Добираясь отдыхать на берегу пруда, реки, озера или моря, садясь в гребную либо моторную лодку, всегда ли помнят люди, что пословица — «С огнем не шутят!» — в самой полной мере относится и к воде! К сожалению, не всегда.
Из года в год на реках и водоемах происходит слишком много несчастных случаев, включая случаи гибели отдыхающих людей, и это не может не вызывать самой серьезной тревоги. Конечно, есть колебания этой цифры в ту или иную сторону, которые зависят от погодных условий в данном сезоне, но даже и в самые «спокойные» годы, как показывает статистика, вода отнимает у нас тысячи человеческих жизней!
Разумеется, никакой фатальной неизбежности этого нет. Охране жизни людей на воде в нашей стране уделяется много сил и средств. Прошлым летом, например, когда всюду стояла жара, когда к воде тянулись как говорите в, и стар и млад, постами ОСВОД только в Российской Федерации было спасено 42 тысячи человек. Одна эта цифра ясно показывает, насколько важно для общества, для всех нас, иметь хорошо поставленную спасательную службу. Мы ее развиваем и совершенствуем год от года. И все-таки спасенными оказываются далеко не все из терпящих бедствие. В чем же тут дело!
Обратимся к той же беспристрастной статистике. Она свидетельствует, что подавляющее большинство людей тонет во время купания, причем среди погибших купальщиков по крайней мере 50 % составляют те, кто вошел в воду навеселе.
Немалая доля несчастий вызвана только тем, что люди пренебрегают самыми очевидными правилами отдыха на воде — купаются в не известных им, а то и запрещенных местах!
Особую тревогу вызывают дети. В общем количестве унесенных водой жизней ежегодно 15—20% приходится на ребят. Расследования обстоятельств трагедии неизменно показывают, что случаются они когда детей, в том числе и детей дошкольного возраста, оставляют без всякого присмотра.
Немалая доля несчастных случаев связана с малыми судами. Каждый десятый из общего числа погибших на наших водоемах и реках либо был пассажиром, либо членом экипажа, или даже капитаном — владельцем моторной лодки, катера, яхты, весельной лодки. Об этой категории людей и хотелось бы подробнее поговорить на страницах журнала.
Начну с нескольких примеров, относящихся к прошлому году.
В Ярославле группа подростков от 14 до 17 лет обнаружила на берегу чью-то гребную лодку и решила покататься. Вместо весел ребята использовали что придется, выгребли на самую середину Волги, Конечно же, видели их с берега, мимо лодки проходили большие и малые суда, но никто не подошел н ним, не взял на буксир, не окликнул. А ведь развеселившейся ватаге явно угрожала беда. И она случилась: четыре подростка погибли.
Трудно понять, о чем могли думать четверо взрослых мужчин и женщин, когда они с двумя «дошколятами» садились в «Казанку», принадлежащую шоферу «Магнитогорскметаллургстроя» Н. А. Шевелеву, чтобы прокатиться по реке Уралу. Ведь они прекрасно видели, что Шевелев пьян, а погода для прогулок — самая неподходящая: сильный ветер гнал против течения волну. Видимо, пассажиры решили, что опытный шофер уж с лодкой-то справится и в пьяном виде! Не справился. Урал поглотил шесть жизней. И какое может быть утешение в том, что Н. А. Шевелев предстал перед судом и пытался объяснить ему, почему он в нетрезвом виде, перегрузив сверх нормы лодку, не имея в ней никаких спасательных средств, вышел в плавание.
В Казани 1 мая группа студентов — 17 парней и девушек решили, на ночь глядя, отправиться на остров в устье Свияги на двух мотолодках — «Казанке-М» и «Оби». В пути на «Оби» заглох мотор, при попытке его завести лодка перевернулась. Восемь ее незадачливых пассажиров вплавь кинулись к «Казанке», ухватились за борта. Лодка, конечно, не выдержала. Из всей компании только один Е. Лысухин до утра смог продержаться на воде и был подобран рыбаками: не попадись ему под руку какая-то коряга, никто бы не узнал, что именно случилось ночью на реке.
Семья Паничковых из Сыктывкара имела свою мотолодку, однако глава дома — Станислав Иванович — никак не хотел ее регистрировать, «связываться» с техническим осмотром. Инспектора НТИ наверняка стали бы «придираться», потребовали бы оснастить лодку спасательными средствами, а приобретать их Паничков не собирался. Зато мотор купил новый — более мощный. С женой и малолетними детьми он с ветерком помчался по Печоре, мотолодка налетела на бревно и опрокинулась. Спасти удалось лишь одну мать семейства...
А вот в поселке Колымском (в Якутии) никто не расскажет, по какой причине перевернулась моторка с новеньким «Вихрем-30». Ясно только одно: трое пап и трое детей 4—8 лет сели в лодку, на борту которой тоже не было никаких спасательных средств.
Пусть читатели поверят: подобных примеров можно привести много, в нашей картотеке их сотни. Только думается, что и этих уже достаточно.
Давайте теперь рассудим: что же является главной причиной всех этих бед на воде! Если человек в явно нетрезвом виде лезет купаться, если отцы и матери отпускают маленьких детей на реку одних или же, будучи сами на пляже, не следят за ними, почему происходят несчастья — совершенно ясно. Но ведь не менее ясно, что гибель людей в приведенных выше примерах произошла по той же самой причине. Эта причина — беспечность, преступное пренебрежение элементарными правилами, которые всем прекрасно известны и, тем не менее, совершенно спокойно нарушаются!
Бывают, конечно, трагические стечения обстоятельств, которые оказываются выше человеческих сип и возможностей, Однако таких случаев мало, это, действительно, случаи. А вот справиться с безответственностью еще очень многих владельцев лодок и катеров, с беспечностью их пассажиров — наша общая задача. Мы можем и должны ее решить путем всемерной профилактики, путем предупреждения несчастных случаев на воде!
Надо всем помнить ту непреложную истину, что безопасность любого плавания, будь то длительное туристское путешествие или получасовая прогулка в выходной день, начинается на берегу.
Эту истину хорошо понимают в водно-моторном клубе «Рассвет» Московского облсовета ОСВОД, расположенном в одной из бухточек Икшинского водохранилища. Здесь ежегодно, еще до начала навигации, совет ВМК составляет специальный план работы по обеспечению безопасности плавания и отдыхе людей на воде, готовит расписание дежурств. Из судовладельцев — членов ВМК создана специальная дружина. Только за прошлый год во время патрулирования акватории дружинники спасли 12 утопающих. Не менее важно, что они задержали 7 мотолодок без бортовых номеров и несколько лодок, которыми управляли люди, не имеющие соответствующих прав, предотвратили несколько несчастных случаев, удалив гребные лодки с судового хода, что называется, в самый последний момент! В «Рассвете» ни одно судно не может покинуть стоянку, если оно технически не исправно, если оно не оснащено необходимым количеством спасательных поясов либо жилетов, если в нем находится больше людей, чем разрешено правилами. Немаловажно и то, что 20 членов ВМК — общественные контролеры Государственной водной инспекции, так что и чистота водоема тоже находится под присмотром.
Другой хороший пример — ВМК «Десант» Московского горсовета ОСВОД, объединяющий около 30 владельцев прогулочно-туристских судов. Клуб располагается на Карамышевской набережной Москвы-реки в Серебряном Бору, где много пляжей и открытых мест купания. Шесть спасательных постов обслуживается полностью силами этого ВМК. И здесь на счету дружинников — спасенные люди, предотвращенные несчастные случаи, сотни предупреждений нарушений правил поведения на маломерных судах. В «Десанте» организуются дальние плавания, опытные капитаны ходят на Онегу и Белое море, на Таймыр и в дельту Волги. И ни разу в клубе не было «ЧП»! И это благодаря тому, что систематически ведется пропагандистская работа, проводятся занятия по обеспечению безопасности плаваний, практике подачи помощи терпящим бедствие на воде.
Хорошо организована работа по профилактике а водно-моторных клубах «Нептун» а Ярославле, «Обь» а Новосибирске, «Волга» а Ульяновске и ряде других, однако этого не скажешь, например, о ленинградском клубе «Нева»: та же работа поставлена здесь слабее.
Вообще же в плане профилактики — предупреждения несчастных случаев на воде — организация водно-моторных клубов ОСВОД, на мой взгляд, должна играть ведущую роль. Жаль, что подобных клубов у нас пока еще очень мало: всего-то насчитывается чуть больше 50, а объединяют они лишь около 20 тысяч судоводителей-любителей. Эта цифра весьма незначительна, ведь число зарегистрированных а одной нашей республике малых судов во много раз больше!
ОСВОД требует от владельцев малых судов обязательного их оснащения индивидуальными спасательными средствами по числу находящихся на борту людей; НТИ не выдаст владельцу талона на право эксплуатации мотолодки, если таких средств нет! Мы требуем также обязательной регистрации каждого выхода в плавание, инструктажа экипажа, проверки знания особенностей маршрутов капитанами. Но все эти меры дают эффект только при жестком, неукоснительном контроле, который может вестись лишь на хорошо организованных местах стоянок — в клубах.
Практика убеждает, что там, где силами общественности ведется постоянное патрулирование акваторий, количество аварий и любых несчастных случаев намного снижается, Например, в прошлом году общее число аварий малых судов и связанных с ними случаев гибели людей снизилось, по сравнению с предшествующим годом, на 17%. Конечно, то, что сделано, — это только начало. Надо дойти до каждой реки, каждого озера. А пока мы можем говорить о хорошо поставленном контроле за малыми судами лишь в нескольких крупных областях, таких, например, как Чувашская АССР, Приморский край, Куйбышевская, Ростовская, Ленинградская области. Но в цепом аварийность малого флота еще очень высока. Настораживают цифры, полученные из Якутской и Тувинской АССР, Псковской, Тамбовской, Кировской, Калужской, Свердловской, Орловской областей. Здесь много не только никак не объединенных судовладельцев, но и судоводителей-любителей, которые не регистрируют свои суда, е значит, это можно сказать уверенно, плохо готовят их к правильной эксплуатации.
Анализ происшествий прошлого года показал, что причиной 24% из них была перегрузка лодок; 22% аварий произошли из-за неправильного размещения груза и пассажиров, 20% — из-за неумелого управления и 11% из-за установки моторов, более мощных, чем разрешено для данного типа лодки. Эти цифры говорят сами за себя: ведь при мало-мальски поставленном контроле перегрузку лодки или установку слишком мощного мотора сразу же обнаружили бы! И не было бы этих аварий!
В связи со сказанным, надо, на мой взгляд, внести ясность в два, как говорится, наболевших вопроса.
По существующим правилам сейчас любой гражданин может свободно приобрести в магазине мотолодку, катер, подвесной мотор. Если он живет там, где хранение лодки — ее стоянка — не вызывает проблем, то абсолютно ничто не препятствует ему тут же отправиться на ней в плавание. Предположим, общественный патруль ОСВОД обнаружил эту лодку без номера и принимает меры к задержанию нарушителя. Последний может подчиниться, а может и не подчиниться. А употребить по отношению к нему власть вправе только органы милиции. (Это, кстати, относится и к зарегистрированным малым судам, но когда они хотя бы имеют бортовые номера, то дружинники могут составить какой-то протокол и передать его для принятия мер.)
На сегодня задержать мотолодку, наложить штраф на ее владельца либо лишить его прав на управление судном общественные инспектора ОСВОД не могут. Им приходится полагаться лишь на дисциплинированность судовладельцев да применение такой меры воздействия, как просечка «дырки» а техталоне.
Думается, дело во многом изменилось бы к лучшему, если бы мы сделали так, чтобы мотолодку и мотор мог приобретать лишь тот, кто предъявит документы на право управления малым судном, а общественные инспектора и патрульные суда клубов ОСВОД получили право задержания нарушителей и применения к ним более жестких мер наказания.
Надо сказать, что пока еще мы мало внимания уделяем пропаганде безопасности на воде, анализу причин происшествий. Республиканские, областные, городские советы ОСВОД ведут посильную пропаганду, знакомят население с правилами поведения на водоемах, издают для этого плакаты, буклеты, брошюры. Но этого явно недостаточно. Необходимо более широкое освещение — в массовой печати, в передачах радио и телевидения — всего круга вопросов безопасности на воде. Это особенно актуальная тема сейчас — с наступлением летнего сезона!
Однако было бы неправильно во всех грехах винить только одних владельцев малых судов — судоводителей-любителей. Закономерные жесткие требования к ним должны, в свою очередь, сопровождаться и предоставляемыми возможностями.
Взять хотя бы чисто «спасательную» сторону дела. Программы обучения судоводителей-любителей обеспечивают теоретическую их подготовку, но нет стажировки, нет обучения практическим навыкам вождения судна. Каждый постигает это сам. Далее. Мы, опять-таки теоретически, знакомим обучающихся с методами оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Это, конечно, правильно и необходимо, но в учебных программах вовсе нет раздела о практике спасания людей на воде, о способах оказания помощи терпящим бедствие судам в той или иной обстановке.
Вспоминаются два случая, когда депо едва не кончилось несчастьем именно из-за полной неподготовленности экипажей. Яхта «Ассоль» вышла из Дубны в плавание по Московскому морю при свежем ветре. Волны обдавали брызгами палубу, сделали ее скользкой. Один из яхтсменов прошел на бак, чтобы поправить снасти, и оказался за бортом. Что нужно при этом делать, теоретически рулевой знал, но практически он ни разу не отрабатывал подобных действий. Поэтому яхта проскочила слишком далеко вперед, а вешку с флажком, чтобы обозначить место происшествия, вовремя не бросили. Когда же сделали поворот и легли на обратный курс, своего упавшего за борт товарища отыскать не смогли. Только спасательный жилет и умение хорошо плавать помогли яхтсмену одолеть расстояние до берега.
Посреди Рыбинского водохранилища у одного из двух шедших по общему маршруту катеров отказал двигатель. Волнение было значительным, но не представляло особой угрозы, поэтому капитан второго судна поспешил на помощь. Намереваясь подать буксирный конец, он подошел поближе с подветра, сбавив скорость до минимума, но в этот момент волна приподняла нос катера и ударила им о судно, лишенное хода. Капитан решил поскорее отойти на безопасное расстояние, повернул колонку и дал обороты двигателю, и снова просчитался: катер еще не успел набрать хода, когда его снова бросило волной на суденышко товарищей. Хорошо еще, что пробоина оказалась выше ватерлинии, а на судне были отливные средства. Благодаря этому и расторопности экипажа потерпевший аварию катер удалось довести до укрытия.
Подобные случаи наводят на мысль о явной необходимости дополнения учебных программ соответствующим разделом. Ведь каждый экипаж каждого малого судна надо рассматривать как потенциальных спасателей!
Не секрет, что немало аварий судов кончилось гибелью людей только потому, что у них не было индивидуальных спасательных средств. Мы требуем, чтобы каждая мотолодка, катер, яхта — равно как и любая гребная прогулочная и рыбацкая лодка, была оснащена ими. И вместе с тем хорошо знаем, что подчас при техническом осмотре одни и те же спасательные круги и жилеты «кочуют» из одной лодки в другую. Владельцы проходят техосмотр с полным комплектом спасательных средств, а в момент аварии на судах не оказывается ни кругов, ни жилетов. И не всегда виноваты в том только владельцы: те же самые круги и жилеты далеко не всегда можно найти в магазинах даже больших городов, не говоря уже о сельской торговой сети. В обязательный комплект снаряжения, продаваемого вместе с мотолодкой или катером, спасательные средства тоже не входят (наши требования и рекомендации, к слову сказать, для заводов — поставщиков малых судов не обязательны!).
Так или иначе, но индивидуальные спасательные средства «находятся в дефиците», а того количества, что запланировано на нынешний год, явно недостаточно. Очень трудно капитанам малых судов, выходящих в сложные плавания, получить пиротехнические средства подачи сигналов бедствия; далеко не всегда удается снабдить суда картами-схемами, лоциями, компасами и т. п. Очевидно, надо сделать так, чтобы по заявкам клубов «организованные» судоводители-любители могли получать все, что необходимо для полного обеспечения безопасности плавания.
Из имеющегося в продаже арсенала спасательных средств наиболее удобны спасательные жилеты. Но наряду с ними на практике бывают необходимы хорошие спасательные круги, простейшие средства — так называемые концы Александрова, концы с мячом, а также спасательные лини с лебедкой, страховочные пояса и жилеты. Образцы удобного и надежного снаряжения разработаны либо разрабатываются нашими специалистами, но у предприятий ОСВОД очень мало возможностей для массового производства. И пробел этот предстоит заполнить промышленности.
Многие владельцы маломерных судов изготовляют для себя спасательные средства сами. Такие попытки, конечно, не выход из положения в общих масштабах, но утопающий, как говорится, хватается и за соломинку, поэтому возражать против применения «доморощенных» средств не приходится. С одной, конечно, оговоркой — чтобы они были надежными, способными удерживать человека на воде в критических ситуациях.
Уже говорилось о том, что при авариях вместе со взрослыми порой погибают дети. Мне думается, что как только на территории ВМК или яхт-клуба оказался ребенок, на него в обязательном порядке сразу же должен быть надет спасательный жилет для страховки от беды при падении в воду. И, безусловно, жилеты должны быть надеты при любых длительных или кратковременных плаваниях. Но детских спасательных жилетов пока выпускается гораздо меньше, чем нужно!
И уж конечно, родителям, школам и пионерским лагерям следует заботиться об обучении ребят плаванию. Для этой цели на предприятиях ОСВОД налажено изготовление недорогих передвижных плавательных бассейнов, но мы можем выпускать их лишь в очень ограниченном количестве. Каждый из нас — в семье, в школе, в детском саду, в пионерлагере — как можно чаще должен говорить детям об осторожном поведении на воде и возле воды, приучать их к осмотрительности.
Лето в разгаре. Во всех районах и областях уже начали действовать планы работы ОСВОД по обеспечению безопасности, охране жизни людей на воде. Тысячи активистов вышли на дежурства на спасательных постах, пляжах, патрулируют акватории на катерах и мотолодках. Они сумеют прийти на помощь терпящим бедствие людям. Однако хочется сказать всем отдыхающим, проводящим свои отпуска и выходные на реках и водоемах: будьте предельно осторожны и осмотрительны, не подвергайте себя риску. Помните, что соблюдение установленных правил лучше всего гарантирует вашу безопасность!