Можно ли удлинить дейдвуд «Вихря»?
Чтобы удлинить дейдвуд «Вихря-30» на 205 мм, я сделал проставку между дейдвудом и корпусом редуктора, однако сомневаюсь в прочности удлиненного торсионного вала, изготовленного из двух полос 5X10 мм. Хотелось бы знать мнение конструкторов по этому вопросу.
Моторы семейства «Вихрь» предназначены для установки на лодки с высотой транца не более 105 мм. Однако результаты проведенных разработок и экспериментальных испытаний показали, что при некоторых доработках «Вихрей» их можно использовать и при высоте транца до 510 мм.
Для этого нужно изготовить проставку высотой 130 мм с двумя фланцами для крепления к дейдвуду и редуктору, между которыми она устанавливается. При этом тяга реверса, торсионный вал и трубка подачи воды удлиняются также на 130 мм.
Тяга реверса разрезается на прямолинейном участке и в нее аргоно-дуговой сваркой вваривается удлинитель длиной 130 мм Материал тяги — сталь Х18Н9. Трубка, естественно, заменяется удлиненной.
Сложнее обстоит дело с торсионным валом. Как известно, он состоит из двух полос. На заводе эти полосы изготавливаются из стали Х18Н9Т методом прокатки прутка ∅9,0 мм. Из обычного листового материала их изготавливать нельзя. Допустимым вариантом является пристыковка куска от другого торсионного вала при помощи дуговой сварки. Сварные стыки на полосах должны быть смещены относительно друг друга не менее чем на 20 мм.
Удлинение дейдвуда более чем на 130 мм требует больших конструктивных изменений и поэтому не рекомендуется.
Работа прибора «ТС» на моторе с электронным зажиганием
В прошлом году я установил на моторе «Вихрь» (выпуска 1977 г.. блок зажигания «Электроника-Л». На моей лодке с 1980 г. стоит прибр «ТС» (тахометр и спидометр), который при старой системе зажигания работал исправно. Все мои попытки подключить «ТС» к новому электронному зажиганию успеха не имели. Объясните, пожалуйста, что необходимо сделать, чтобы «ТС» работал и с «Электроникой-Л»?
Система зажигания «Электроника-Л» с изготовителем и разработчиком моторов «Вихрь» и прибора «ТС» не согласована, и необходимых испытаний она не проходила. Очевидно, ее электрические параметры отличаются, а это отрицательно сказывается на работе тахометра. Необходимый совет вам может дать только изготовитель «Электроники-Л».
Маховики для «Вихря-30»
Прошу проконсультировать по вопросу, касающемуся переделки мотора «Вихрь-30Р» на «Вихрь-30» с электростартером. В частности, меня интересует, чем отличается маховик 3.119-700 от маховика 3.119-701, и являются ли она взаимозаменяемыми?
На моторы «Вихрь-М» и «-30», оборудованные контактной системой зажигания МВ-1, и с ручным запуском устанавливаются маховики 3.119-700, с электрозапуском (с зубчатым венцом) — 3.119-701. Эти маховики взаимозаменяемы; разница заключается лишь в том, что 3.119—701 с зубчатым венцом.
На «Вихрь-М» и «-30», оборудованные бесконтактной электронной системой зажигания МБ-2, с ручным запуском устанавливаются маховики 4.121-000, с электрозапуском — 4.121-000-01. Для системы зажигания МВ-1 они непригодны.
Размеры регулировочного кольца
Я нечаянно утопил регулировочное кольцо 2.202-026 от редуктора «Вихря-М». Прошу сообщать размеры и марку материала, из которого его можно изготовить.
Для изготовления регулировочного кольца 2.202-026 можно использовать сталь марки 20, а также любую другую мягкую сталь.
Наружный диаметр кольца составляет 28 мм, внутренний — 21 мм, толщина набора 1,1—2,0 мм через 0,1 мм.
Посадка подшипника на вал
Прошу сообщить допустимые размеры шеек вала-шестерни под шарикоподшипники № 202 и 7204 нового редуктора «Вихря-М» (деталь М 4.202.020).
Нормальна ли посадка шарикоподшипника № 202 на присылаемый посылторгом вал-шестерню, имеющий диаметр 14,980? Подшипник на таком вале свободно проворачивается.
Подшипник № 202 запрессовывается по наружному кольцу в подогретый до 60—80° С корпус редуктора. Подшипник № 7204 после подбора и установки регулировочного кольца 2.202-026 внутренним кольцом напрессовывается на посадочный поясок ∅20+0,017+0,002 мм вала-шестерни № 4.202-020. Наружное кольцо конического подшипника № 7204 запрессовывается в подогретый корпус редуктора. После этого узел вала-шестерни с напрессованным внутренним кольцом подшипника № 7204 вставляется в корпус редуктора до упора роликов конического подшипника в наружное кольцо. При этом шейка вала-шсстерни, имеющая ∅15-0,01-0,023 мм, должна пройти через внутреннее кольцо шарикового подшипника № 202. Иначе сборка узла невозможна. Все виды испытаний и многолетняя эксплуатация десятков тысяч моторов подтвердили работоспособность такого варианта конструкции.
Следует иметь в виду, что для эксплуатации моторов, имеющих редукторы с медно-графитовой втулкой, изготавливается вал-шестерня 4.202-020/1. Вместо 0 15 мм ее шейка имеет 0 14 мм. Посадочный диаметр под подшипник 60304 или 7204 одинаковый — 20+0,017+0,002 мм.
Аварийное охлаждение для «Вихря-М»
В сборнике №40 (1972 г.) описывалась аварийная система охлаждения для мотора «Ветерок». Можно ли сделать подобную систему на «Вихре-М»?
Предложенная А. А. Плоховым и упоминавшаяся ранее в «сборнике №40 аварийная система охлаждения (авторское свидетельство № 282078) предусматривает, в случае выхода из строя помпы, подачу воды в двигатель через дополнительный канал, имеющий запорный клапан.
Конструктивная проработка такого устройства проводилась только для мотора «Ветерок», но оно может быть выполнено и на «Вихре-М». Для этого потребуется дополнительным каналом с запорным вентилем (который можно расположить в нижней части дейдвудной трубы) соединить всасывающую полость и нагнетательный канал штатной системы.
Можно ли снять с маховика зубчатый венец?
Я хотел бы оборудовать мотор «Москва-25» ручным стартером, для чего желательно было бы срезать зубчатый венец маховика. Можно ли его сделать?
В связи с тем, что завод — изготовитель моторов «Москва-25» и «-30», очевидно, в целях обеспечения прочности на моделях без электрозапуска предусматривал стальной бандаж на маховике, снимать зубчатый венец не рекомендуем.
Опережение зажигания и компрессия в цилиндрах
Прошу ответить на два интересующих меня вопроса:
1. На «Нептуне-23» я установил постоянный угол опережения зажигания. Скажется ли это на моторесурсе мотора?
2. Как проверить компрессию в цилиндрах двигателя?
1. Установка постоянного угла опережения, равного оптимальному углу, не повлияет на моторесурс ПМ. Она только потребует выполнения резкого рывка при запуске во избежание обратных вспышек, вызываемых большим опережением зажигания. При появлении обратных вспышек необходимо опытным путем уменьшить угол опережения зажигания до приемлемой величины, что приведет к небольшому снижению мощности двигателя.
2. Компрессия проверяется путем прокручивания коленчатого пала с вывернутой н ввернутой свечой зажигания. В первом случае сопротивление прокручиванию должно быть незначительным, а во втором — оно резко возрастает. Если сопротивление почти одинаковое, значит, компрессия в цилиндре отсутствует.
На практике чаще всего оценивают состояние компрессии в цилиндре таким способом: вывернув свечу, прокручивают коленчатый вал за маховик при закрытом пальцем свечном отверстии в головке цилиндра и открытых отверстиях других цилиндров.
Для проверки состояния компрессии в заводских условиях служит компрессометр — прибор, состоящий из манометра, шланга н резинового наконечника. Наконечник вставляется в резьбовое отверстие вместо свечи, после чего коленчатый вал двигателя провертывают пусковым механизмом при полностью открытой дроссельной заслонке до получения наибольшего отклонения стрелки компрессометра. Полученную величину сравнивают с результатом замера компрессии исправного двигателя, имеющего аналогичный объем цилиндра и степень сжатия.
Реставрация мотора «Стрела»
В последние годы практически невозможно приобрести подвесные моторы малой мощности, необходимые для рыбалки и охоты. Поэтому наш коллектив рыболовов и охотников НПО «Медфизприбор» решил восстановить несколько имеющихся у нас старых моторов «Стрела», Сразу же возникло несколько вопросов:
1. Можно ли вместо магнето МЛ-10К установить основание магнето МЛ-10-2С с маховиком 61-24-20 от «Ветерка»?
2. В каких пределах находится оптимальный угол опережения зажигания (интересует расстояние поршня до ВМТ) и какие преимущества и недостатки оказываются у мотора с постоянным, углом опережения зажигания?
3. Ухудшится ли тепловой режим работы ПМ «Стрела» до критического, если увеличить степень сжатия двигателя путем подрезки головки цилиндра на 1 мм?
4. На какой топливной смеси лучше всего эксплуатировать эти моторы?
1. Можно установить основание магнето МЛ-10-2С «Ветерка», но маховик следует использовать только со «Стрелы», так как есть различия в размерах посадочного конуса маховика.
2. Оптимальный угол опережения зажигания для «Стрелы» находится при положении поршня 2,7—3,3 мм до ВМТ. Установка постоянного угла опережения на моторе, практически работающем на одном режиме, не скажется на показателях двигателя.
Износ посадочного места основания магнето приводит к нарушению зазора в контактах прерывателя и вызывает перебои зажигания. Закрепление основания магнето в одном положении устраняет этот дефект.
К недостаткам постоянного опережения зажигания на лодочном моторе можно отнести появление обратных вспышек при запуске, способных вызвать поломки деталей пускового механизма.
3. Двигатель «Стрелы» рассчитан на использование низкооктанового топлива и имеет степень сжатия 4,8—5,2. Увеличение степени сжатия путем подрезки головки цилиндра на 1 мм возможно. Тепловой режим мотора при эксплуатации на бензинах марок А-72 и А-76 не ухудшится. При увеличении степени сжатия Следует на 3—4° уменьшить максимальный угол опережения зажигания.
4. Лучше всего применять смесь масла M10Б, M10B1 (или М8) с бензином в пропорции 1:25.