По принципу действия ЭЗЛ-2 представляет собой конденсаторную систему зажигания, в которой энергия, расходуемая на искрообразование, накапливается, в отличие от штатного зажигания, не в магнитном поле катушки зажигания, а в электрическом поле накопительного конденсатора, подключаемого с помощью коммутирующего элемента (тиристора) к высоковольтному трансформатору. Момент включения тиристора определяется моментом размыкания прерывателя. Для получения напряжения заряда накопительного конденсатора штатные катушки зажигания, установленные на магдино, заменяются другими катушками зажигания — с большим числом витков, входящими в комплект поставки.
Конструктивно ЭЗЛ-2 состоит из электронного блока, соединительного жгута длиной 2 м для подключения электронного блока к электрооборудованию лодочного мотора и двух катушек зажигания.
Электронный блок размещен во влагонепроницаемом корпусе, который крепится к корпусу лодки. Габариты блока 185Х100Х50 мм; масса— не более 1,2 кг.
ЭЗЛ-2 обеспечивает максимальную амплитуду выходного тока не менее 15 А при длительности импульса выходного тока не менее 250 мкс.
Электронное зажигание ЭЗЛ-2 облегчает запуск мотора, поскольку позволяет увеличить вторичное напряжение на свечах зажигания в 1,3—1,5 раза при всех режимах работы мотора. Исключается эрозия контактов прерывателя, благодаря чему повышается надежность работы системы зажигания. Средний срок службы — 6 лет. Ориентировочная цена ЭЗЛ-2 — 32 руб.
Комментарий редакции
Некоторые принципы, заложенные при разработке схемы ЭЗЛ-2, вызывают сомнения.
В практике мирового моторостроения все без исключения ЭСЗ подвесных моторов («Магнапауа», «Магфлеш», «Сандерболт», «Бош» и т. п.) выполняются только бесконтактными, с датчиками различных конструкций — магнитными, фотоэлектрическими, на эффекте Холла. Магнитные датчики применяются и в разработанных или разрабатываемых у нас системах ЭСЗ для подвесных моторов отечественного производства. К таким системам можно отнести, например, ЭСЗ типа МБЭ-1, которыми комплектуются моторы «Ветерок-83» и «-12Э».
Эрозионному износу контактов наиболее подвержены классические системы зажигания многоцилиндровых автомобильных двигателей, имеющие только один прерыватель, поэтому ЭСЗ контактного типа и получили распространение на автомашинах. В магнетных системах зажигания подвесного мотора каждый цилиндр имеет свой прерыватель, и основным недостатком этих систем является необходимость постоянного обслуживания магнето (удаление пленок масла с контактов, установка зазоров и т. п.). ЭСЗ контактного типа не устраняет необходимости постоянного обслуживания; зажигание, так же как и «классическое», остается чувствительным к замасливанию контактов. Кстати, использование в ЭСЗ штатных высоковольтных трансформаторов (типа ТЛМ-1), имеющих большую индуктивность и относительно низкое значение коэффициента трансформации, снижает эффективность искрообразования, особенно на номинальных частотах вращения коленчатого вала.
Дополнительным недостатком ЭЗЛ следует считать крепление электронного блока не на моторе, а в корпусе лодки; это в условиях повышенной влажности приведет к снижению надежности системы.
Слишком высока и заявленная цена, тем более, что обычно при организации серийного производства предварительные ориентировочные цены имеют тенденцию к увеличению.
Учитывая изложенное, вряд ли есть смысл осваивать ЭЗЛ-2 в производственных масштабах.