Четвертьтонники являются наиболее распространенным и перспективным классом крейсерско-гоночных яхт в нашей стране. В соревнованиях различного ранга обычно участвует несколько типов яхт этого класса: польские «Нефрит», «Конрад-24», «Конрад-25» и «Капелла-2», а также четвертьтонник, выпускаемый Таллинской экспериментальной верфью спортивного судостроения. Таллинская яхта отличается универсальностью: она в наибольшей степени может быть использована для развития массового спорта, дальних спортивных походов, туризма и отдыха трудящихся. Именно на это нацеливает Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». Что касается четвертьтонников производства ПНР, они, обладая низким уровнем комфортабельности, используются в основном для участия в гонках, а для других целей мало пригодны. По ходовым качествам четвертьтонник ТЭВСС, однако, заметно уступает яхтам зарубежной постройки.
Группа яхтсменов Николаевского кораблестроительного института, проанализировав качества серийных яхт-четвертьтоиников ТЭВСС, обратилась на верфь с рядом предложений, реализация которых позволила бы повысить комфортабельность и конкурентоспособность судна в гонках. Николаевскими яхтсменами были проведены многочисленные работы по переоборудованию уже готовых четвертьтонников — повышению гидродинамического качества и облегчению корпуса, перевооружению яхты. Эксперименты показали, что конструктору А. В. Тетсману и работавшему с ним коллективу удалось создать корпус с отличными обводами, в то же время фальшкиль, скег, руль, весовая нагрузка корпуса, парусное вооружение явно нуждаются в усовершенствовании.
В опытовом бассейне НКИ были проведены буксировки модели четвертьтонника с вариациями различных параметров. При этом крен изменялся от 0 до 20°, дрейф — от 0 до 4°, водоизмещение — от 1600 до 2000 кг; испытывались шесть вариантов плавниковых фальшкилей и три варианта рулей. Интервал скоростей соответствовал диапазону 1,5—6 уз для натурной яхты.
Анализ результатов буксировок показал, что на лавировке наилучшие качества обеспечиваются с фальшкилем № 3 — с поворотным триммером, а на попутных курсах оптимален фальшкиль № 5, имеющий профиль NACA664-0. Однако сопоставление эксперимента с результатами яхты в гонках показало, что штраф по правилам обмера IOR, который получает яхта за триммер, уничтожает все преимущества фальшкиля № 3. Поэтому предпочтение отдали фальшкилю № 5, с которым были проведены буксировки яхты при водоизмещении 1600 и 2000 кг. При облегчении яхты на 400 кг буксировочное сопротивление ее снизилось на 10—12% на малых скоростях и до 16% — на скорости около 5 уз.
После завершения модельных экспериментов на трех яхтах были установлены фальшкили № 5, на четырех — № 2 (с минимумом переделок), па двух — № 6 и на одной — № 4. На практике результаты экспериментов полностью подтвердились. Помимо улучшения ходовых качеств, замена фальшкилей позволила избавиться от сильной вибрации пера руля, вызванной срывом потока с задней кромки плавника старой конструкции.
Для облегчения яхт была проведена полная замена тяжелой внутренней зашивки (переборок, шкафчиков и т. д.) на более легкую. Вместо переборки, не воспринимающей поперечной нагрузки, установили рамный шпангоут сварной конструкции из легкого сплава. Частично перепланировали общее расположение. Убрали шкафчики по левому борту, на их месте установили дополнительное сиденье. Тяжелые пайолы заменили на фанерные и т. д. Все эти мероприятия позволили уменьшить массу судна па 100 кг.
В то же время, изготовив фальшкиль из свинца и значительно снизив за счет этого центр тяжести яхты, удалось уменьшить массу фальшкиля до 500—550 кг. Был снят скег и установлен более легкий подвесной руль. Теперь яхта порожнем весит лишь немногим больше, чем «Конрад-24». Кстати, благодаря замене руля буксировочное сопротивление судна удалось снизить на 10%.
По нашему мнению, некоторые недостатки гидродинамики корпуса и его обмерных характеристик можно легко устранить на верфи. Например, на .больших скоростях яхта несколько садится на корму и «тянет» транцем воду. От этого можно избавиться, если перераспределить весовую нагрузку яхты или изменить обводы — приполнить ее кормовой подзор. Если же немного переработать обводы носовой и кормовой оконечностей, а также линию борта, можно существенно снизить гоночный балл яхты, не ухудшая ее ходовых качеств.
На двух судах с измененной подводной частью вместо оснастки с топовым стакселем было поставлено вооружение типа «7/8», причем в качестве основного использован малый стаксель из штатного комплекта парусов, а грот — от яхты класса «Солинг». Площадь парусности осталась такой же, как и у серийной яхты, хотя ее по правилам обмера 10R можно увеличить на несколько квадратных метров без ущерба для величины гоночного балла.
Оснастив яхту по-новому, гонщики получили возможность производить более тонкую настройку парусов применительно к силе ветра и курсу судна. Конечно, переделка вооружения — сложное мероприятие, поэтому не может быть настойчиво рекомендована экипажу, не имеющему достаточного опыта и возможности изготовить новую легкую и прочную мачту.
Как показала практика, группа николаевских модернизированных четвертьтонников смогла достойно конкурировать с яхтами типа «Конрад-24» и «-25». Так, четвертьтонник «Азов» (капитан В. Байнов) стал неоднократным призером гонок на Кубок Днепро-Бугского лнмана, а яхты «Аста» (С. Шаповалов) и «Аида» (М. Свириденко) заняли соответственно вторые и третьи места в гонках на Малый кубок Черного моря.
Несмотря на то, что модельные испытания носили выборочный характер и не исчерпывали всех возможных вариантов улучшения гидродинамики комплекса фальшкиль — скег—руль, результаты можно признать довольно успешными и рекомендовать верфи произвести такие переделки на серийных яхтах, тем более, что первоначальный проект практически не модернизировался уже более восьми лет.