Из всех навигационных приборов, которыми в настоящее время пользуются яхтсмены-гонщики, наиболее популярными и доступными остаются компас и секундомер.
Кроме выбора правильного направления на дистанции — особенно в условиях плохой видимости, компас оказывает яхтсмену существенную помощь в тактике ведения гонки и грамотной раскладке галсов. О целесообразности его применения свидетельствует хотя бы тот факт, что компас имеется на судах всех победителей крупнейших международных соревнований.
Если яхта не оснащена компасом, гонщик, стартовав, идет против ветра, распределяя по возможности равные по времени галсы. При этом поворотный знак он может обнаружить только на расстоянии менее мили. В условиях очень хорошей видимости можно, конечно, ориентироваться по судейскому судну, которое ставится на якоре близ буя, однако уловить изменение направления ветра и тем более — вовремя среагировать на него, выбрав более выгодный курс, без компаса довольно сложно. Чаще всего гонщику приходится идти за лидерами, но ведь и они могут выбрать неверный курс или, увлекшись борьбой, отойти в значительной степени от нужного направления. Так или иначе, но компас необходим не только для крейсерской яхты, но и для яхт олимпийских классов.
Существует много систем фирменных и самодельных компасов, пригодных для гонок по олимпийскому треугольнику. Об одной из таких систем — обычном шлюпочном компасе рассказывалось в сборнике №31. Аналогично изготовлен и новый компас финской фирмы «Суунто», с принципом устройства и использования которого предлагаем ознакомиться нашим читателям.
Картушка этого компаса разделена на секторы трех цветов: зеленый— от 45 до 315°, три красных — от 45 до 90°, 160—200°, 270—315° и два черных. В черных секторах сделаны «окна»: зеленое — от 130 до 140° и красное — от 220 до 230°.
Зеленый сектор ограничивает угол лавировки, который для гоночной яхты или швертбота не превышает 45° на каждом галсе. Южный красный сектор определяет рекомендуемый курс на фордевинде, за пределы которого выходить не следует, а зеленое и красное «окна» указывают бакштаговые курсы соответственно правого и левого галсов. Граница красных западного, восточного и черных секторов четко обозначает линию О—W, которая, как будет оговорено ниже, является отправной при настройке компаса перед гонкой. Котелок фиксируется на лодке согласно указанному направлению ДП. Поверх стекла, закрывающего картушку, имеется стрелка, которую можно развернуть в нужном направлении.
Перед началом гонки рулевому следует направить яхту вдоль стартовой линии. Если идти от правого ограничительного знака к левому, то, когда картушка компаса окончательно установится, стрелку надо поставить на отметке 270° (W). Если идти от левого знака к правому, стрелку надо установить на отметке 90° (О).
Смысл заключается в том, что при любом положении яхты картушка компаса остается постоянной по отношению к сторонам света. При правильно установленной дистанции стартовая линия перпендикулярна ГК лавировки, при этом стрелка, установленная под 90° к линии N—S, при развороте яхты на такой же угол совмещается с направлением на север. Остается лишь обратить внимание на то, что при ходе яхты вдоль стартовой линии стрелка отводится от направления на N в ту же сторону, в которую развернут нос судна от ГК лавировки.
После старта яхта должна лавировать по возможности круто к ветру таким образом, чтобы стрелка не выходила за пределы красного сектора. Если же это произошло, необходимо немедленно менять галс — ветер отошел от первоначального направления.
Обогнув знак № 1 (верхний), яхту следует направить так, чтобы стрелка «прочно» обосновалась в зеленом «окне», а после огибания среднего знака — в красном.
Если после лавировки следует курс фордевинд, стрелка должна находиться по возможности ближе к направлению на S и не должна выходить за пределы красного южного сектора.
За время прохождения треугольника или петли ветер может очень сильно изменить направление. В таком случае после огибания нижнего знака следует вести яхту так, чтобы стрелка была по возможности ближе к направлению 0° (N) или совпадала с ним, но не выходила на ветер за линию 0—180°.
Рассмотрим случай временного отхода ветра в момент старта. Если ветер изменился по направлению с отходом влево, сразу после старта галс следует сменить на левый и «затягивать» его по возможности дольше или до момента, когда выгодным окажется правый галс. Подобные действия, но только с затягиванием правого галса, проводятся при отходе ветра вправо.
Следует отметить, что компас фирмы «Суунто» и подобные ему наиболее целесообразно использовать при постоянном ветре, не изменяющемся по всей акватории гонок, а также на яхте, которая имеет одинаковые ходовые качества на обоих галсах.
Опытные гонщики выходят к месту старта не позже, чем за час до начала гонки, и прежде всего устанавливают средний угол лавировки в данный ветер и при данном вооружении (мачта, паруса). Для этого, установив стрелку компаса в ДП, надо сделать попеременно несколько галсов протяженностью по 5—7 мин и каждый раз отмечать компасный курс, которым идет яхта. Алгебраическая разница между усредненными отклонениями стрелки от направления на N на правом и левом галсах и есть средний угол лавировки.
Затем следует определить тенденции ветра. Этот трудоемкий процесс требует от яхтсмена терпения и большого внимания. Когда яхта направляется курсом крутой бейдевинд любого галса и следует им (не менее чем 15 мин), по компасу надо определить, в какую сторону и насколько отходит ветер. Практически у ветра никогда не бывает равномерного изменения направления, оно происходит как бы скачками, т. е. если смотреть на компас, то ветер вдруг начинает отходить от первоначального направления, к примеру, на 15°, а возвращается обратно уже на меньшую величину. В таких случаях скачки-отклонения происходят в одну и ту же сторону — в направлении изменения ветра. В соответствии с полученными данными следует правильно определить, какое преимущество получит в дальнейшем тот или иной галс: левый — при отходе ветра влево, правый — при отходе вправо. Если после скачка ветер имеет прежнее направление или даже переходит его, а последующие скачки происходят, как в одну, так и в другую сторону от первоначального, можно сказать, что ветер постоянный; следует отметить периодичность его отклонений. В ходе гонки это позволит предвидеть его временное изменение направления и вовремя предпринять необходимый маневр. Полное представление о том, каких изменений ветра следует ожидать на протяжении гонки, дадут два-три подобных проверочных курса.
Последнее, что требуется определить еще до старта, — равномерность силы и направления ветра по акватории гонки. С этой задачей нетрудно справиться, заложив галсы вправо и влево настолько, чтобы от нижнего знака до верхнего можно было пройти двумя галсами. При этом отмечается постоянство направления ветра или его отклонение и изменение силы.
Определив угол лавировки яхты, равномерность ветра и его тенденцию, можно составить план предстоящей гонки. Первую лавировку, как правило, рассчитывают так, чтобы максимально использовать полученные данные, но в то же время не удаляться далеко от соперников (не расходиться с ними) во избежание различных непредвиденных обстоятельств. Следует побить, что выигрыш в первой лавировке практически дает победу в прохождении всей дистанции. Вторую и третью лавировки преимущественно начинают левым галсом с расчетом пройти расстояние от знака № 3 до верхнего за два галса и выйти к повороту или финишу правым галсом.
Комментарий яхтсмена-гонщика
Автор несколько идеализирует компас как своего рода автопилот. У читателей может создаться мнение, что гонщику теперь и думать не надо: смотри на компас и рули по его показаниям. Вряд ли можно таким образом выиграть гонку. На самом деле действия гонщика подчинены не только показаниям компаса. Решения принимаются на основе анализа большого количества информации, причем компас дает лишь часть этой информации, пусть очень важную, но только часть.
Прежде всего, компас позволяет гонщику не только правильно ориентироваться в отношении выставленной дистанции и определять местонахождение поворотных знаков, но н контролировать направление ветра. Особенно это необходимо при гонках в море, когда ориентиры отсутствуют, а ветер постоянно изменяет направление.
Можно привести немало примеров, когда неумение правильно использовать информацию компаса служило причиной неудач. До сих пор помню, как в решающей олимпийской гонке 1976 г. на озере Онтарио я не уловил медленный заход ветра на целых 25°, потому что пренебрег показаниями компаса, всецело полагаясь на свою интуицию. Цена ошибки была слишком велика — золотая олимпийская медаль.
Помню и другой случай, когда компас оказал мне неоценимую помощь. Произошло это в Уэймуте, в Англии, когда мы с Зыбиным выиграли чемпионат мира в классе «Торнадо». Ветер 7—8 баллов развел высокую волну, из-за которой ни судейские катера, ни знаки не было видно. Только управление по компасу позволяло нам точно выходить на поворотные знаки.
Мое мнение — компас на гоночной яхте необходим.