Аварийный трап для мачты
Иногда возникает необходимость подняться на мачту, чтобы освободить «заевшую» снасть или основать временный штаг либо ванту вместо оборвавшихся. В снабжении яхты, выходящей в плавание с одним-двумя яхтсменами на борту, не будет лишним простой трапик, предназначенный для этой цели.
Трапик состоит из двух капроновых тросиков, один из которых прямой, а второй, пропущенный через отверстия в специальных планках, образует петли-ступень-кн. Для удобства на каждую ступеньку надевается отрезок пластмассовой трубки шириной около 150 мм. Если грот поднимается по рельсу, планки крепятся к таким же ползункам, как и на парусе. Если мачта имеет лнкпаз, то ползунки делаются в виде цилиндриков (по диаметру ликпаза), к которым привариваются дужки.
Ступеньки располагаются поочередно на правом и левом борту через 400—500 мм.
Направляющее устройство для ликтроса
При постановке грота обычно одному из членов экипажа приходится направлять ликтрос передней шкаторины паруса в ликпаз. Простое приспособление позволяет поднимать грот, не отвлекаясь для выполнения этой операции. Оно представляет собой два хромированных латунных шарика, закрепленных на основании — пластинке из нержавеющей стали. Расстояние между шариками и их диаметр устанавливаются соответственно диаметру ликтроса.
Устройство закрепляется на мачте несколько ниже начала лик-паз а и точно по его оси. Предварительно разобранная шкаторина заправляется сначала между шариками, а затем в ликпаз; грот готов к постановке.
Втулка тяги реверса для «Вихря»
А. Г. Цулин из г. Горького просит опубликовать чертеж уплотнительной втулки тяги реверса для мотора «Вихрь», достать которую он уже отчаялся.
Тяга реверса, так же как и корпус редуктора, одинаковы на всех моделях «Вихрей» независимо от завода-изготовителя. Втулка 2.205-002 изготовляется из латуни ЛС59-1-Т-Кр-Н-ПТ-13 по ГОСТ 2060—73, но можно сделать ее из латуни другой марки или бронзы.
Как устранить поломку поддона «Вихря»
В сборнике №92 в статье В. К. Волкова «По далекой Мезени» упоминается поломка поддона «Вихря» при наезде на топляк. Подобное происходит довольно часто. Мотор «Вихрь», оснащенный неповоротными рукоятками на винтах струбцин, при наезде на топляки или мель откидывается. При этом передняя ручка поддона ударяет о рукоятки винтов и, как правило, ломается, иногда ломается и поддон.
После несложной переделки винтов струбцин возможность поломки поддона или рукоятки полностью устраняется. Для этого рукоятки винтов обрезаются (см. рис.), а конец винта опиливается в квадрат 7X7 мм. Для затяжки винтов можно использовать торцевой ключ или любой другой, включая разводной. Я. например, изготовил ключ из стальной полосы 4X20X90 мм.
Для фиксации винтов от произвольного отворачивания нужно сделать булавку из проволоки диаметром 2 мм, а в квадратах винтов просверлить отверстия.
Блокировка электростартера
На приборном щитке лодки вместо кнопки «Стоп» часто устанавливается тумблер на два положения.
Свободные контакты тумблера, размыкаемые при его установке в положение «Стоп», можно использовать для блокировки электростартера, включив их в разрыв любого провода, идущего к кнопке «Пуск».
Замена верхней опоры коленчатого вала «Вихря»
Многим владельцам «Вихрей» известна слабость опоры и уплотнения верхней части коленчатого вала. Ставящийся здесь шарикоподшипник № 60205 недостаточно хорошо смазывается в процессе эксплуатации, быстро изнашивается или разрушается.
На своих «Вихрях» я применил аналогичные по назначению детали от левой части коленвала одноцилиндровых двигателей мотоциклов «ИЖ» — двухсторонний сальник с размерами 25X52X22 мм и роликовый подшипник № 505 25X52X16 мм. В верхнюю крышку картера первым ставится сальник, с верхней кромки которого предварительно снимают фаску 1,5X45°, затем наружная обойма подшипника. В процессе эксплуатации желательно периодически смазывать верхнюю кромку сальника двумя-тремя каплями моторного масла.
Многолетняя эксплуатация моторов с измененной верхней опорой коленвала показала высокую надежность этого узла.
Еще о гребном вале для «Вихрей»
Опубликованный в сборнике №93 «универсальным» гребной вал для моторов «Вихрь» далеко не универсален, так как позволяет использовать только гребные винты от моторов «Нептун» и «Москва-25». Для загруженных лодок эти винты хороши, а что делать, если выходишь на рыбалку налегке? Даже «красный» винт от «Москвы-30» при шаге 300 мм вследствие меньшего, чем на «Вихре», диаметра оказывается легким.
На моторах «Вихрь» и «Вихрь-М» с применением несложных токарных и сварочных работ я удлинил гребные валы на 20 мм, хвостовики проточил до диаметра 16 мм на длине 80 мм, восстановил канавку для шплинта и отверстия для шпонок на прежних местах, просверлил дополнительное отверстие ∅6 мм для шпонки винта «Москвы-30» и отверстие ∅ 3 мм для контровочного шплинта. Вместо гайки, удерживающей шпонку винта от выпадания на моторе «Москва-30», можно изготовить простой колпачок из пластмассы или металла, как на моторах «Нептун», удерживаемый шплинтом. У гребных винтов от «Вихрей» достаточно углубить на 20 мм канал в их ступицах сверлом диаметром 16 мм.
На таком валу (его размеры показаны на эскизе) можно установить винт и от «Москвы» или «Нептуна», и от «Вихря».
Дистанционный клапан «подсоса»
Преимущество электростартера подвесного мотора «Вихрь-30Э» не всегда удается использовать: в холодную погоду водителю приходится подходить к мотору, чтобы прикрыть воздушную заслонку. Думаю, что изготовленное мной простое устройство для дистанционного управления воздушной заслонкой карбюратора полезно смонтировать и другим владельцам этого мотора.
Привод заслонки осуществляется от электромагнита, который работает от бортовой сети напряжением 12 В. В обесточенном состоянии якорь 7 под действием пружины 11 и пружины заслонки упирается вилкой 12 в боуденодержатель 13, укрепленный на кронштейне 10. В таком положении тросик привода заслонки сперва отпаивают от манетки и пропускают через боуденодержатель в отверстие диаметром 1,5—2 мм пальца 14, затем придают ему необходимое натяжение, при котором заслонка оказывается закрытой, а якорь плотно прижатым к упору 13. В этом положении тросик припаивают к пальцу.
Чтобы заслонка полностью открывалась при подаче напряжения на катушку соленоида (т. е. при полном втягивании якоря), расстояние от упора 13 до вилки якоря должно составлять 7—9 мм. Для регулировки длины тросика, например, в случае его вытяжки, под крепежные винты 8 в кронштейне 10 следует сделать продольные пазы.
Щеки катушки 4, изготовленной из текстолита или другого диэлектрика, обрезаются с противоположных сторон по размеру обоймы 3. На эту катушку до полного ее заполнения наматывается провод ПЭЛ-1, ПЭВ и др. диаметром 0,74 мм. Сопротивление обмотки постоянному току составляет 2 Ом, тяговое усилие электромагнита, измеренное динамометром, — 10 кГс.
При сборке в обойму 3 сначала вставляется катушка 4, а затем латунная гильза 5 с впрессованной стопой 6, которая закрепляется гайкой 1.
Ремонт трансформатора ТЛМ
Трансформаторы ТЛМ подвесных моторов «Нептун», «Вихрь» и «Салют» имеют существенный недостаток: у них часто обрывается низковольтный провод. Не спешите выбрасывать такую катушку, ее можно легко восстановить.
На месте вывода низковольтного провода острым ножом разделывается канавка глубиной 3—3,5 мм до появлении контактного вывода обмотки. Делается это осторожно, чтобы не повредить провода. Очищенный от изоляции корпуса контактный вывод начала обмотки хорошо обслуживается. Затем берется отрезок монтажного провода с хорошей изоляцией и подходящего диаметра, с конца его на длину 8 мм снимается изоляция, конец провода изгибается в виде колечка с внутренним диаметром 2—2,5 мм и также обслуживается. Затем колечко надевают на контактный вывод обмотки и место соединения при помощи паяльника заливают капелькой припоя. К другому концу низковольтного провода необходимо припаять 'наконечник.
Далее провод укладывается в канавку, прижимается к корпусу катушки и закрепляется в этом положении несколькими витками изоляционной ленты. Заключительной операцией является заливка канавки и места пайки изоляционной массой. Для этого лучше всего подходит полиэтилен, из которого изготовлены, например, фановые трубы. Технология заливки предельно проста. Берут кусочек полиэтилена длиной 50-60 мм и зажигают его с одного конца. Капли с горящего конца направляют в канавку катушки. Когда она заполнится наполовину, огонь гасят, а размягченный конец полиэтилена приживают к канавке. Затем кусочек пластмассы отрывают и место заливки заформовывают кончиком ножа или отвертки. Для герметизации возможных микротрещин в полученной изоляции, место заливки полезно покрыть слоем клея типа «Марс» или «Феникс».
Восстановленный таким способом трансформатор будет служить значительно надежней нового, так как возможность обламывания низковольтного вывода исключается.
Вода в редукторе
Многие владельцы подвесных моторов «Нептун» жалуются, что в редукторах не держится масло и что шестерни работают в чистой забортной воде. Для устранения этого дефекта рекомендую еще до обкатки моторов (необязательно «Нептунов-23») вскрыть редуктор и проверить качество шейки гребного вала в том месте, где он соприкасается с манжетой. Если поверхность шейки недостаточно чиста, ее следует зашлифовать. Конечно, делать это нужно осмотрительно и пользоваться только самой мелкой наждачной шкуркой. Шлифовать вал нужно на хорошем сверлильном станке, в крайнем случае — при помощи электродрели, позаботясь о том, чтобы не было биения вала.
Однако суть дела не только в чистой поверхности. Шлифовальный камень, обрабатывая вращающийся вал и создавая даже зеркальную поверхность, оставляет на ней микроскопические риски, идущие по винтовой линии. В месте контакта резиновой манжеты и гребного вала при вращении последнего существует шнековый эффект, т. е. вал начинает гнать в редуктор воду или масло.
В таком случае целесообразно вал перешлифовать, т. е. при помощи мелкозернистой шкурки сделать левую микрорезьбу. Шаг ее должен быть минимальным. Для этого гребном вал зажимается в патрон сверлильного станка или электродрели и выверяется на биение. Если вал в патроне вращается справа налево (смотря на свободный торец вала), то наждачную шкурку следует прижимать к валу и вести от патрона в сторону свободного конца вала. Если же вал вращается слева направо, то шкурку необходимо вести в обратном направлении. Вести се нужно очень медленно н важно следить за тем, чтобы шкурка прошла то место на валу, где его охватывает манжета. Двигать ее взад-вперед нельзя.
Технологам заводов — изготовителей моторов было бы полезно учесть эту тонкость.
Маховик для мотора «Стрела»
Я хочу восстановить лодочный мотор «Стрела», но возникли трудности с реставрацией маховика, на ступице которого образовались трещины. Убедительно прошу сообщить способы ремонта трещин или посоветовать, от какого мотора другой марки можно было бы применить маховик.
Реставрировать маховик мотора «Стрела» при наличии трещин в ступице маховика не следует. Возможно применение маховика от моторов «Ветерок-8» и «Ветерок-12», имеющих одинаковую магнитную систему с маховиком «Стрелы», но для этого необходима доработка конусного хвостовика коленчатого вала. На «Стреле» конусное отверстие больше, чем на «Ветерке» на 4,3 мм. Больший диаметр отверстий в ступице маховика соответственно равен 22,4+0,1 и 18,1+0,1 мм. Угол конуса одинаков — 10°40'. Расположение шпоночного паза тоже одинаковое. Ширина паза на «Стреле» — 5 мм, глубина — 12,5+0,24 мм от оси отверстия.
Замечу, что причиной появления трещины на ступице является ослабление крепления маховика на коленчатом валу вследствие недостаточной затяжки, повреждение посадочных поверхностей конусов на коленчатом палу и маховике из-за работы с ослабленным маховиком. Прилегание, конусов маховика и коленчатого вала необходимо проверять на краску — контакт поверхностен должен быть не менее 70%.
Необходимо обратить внимание на то. чтобы сохранился наружный диаметр ступицы около 33 мм — для обеспечения прочности.
Карта в кокпите
При одиночной вахте, особенно при плавании в районе со сложной навигационной обстановкой, рулевому полезно иметь карту в кокпите. Иногда делают планшет, помещая карту под оргстекло, однако в этом случае бывает трудно найти место, где бы этот планшет не мешал управлению парусами и не падал под ноги.
Советуем планшет закрепить на закладном щитке, закрывающем вход в рубку, или поместить карту под прозрачную крышку сдвижного люка.
Удлинитель весла
Бывают случаи, когда стандартизация «оборачивается боком». Например, владельцы гребиых лодок часто обнаруживают, что штатные весла коротки. В нормальном положении рукоятки таких весел оказываются где-то на ширине плеч вместо того, чтобы почти сходиться вместе. Грести ими неудобно, а главное — невозможно сделать сильный полноценный гребок. И это все потому, что веела изготовило специализированное предприятие в точном соответствии со стандартом, по которому длина весла может изменяться только ступенчато и сразу на большую величину; ясно, что при малом количестве типоразмеров подобрать длину весла, точно соответствующую ширине лодки, ие удается.
В данном случае можно посоветовать сразу же их удлинить на нужную величину. Сделать это можно разными способами, два из них представлены на эскизе. Пользуясь первым способом, нужно срезать конец весла вблизи рукоятки «на ус» и наклеить тщательно подогнанные половники удлинителя. После отвердевания клея новую часть древка необходимо сострогать до нужного диаметра и сделать на ней рукоятку. Для большей надежности место соединения можно плотно обмотать лентой стеклоткани на эпоксидном клею.
По второму способу весло удлиняют при помощи муфты из трубы диаметром 35—42 мм из легкого сплава или латуни. Обе части весла плотно загоняют в концы муфты и дополнительно фиксируют гвоздями-заклепками.