силы 8—9 баллов. Яхта легко всходила на крутую волну, на палубу попадали лишь брызги. Правда, дрейф был больше нормального, но это следует отнести скорее на ошибки рулевых и на отсутствие опыта управления яхтой в таких условиях. Осенью, попав в подобную штормовую погоду, экипаж справлялся с ветром и волной уже лучше.
По возвращении в Ленинград яхту подняли на стенку судоверфи для проведения профилактического и гарантийного ремонта. Потребовалось усиление кронштейна гребного вала, замена оцинкованного крепежа изготовленным из нержавеющей стали. Большая работа была проведена по изменению аэродинамических форм стакселей. В парусной мастерской Центрального яхт-клуба под руководством парусного мастера В. А. Прохорова перешили две генуи и изготовили новый спинакер из капрона.
Едва успев произвести первостепенные работы, экипаж вновь вывел «Марину» на старт гонок; это был чемпионат Ленинграда в классе крейсерских яхт. Судейская коллегия приняла решение о проведении классной гонки однотонников без учета гандикапа. В одну группу вошли 10 «Таурусов», один однотонник таллинской постройки и «Марина» (следует, однако, заметить, что гоночный балл «Марины» — 8,21 м — ниже, чем у «Таурусов»).
В первой же 30-мильной гонке мы не узнали своей яхты. В бейдевинд при 3-балльном ветре «Марина» легко ушла от большинства «Таурусов» и вклинилась в группу «шестерок» и «Алькоров», стартовавших раньше.
Во второй 160-мильной гонке из-за неровности погоды ситуация часто менялась. Немного отстав за ночь, «Марина» легко догнала лидирующую группу днем. Неся в галфвинд спинакер, геную, стаксель и грот, яхта имела значительное преимущество в скорости.
Результатом освоения яхты, а также кропотливой работы экипажа и переделки парусов стало 2-е место на чемпионате Ленинграда.
В целом яхта нам понравилась. Мореходные качества ее получили высокую оценку экипажа. Правда, управляемость на курсах галфвинд и крутой бакштаг под спинакером несколько затруднена, но этот недостаток присущ всем яхтам с топовым вооружением. После нескольких неприятных моментов, когда «Марина» с усилением ветра начинала приводиться со все возрастающим креном, мы научились бороться с этим явлением, вовремя потравливая шкот спинакера.
Вопреки мнению многих яхтенных капитанов о недостаточной плавучести бака, яхта легко и плавно всходит на волну, а на курсе фордевинд получает лишь незначительный дифферент на нос. При ветре более 4 баллов ощущается недостаточный запас остойчивости: это объясняется большой площадью парусности и сравнительно малой относительной массой фальшкиля (всего 39% водоизмещения). В борьбе с возрастающим креном, а следовательно и дрейфом, эффективно помогает открениванне и, конечно, своевременное уменьшение площади парусности.
Обитаемость новой яхты много выше, чем «шестерок» и «Алькоров». Гладкопалубная конструкция и высокий борт позволяют иметь высоту помещений 1,8 м на протяжении всей длины корпуса. Просторный салон удобен как в крейсерском плавании, так и во время гонок. Полуподвесные конки, расположенные вдоль правого борта, легки и не мешают при перемещении по салону, занимая минимум места.
Три современные двухскоростные и четыре односкоростные лебедки обеспечивают нормальную работу экипажа на шкотах и брасах. Применены два спинакер-гика и стойка браса, благодаря чему заметно улучшаются условия работы со спинакером. Многое на яхте, казавшееся чужим и непривычным, стало знакомым и очень полезным.
«Марина» снабжена навигационными приборами польского производства с датчиками, выведенными в кокпит рулевого. Штурманский уголок и, в частности, стол удобен для работы.
Теперь о недостатках.
Бак питьевой воды расположен в форпике под самой палубой в расчете на подачу воды в мойку камбуза самотеком. Но самотеком выливается лишь 10 л из 80, а остальное приходится «доставать», создавая в баке избыточное давление насосом для надувной лодки. Высокое расположение бака отрицательно влияет на остойчивость яхты.
При каждой койке имеется по одной полочке для личных вещей, однако объем этих полочек явно недостаточен, а других полок или рундучков, кроме рундука для парадной одежды, на яхте нет. Отсутствует также место для инструмента и дельных вещей.
Мачта из-за близкого к ней расположения бакштагов получает под нагрузкой большой прогиб вперед, вследствие чего грот становится чрезмерно плоским.
О недостатках двигателя и винта регулируемого шага говорить не будем, так как механическая установка явно не доведена.
После подъема яхты на зимнюю стоянку был проведен обмен мнениями с конструкторами яхты по результатам первой ее навигации. Наши замечания по конструкции и планировке яхты были приняты, серийные яхты будут значительно лучше.
Первый шаг по постройке у нас современных крейсерско-гоночных яхт сделан. Хочется думать, что за яхтами серии «Марина» большое будущее!