Мой «Ветерок-12», наработав с начала эксплуатации 60 часов, начал стучать при работе на малых оборотах, особенно при заводке, и не развивал полную мощность. После разборки выяснилось, что у обоих шатунов бронзовые втулки имеют эллипсовидные отверстия. Разбитыми оказались и бобышки поршней. После ремонта мотора (я посылал его в Ульяновск на завод) я снова сделал обкатку мотора, однако, наработав 12 часов, двигатель снова застучал. Причина та же. После повторного гарантийного ремонта опробовать мотор я не успел. Есть ли гарантия, что втулки снова не разболтает?
Частый выход из строя втулки верхней головки шатуна может быть вызван как наличием скрытых дефектов в двигателе, например, перекосов в деталях кривошипно-шатунного механизма, так и некоторыми нарушениями правил эксплуатации мотора. Для увеличения надежности узла верхняя головка шатуна — поршневой палец — бобышки поршня следует обратить внимание на правильность приготовления и тщательность перемешивания топливной смеси бензина с маслом, особенно во время обкатки. Повышенный износ деталей в данном соединении прежде всего получается из-за образования надиров и прихватов на поверхности бронзовой втулки. Срок службы узла можно продлить, увеличив процент содержания масла в бензине (1:20 вместо 1:25).
На страницах сборника неоднократно сообщалось о выпуске Ульяновским моторным заводом подвесного лодочного мотора «Ветерок-14». Прошло 3 года, которых, казалось бы, вполне достаточно для его испытаний и доводки, а мотора все нет. Меня и многих других любителей интересует, когда же «Ветерок-14» поступит на прилавки магазинов?
Подвесной лодочный мотор «Ветерок-14» прошел межведомственные приемочные испытания и рекомендован к серийному производству в конце 1972 г.
Отличия мотора «Ветерок-14» от серийно выпускаемых 8- и 12-сильных моделей существенны. Новый мотор имеет совершенно другой двигатель с иной системой продувки и впуска, с составным коленчатым валом, цельными шатунами, сепараторами в коренных и шатунных шейках коленчатого вала, игольчатым подшипником в верхней головке шатуна, разъемом блока цилиндра и картера по оси коленчатого вала, новыми карбюратором н системой зажигания и т. д. Таким образом, заводу предстояло освоить заново все детали двигателя. В течение 1973—1974 гг. эта работа была в основном выполнена. Задержка с серийным выпуском «Ветерка-14» вызвана реконструкцией Ульяновского моторного завода, увеличившего выпуск автомобильных двигателей типа «М-21» — «Волга», и освоением в течение этих лет выпуска большого числа деталей, поставлявшихся ранее по кооперации.
Серийное производство мотора «Ветерок-14» и, следовательно, массовое поступление в торговую сеть намечено на 1976 год.
1. За счет чего в моторе «Москва-30» достигнуто увеличение степени сжатия?
2. Какие свеча, кроме А7,5ХС можно применять?
Степень сжатия двигателя по сравнению с «Москвой-25А» увеличена за счет изменения объема камеры сгорания, ее формы и размеров.
Кроме свечей А7,5ХС на моторе можно применять свечи А7,5БС, а также импортные свечи с калильным числом не менее 240.
1. Должно ли быть центровое отверстие на нижнем торце рессоры мотора «Москва-30»?
2. Каковы размеры продувочных окон блока цилиндров?
На выпускаемых ранее моторах рессора имела центровое отверстие в нижнем торце. Вследствие технологической разности в размерах центрового отверстия при сборке шпонка крыльчатки иногда задевала за донышко помпы. Поэтому, начиная с июля 1973 г., рессору делают без центрового отверстия.
Продувочные окна блока цилиндров мотора «Москва-30» имеют диаметр 16,5 мм. Как всасывающие, так и выхлопные окна одинакового размера.
1. Какова функция крышки М67.31 £00.030?
2. Что будет, если удалить ее из дейдвудной трубы?
3. Где удобней всего установить датчик контроля температуры охлаждающей воды моторов «Москва»?
4. Дает ли положительный эффект расширение отверстий в корпусе клапана?
Крышка М67.31.00.030 в дейдвуде лодочных моторов «Москва-25» разделяет выбрасываемую из двигателя воду на два потока. Меньшая часть воды через отверстие поступает в контрольный патрубок. Большая часть, не успевшая пройти через отверстие, сливается в дейдвуд.
Кроме того, крышка определенным образом влияет на настройку выхлопа. Удаление ее из дейдвудной трубы повлечет за собой повышение шумности, ускорит загрязнения нижней части мотора, может изменить мощность и расход горючего.
Датчик температуры охлаждающей воды выгоднее всего разместить или в полости головки блока, или в контрольном патрубке.
Разделка фасонных отверстий корпуса клапана ничего не дает.
Их сечение оптимально. К тому же суммарная площадь этих отверстий превосходит выходное сечение корпуса клапанов.
1. Какой осевой люфт рессоры «Москвы-25»?
2. Какова функция кольца, заштифтованного на рессоре?
3. Как правильно должна устанавливаться рессора в осевом направлении?
Осевой люфт рессоры в собранном приводе винта мотора «Москва-25А» находится в пределах 0,4—2,5 мм. Рессора своим нижним торцом упирается в шарик, запрессованный в корпус реверса.
Заштифтованиое на рессоре кольцо предотвращает ее выпадение. Иногда из-за «проседания» шарика или из-за износа торца рессоры она опускается, что приводит к задеванию шпонки крыльчатки за корпус помпы и выходу из строя системы охлаждения. Вследствие технологических отклонений рессора иногда устанавливается слишком высоко, что также может привести к задеванию шпонки. Для предотвращения задеваний, которые можно определить визуально при установке корпуса помпы и шпонки, необходимо или подложить под опоры помпы шайбы, или опилить (уменьшить высоту) опорные выступы корпуса водопомпы.
1. В чем причина проникновения масла в стык корпуса подшипника и блока мотора «Москва-25А»?
2. Каков дисбаланс маховика?
Причина — разрушение резинового уплотнительного кольца. Устраняется этот дефект заменой кольца, для чего требуется разборка двигателя. Иногда можно обойтись и без разборки, если тщательно/Обезжирить место выхода корпуса из блока и аккуратно нанести на него бакелитовый лак или клей БФ-2. При этом нужно проследить за тем, чтобы не было разрывов в пленке лака. Небольшая часть герметика непременно попадет в зазор между блоком и корпусом подшипника. После затвердевания герметичность стыка восстанавливается. Если этим методом течь устранить не удается — переборка и замена кольца неизбежна.
Маховики лодочных моторов «Москва» балансируются динамически. Величина дисбаланса 10 гсм.