Для того чтобы байдарка ходила под парусом не только по ветру, но и в лавировку, необходимо устройство, уменьшающее ее боковой снос — дрейф. Шверт, устанавливаемый в диаметральной плоскости {ДП) корпуса, занимает много места в и без того тесном кокпите, к тому же, наскочив на мель, его легко можно поломать. Проще в изготовлении и надежнее в работе шверцы, навешиваемые по бортам байдарки.
Площадь шверцев определяется, как правило, экспериментально. По опыту байдарочников, выступающих на соревнованиях, ее можно рекомендовать в пределах 0,12—0,15 м2 для каждого шверца при площади паруса 5 м2.
Для обеспечения прочности на изгиб толщина шверца должна быть 17—20 мм. Поскольку шверц устанавливается под различными углами поворота вокруг оси в зависимости от необходимой площади бокового сопротивления, нижнюю кромку его лучше всего делать полукруглой. При выборе формы поперечного сечения шверца не имеет смысла в деталях копировать различные аэродинамические профили. Вполне приемлем универсальный асимметричный профиль со смещением наибольшей толщины на 30—35% длины от передней кромки.
Для предотвращения возможных деформаций шверцы лучше склеивать из 6—7 заготовок, однако их можно сделать и из одной хорошо просушенной доски, обеспечив достаточную защиту от водопоглощения.
Простой и надежный способ защиты шверцев от воды заключается в двух-трехкратном пропитывании их олифой с промежуточной сушкой и последующим покрытием масляным лаком. Хорошие результаты дает также покрытие поверхности эпоксидными клеями, но лучше всего оклеить шверцы стеклотканью на эпоксидном клею. При эксплуатации необходимо своевременно устранять повреждения — трещины, сколы — и периодически обновлять покрытие.
У кромки шверцбалки шверц для большей прочности не профилируется. На поверхность, соприкасающуюся с шверцбалкой, крепится дюралевая или стеклотекстолитовая накладка толщиной 1—1,5 мм, предохраняющая дерево от истирания.
Изготовление шверцбалки трудности не представляет. Все деревянные детали крепятся к основному брусу на клею с запрессовкой шурупами. После склеивания рабочая площадка шверцбалки подрезается так, чтобы шверц устанавливался под углом 2—4° к ДП (угол атаки) и с наклоном к поперечной вертикальной плоскости 5—7°, благодаря которому при крене в средний ветер подветренный шверц принимает вертикальное положение. На подрезанную деревянную площадку на шурупах ставится дюралевая накладка, к которой поджимается шверц.
Опускать и поднимать шверцы на ходу удобно при помощи палки с рогулькой на одном конце и крючком — на другом. Отвинчивание гайки при движении шверца предотвращается установкой шайбы из фторопласта-4 или другого антифрикционного материала. Для усиления трения между шверцем и опорной площадкой балки поверхности можно натирать канифолью.
Для центровки байдарки следует вначале установить шверцбалку примерно посередине длины байдарки. Если лодка приводится (корма уходит под ветер), шверцы надо переставить к корме, при уваливании — сдвинуть вперед. Шверцбалки крепятся к планширям (фальшбортам) болтами М4 через дюралевые угольники, привинченные шурупами к балке. Чтобы отверстия, остающиеся при перестановке шверцбалки, не ослабляли планширь, их следует забить деревянными пробками на клею.
На ходу в зависимости от галса опускается только один подветренный шверц. Промежуточные наклонные положения шверца позволяют уменьшить смоченную поверхность, снизить лобовое сопротивление и тем самым увеличить скорость лодки, что особенно рекомендуется на полных курсах. На курсе фордевинд шверцы поднимаются полностью.
При эксплуатации байдарки может появиться необходимость в увеличении или уменьшении площади шверцев, а также в изменении угла атаки и наклона шверцев в поперечной вертикальной плоскости.