За время эксплуатации мотора «Ветерок-12» у меня возникли следующие вопросы:
1. Как самостоятельно снизить шум мотора? Что для этого нужно сделать, какие применить материалы?
2. Можно ли для смазки двигателя применять масло МС-20?
3. Можно ли повысить КПД штатного гребного винта?
4. Можно ли допускать работу мотора с полной мощностью на длительное время или периодически ее нужно снижать?
5. Почему иногда при работе на полной мощности выключается сцепление и мотор идет «вразнос»? После остановки и повторного запуска мотор может работать нормально.
1. Самостоятельно снизить шум подвесного мотора на значительную величину очень трудно. Для этого уже на стадии проектирования требуется проведение целого ряда мероприятий, связанных с улучшением рабочего процесса двигателя, уменьшением вибрации путем совершенствования подвески и кожуха мотора, применением экранов в конструкции двигателя и дейдвуда, использованием специальных шумопоглощающих материалов и др.
Для некоторого снижения шума «Ветерков» можно рекомендовать сделать нижний кожух более жестким и герметичным. Для этого его нужно сперва оклеить двумя-тремя слоями стеклоткани, а затем заделать зазоры и отверстия между кожухом и двигателем. Верхний металлический кожух нужно оклеить изнутри поролоном толщиной не менее 10 мм. В целях пожаробезопасности лучше применить самозатухающий поролон марки 30—0,8С (ОСТ 6-05-407—75).
С начала 1980 г. завод планирует перейти на выпуск модернизированных моторов «Ветерок-8М» и «Ветерок-12М» с пластмассовым кожухом, уменьшающим шум мотора.
2. Специальных испытаний моторов «Ветерок» с использованием масла МС-20 не проводилось, но никаких противопоказаний к его использованию для смазки двигателя нет.
3. Устранение литейных уступов у ступицы гребного винта, выравнивание кромок лопастей, полировка — все эти мероприятия дают прирост скорости судна.
4. Работа «Ветерка-12» на полном дросселе в течение продолжительного времени возможна. Необходимым условием для этого являются установка оптимального угла опережения зажигания (28—30°) и применение свечей типа A11 или А17В. Периодическое снижение числа оборотов полезно для улучшения смазки кривошипно-шатунного механизма.
Для мотора «Ветерок-12» рекомендуется использование свечей А7.5УС и А6УС (старое обозначение) или A11, А13Н и А17В по ГОСТ 2043—74.
5. Причинами работы мотора «вразнос» под нагрузкой могут быть неправильная регулировка муфты переключения или прокручивание демпфера гребного винта.
В первом случае следует отрегулировать муфту холостого хода согласно инструкции по эксплуатации.
Для своевременного обнаружения прокручивания демпфера надо поставить метки на ступице гребного винта и на втулке демпфера. В случае отсутствия исправного гребного винта можно зафиксировать прокрученный демпфер двумя-тремя штифтами.