При отсутствии мотолодки сбор с подвесного мотора не взимается.
На катере «Амур» я установил двигатель «Москвич-412», его мощность в автомобиле — 75 л. с., а при установке на катере — 60. Из какой мощности должны исходить финансовые органы при исчислении сбора с владельцев транспортных средств и кто представляет сведения финорганам?
Главная навигационно-техническая инспекция по маломерному флоту при ЦС ОСВОДа РСФСР письмом от 06.04.82 № 46/7 сообщила, что при установке двигателя «Москвич-412» на катере «Амур» его мощность снижается до 60 л. с. Эта мощность указывается в судовых документах и с нее следует исчислять сбор.
Куда вносится сбор и какие меры применяются к лицам, несвоевременно уплатившим сбор за транспортные средства?
Сумма сбора с владельцев транспортных средств вносится гражданами в учреждения Госбанка СССР и сберегательные кассы. За неуплату сбора в установленные сроки с граждан взимается пеня в размере 0,2% с неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Причина перебоев в работе двигателя «Москва-30»
На моторе «Москва-30» при запуске нижний цилиндр работает с перебоями. При включении на передний ход мотор работает только на верхнем цилиндре. Если дают полный газ, то временами второй цилиндр «схватывает» и тут же отключается. Несколько раз я перебирал систему зажигания, но все безрезультатно. В чем причина перебоев?
Перебои в работе второго цилиндра могут быть вызваны повышенным зазором в посадочном месте основания магнето, в результате чего при повороте основания изменяется зазор в контактах прерывателя.
О настроенном газовыхлопе
Немалое значение для КПД двигателя имеет правильно отрегулированный выхлоп. Не могли бы вы предложить какой-либо приближенный метод расчета и регулировки, не требующий сложной заводской аппаратуры?
Настройка системы выхлопа 2-тактиого двигателя лодочного мотора, т. е. определение геометрических величин выхлопного тракта, которые обеспечивают получение требуемого значения какого-либо из показателей двигателя (например, максимального крутящего момента или минимального расхода топлива) — это сложный процесс, связанный с конструктивными изменениями в системе выхлопа, изготовлением и подбором ряда элементов выхлопного тракта, затрагивающий также систему продувки (фазы газораспределения) и требующий замера ряда параметров на тормозном стенде.
Расчет процессов, протекающих в выхлопной системе, также представляет значительную сложность.
В силу этих причин дать рекомендации по настройке системы выхлопа лодочного мотора с помощью несложных средств не представляется возможным.
Тарировка тахометра
В сборнике №44 была помещена статья об электронном тахометре, пригодном для любого мотора. Такой тахометр в общем сделать можно, но вот настроить его уже трудно. Для этого ведь нужны специальные приборы.
А нельзя ли сделанный тахометр настроить по показаниям тахометра автомобиля «Жигули», тем более, что датчик монтируется на высоковольтном проводе? Достаточной ли будет степень точности такой настройки?
Настроить электронный тахометр по показаниям тахометра автомобиля «Жигули» можно. Такой способ настройки не обеспечит высокой точности, но для контроля режима работы лодочного мотора она приемлема.
Улучшение работы «Ветерка»
Как повысить скорость лодки с мотором «Ветерок-8», как отрегулировать на нем карбюратор и подобрать свечи зажигания?
1. Увеличить скорость можно за счет повышения мощности двигателя, уменьшения сопротивления подводной части мотора и лодки и повышения КПД гребного винта.
Мощность двигателя можно увеличить, усовершенствовав его тепловые процессы (наполнения картера, продувки, выхлопа) и сократив механические потери на трение. Если при осмотре продувочных каналов в картере и блоке цилиндров обнаружится несовпадение контуров, необходимо это устранить и, кроме того, отполировать поверхность каналов. Подрезкой торца головки блока цилиндров на 0,8—1,0 мм можно увеличить степень сжатия. Распиловкой верхней части продувочных и выхлопных окон в блоке цилиндров можно увеличить проходное сечение окон.
Следует проверить легкость вращения и отсутствие заеданий подшипников качения мотора, проверить — нет ли «прихвата» бронзовой втулки верхней головки шатуна, излишнего натяга между крыльчаткой водяного насоса и корпусом.
Более подробно о способах повышения мощности мотора рассказано в статье А. С. Шикина «Повышение мощности двигателей "Ветерков"», опубликованной в сборнике №40.
Для уменьшения сопротивления подводной части мотора необходимо устранить несовпадение контуров корпуса редуктора и проставки, зачистив детали наждачной шкуркой. На ступице гребного винта рекомендуем удалить литейные выступы, тщательно обработать поверхности лопастей, не меняя их геометрии, и отполировать их.
Изменять форму лопастей гребного винта или уменьшать диаметр винта не рекомендуем.
2. Правильная регулировка карбюратора «Ветерка» производится следующим образом.
Дозирующую иглу главного жиклера карбюратора следует завернуть до отказа, а затем отвернуть ее на один-полтора оборота. Поворачивая дозирующую иглу в ту и другую сторону, нужно определить на слух режим самой устойчивой работы двигателя, при котором он развивает наибольшее число оборотов.
Если теперь из этого положения иглу повернуть на 1/4—1/8 оборота по часовой стрелке, следя за тем, чтобы двигатель продолжал работать так же ровно, без рывков, он будет отрегулирован на самый экономичный режим.
Для регулировки минимально устойчивых оборотов надо предварительно завернутый винт регулировки малого газа также отвернуть на один-полтора оборота, поработать на среднем режиме 10—15 мин и, убавив затем газ до минимума, поворотом винта малого газа в ту или другую сторону установить минимально устойчивые обороты холостого хода.
3. Цвет юбочки изолятора запальной свечи, правильно подобранной по тепловой характеристике для данного двигателя, должен быть коричневым.
Если свеча после длительной работы на малом газе самоочищается (не замасливается, не покрывается нагаром), значит она подходит для работы на этом режиме.
Для мотора «Ветерок-8» наиболее подходящие свечи типов А11 и A14B ГОСТ 2043—74.
Данные катушки зажигания «Ветерка-12Э»
На моем моторе «Ветерок-12Э» вышла из строя катушка зажигания верхнего цилиндра. Подскажите, пожалуйста, каким проводом она намотана и какое число витков содержит в обеих обмотках? Достать катушку в магазине не представляется возможным.
Первичная обмотка высоковольтного трансформатора Б300 наматывается проводом ПЭТВ (или ПЭВ-1, ПЭВ-2) диаметром 0,31 мм; содержит 320 ±5 витков.
Вторичная обмотка: провод ПЭТВ (или ПЭВ-1, ПЭВ-2) диаметром 0,06 мм; 16 000 ±60 витков.
В качестве выносной катушки можно использовать высоковольтный трансформатор ТЛМ-1, применяемый в системе зажигания моторов «Вихрь», «Нептун» и «Привет».
Увеличенный люфт коленвала на моторе «Нептун-23»
М. И. Табачников из Киева спрашивает о последствиях эксплуатации мотора «Нептун-23» с увеличенным до 0,9—1,1 мм осевым люфтом коленчатого вала.
Следует отличать повышенный люфт, который появляется в процессе эксплуатации, и люфт, возникающий после замены коленчатого вала. Увеличение люфта в первом случае, как правило, свидетельствует об износе коренных шарикоподшипников (чаще всего нижнего) или посадочных мест в корпусе и на валу под подшипники. При этом кольцо подшипника начинает проворачиваться, за счет чего происходит его износ и по высоте; одновременно изнашиваются и посадочные места.
Определить, что именно износилось, можно только при разборке двигателя. Предельно допустимый осевой люфт шариковых подшипников составляет 0,4 мм, поэтому, в случае, о котором сообщает М. И. Табачников, мотор необходимо разобрать. Прежде всего следует осмотреть нижний подшипник. Под действием выхлопных газов и паров воды шейка вала под нижний сальник корродирует и при разрежении в картере сальник начинает пропускать воду к подшипнику, который также подвергается коррозии. Изготовление шейки из нержавеющей стали или, по крайней мере, ее хромирование заметно повысили бы ресурс этого узла.
При значительном износе подшипника шатун получает смещение и перекос относительно оси цилиндров, нагрузка на поршневой палец оказывается несимметричной, что обуславливает неправильный износ стенок цилиндра. Повышенный осевой люфт, который может появиться после замены коленчатого вала, особой опасности для работоспособности шарикоподшипников не представляет. Однако и в этом случае происходит смещение шатуна и, следовательно, ускоряется износ бобышек поршня. Отсюда следует, что регулировочные кольца следует устанавливать вверху или внизу коленчатого вала так, чтобы шатуны располагались строго по осям цилиндров.
Прокладка под головку блока
Читатель С. И. Андреев из г. Херсона спрашивает, из Какого материала можно изготовить прокладку под головку блока.
На заводе эти прокладки делают из асбостального листа ЛА-1 ГОСТ 2856—75 с обязательной окантовкой отверстия стальной (или медной) обечайкой из ленты толщиной 0,1 мм.
Кто выдает медицинское заключение на право управления маломерным судном? Какие существуют сроки медицинского переосвидетельствования? Какие медицинские противопоказания влияют на получение удостоверения судоводителя-любителя?
Согласно «Инструкции о порядке медицинского освидетельствования судоводителей маломерного флота» № 10-8-24 от 12 июня 1975 г. медицинское заключение выдается врачом лечебно-профилактического учреждения по месту жительства или работы или врачом врачебно-физкультурного диспансера. Справка представляется квалификационной комиссии навигационно-технической инспекции для решения вопроса о допуске к управлению судном.
Срок медицинского переосвидетельствования всех судоводителей-любителей — не реже одного раза в 5 лет.
Медицинскими противопоказаниями могут служить некоторые физические недостатки (отсутствие обеих конечностей; психические заболевания, сопровождающиеся нарушением ориентации; полное отсутствие зрения на одном глазу с одновременной потерей зрения на другом ниже 0,5 и т. п.).
Глухие и глухонемые могут допускаться к управлению моторными судами с учетом имеющихся навыков и при наличии положительной характеристики Всесоюзного общества глухих.
Кто должен устанавливать и официально сообщать финорганам подлежащую налогообложению мощность двигателя, установленного на самодельном катере?
Согласно совместному письму Министерства финансов РСФСР и Главной навигационно-технической инспекции по маломерному флоту при ЦС ОСВОДа РСФСР от 13.06.73 №03/481 и № 716/2 необходимые сведения для исчисления сбора с владельцев моторных лодок и катеров с моторами мощностью более 10 л. с. должны представлять финорганам территориальные инспекции Главной навигационно-технической инспекции по маломерному флоту при ЦС ОСВОДа в автономных республиках, краях и областях РСФСР.
Я приобрел моторную лодку во втором полугодии, с какого времени я должен платить сбор и в какие сроки?
Сбор уплачивается ежегодно в полной годовой сумме в сроки, устанавливаемые исполкомами местных Советов народных депутатов. Если моторные лодки и катера приобретены во втором полугодии,с нового владельца сбор взимается в половинном размере, независимо от того, уплатил ли сбор за эти транспортные средства их прежний владелец.
Я построил весельную лодку. Какой сбор с меня, как с владельца транспортных средств, должен взиматься?
Совет Министров РСФСР освободил от уплаты сбора граждан, имеющих лодки без моторов и ялики, моторные лодки с моторами мощностью не более 10 л. с.