Замена коленчатого вала двигателей подвесных моторов «Вихрь» различных моделей — дело трудоемкое, а главное, требующее наличия специальных приспособлений и инструментов. Объясняется это тем, что для снятия с коленчатого вала средней части картера его нужно по средней шейке разъединить, приложив значительное усилие (11 кгм) к стяжному болту. При этом удерживать коленчатый вал за нижнюю шейку нельзя, так как возможен проворот шатунных шеек кривошипов.
Приспособление для удержания коленчатого вала за верхнюю щеку нижнего кривошипа (чертежи которого были опубликованы в сборнике № 50 и книге Е. Н. Семенова и Р. В. Страшкевича «Моторы «Вихрь» на лодке») не очень удобно, так как фиксирует вал относительно средней части картера, а ее зажать в тиски не удается из-за большого размера.
При разборке коленчатого вала я использую несложное приспособление типа струбцины, которое также фиксирует коленчатый вал за верхнюю щеку и зажимается в обычные слесарные тиски, так как имеет толщину всего 30 мм.
Приспособление состоит из четырех основных деталей: двух губок — левой 1 и правой 2, соединительной планки 3 и стяжного болта 5. Верхняя щека коленчатого вала охватывается отфрезерованными на губках пазами «а» (пазы «б» необходимы, чтобы усилие не передавалось на нижнюю щеку). Губки соединяются двумя заклепками ∅8 так, чтобы получилось подвижное соединение.
При изготовлении губок необходимо иметь в виду, что пазы «а» и «б» должны быть расположены в них зеркально и од.а из губок (например, правая) должна иметь резьбу М8 для стяжного болта, другая — отверстие ∅8,5.
Скосы на губках под углом 60° и высотой 40 мм необходимы для того, чтобы струбцина могла войти внутрь картера.