Предоставление места у препятствия
На XXI Черноморской регате (Севастополь, май 1970 г.) во время пятой гонки в классе «Дракон» яхта Д-1, обогнув подветренный знак, шла в лавировку правым галсом. Навстречу ей бакштагом левого галса шли яхты Д-569 — наветренная и Д-11 — подветренная. Д-11 намеревалась пройти с подветра у Д-1, причем она могла это сделать, не меняя курса. Яхта Д-569 также приняла решение пройти с подветра у Д-1, но для этого она должна была увалиться. Будучи связанной с яхтой Д-11, она, как внутренняя по отношению к яхте Д-1, потребовала у Д-11 места для прохода препятствия — яхты Д-1. Хотя рулевой Д-11 и заявил, что не обязан уступать дорогу, он все же увалился, но настолько незначительно, что Д-569 гиком задела за бакштаг Д-11. После этого Д-11 мачтой зацепила ахтерштаг Д-569, и мачты обеих яхт оказались сломанными. Рулевые подали друг на друга протесты. Судейская коллегия соревнований дисквалифицировала яхту Д-11 по § 50, п. 1 а «ППС-69».
Случай широко обсуждался яхтсменами, тренерами и судьями, поэтому президиум ВКС решил дать разъяснение по упомянутому решению судейской коллегии.
Согласно § 37 «ППС-69», препятствием является «любой объект, включая и судно на ходу, таких размеров, что яхта, находясь от него на расстоянии не меньшем ее длины, не может обойти его с той или другой стороны без существенного изменения курса». Таким образом, яхта Д-1 являлась препятствием для обеих яхт.
§ 50 п. 1а гласит, что, «когда яхты, идущие одинаковыми галсами, приготовились пройти препятствие с одной и той же стороны, то если яхты связаны, наружная яхта обязана дать внутренней связанной с ней яхте место между собой и препятствием для прохода препятствия», за исключением случаев, предусмотренных пунктами, с, d не, которые явно не имеют отношения к инциденту. Согласно этому правилу Д-11 должна была дать Д-569 место для прохождения препятствия. Решение судейской коллегии правильно.
Совершенно другая ситуация возникла бы в случае, если бы, например, яхта Д-569 решила пройти с подветра у Д-1, а яхта Д-11 — с наветра. Тогда обе яхты не пытались бы пройти препятствие с одной и той же стороны, и § 50 был бы неприменим. В этом случае Д-569 как наветренная должна была бы, согласно § 45, п. 1, уступить дорогу.
Фальстарт при повторном старте
На Всесоюзных соревнованиях сильнейших яхтсменов (Севастополь, октябрь 1970 г.) во время первой гонки в классе «Дракон» судейская коллегия ввиду массового фальстарта подняла сигнал общего отзыва и назначила повторный старт. За несколько секунд до нового стартового сигнала яхта Д-3 пересекла стартовую линию и ушла на дистанцию. Судейская коллегия произвела обычную стартовую процедуру, т. е. был спущен флаг класса и дан сигнал ракетой. Яхта Д-3 не была принята на финише.
Представителем ЦС ДСО «Труд» был подан протест-заявление в судейскую коллегию с просьбой аннулировать результаты гонки в соответствии с § 19, п. 2а и § 23 «ППС-69». Протест был коллегией отклонен, в результате чего в президиум ВКС поступила апелляция.
Так как в гоночной инструкции не было других указаний, то, согласно § 57, п. 1с яхта Д-3, прежде чем уйти на дистанцию, должна была обогнуть один из стартовых знаков и после этого вновь пересечь стартовую линию в направлении на первый знак дистанции. Судейская же коллегия должна была (§ 19, п. 2а) произвести процедуру отзыва. Поскольку не было отзыва, то яхта Д-3 могла считать себя взявшей старт правильно.
Судейская коллегия ошиблась, считая, что в случае повторного фальстарта процедура отзыва второй раз не производится. На самом же деле процедура отзыва может не производиться только тогда, когда есть соответствующее указание в гоночной инструкции.
Судейская коллегия соревнования допустила еще одну ошибку. Яхта Д-3 получила за гонку очки как нестартовавшая, хотя в соответствии с «ППС-69» она должна была быть дисквалифицирована.
Старший судья на старте-финише не подал главному судье рапорт о том, что яхта Д-3 стартовала неправильно. Хотя в § 78, п. 1а и говорится, что неправильно стартовавшая яхта может быть дисквалифицирована по окончании гонки без протеста и заслушивания, но п. 6 приложения 7 к «ППС-69» гласит, что в тех случаях, когда судейская коллегия решает действовать по § 78, детальное изложение инцидента должно быть написано в обычной форме протеста, а член судейской коллегии, подавший протест-рапорт, должен играть роль протестующего, т. е. применяется обычная процедура рассмотрения протеста.
Таким образом, результаты яхты Д-3 в первой гонке были существенно ухудшены не по ее вине. Так как восстановить место яхты на финише не удалось (оно не было зафиксировано в черновой записи), то согласно § 23 и 82 президиум ВКС аннулировал результаты первой гонки.
В ноябре 1970 г. на заседании Комитета по гоночным правилам был принят ряд решений относительно проведения парусных соревнований по программе Олимпийских игр 1972 г. В частности, в дополнение к § 57, п. 1 (с) введено правило, что и при первом старте фальстартовавшая яхта должна обогнуть один из стартовых знаков, а потом стартовать снова.
Далее яхта, которая стартовала или рассматривалась как стартующая (согласно § 56), но не финишировала, получает очки за место на финише, равное числу яхт, стартовавших в данной гонке или рассматривавшихся как стартующие. Дисквалифицированная в гонке яхта получает очки за место на финише, равное числу яхт, стартовавших в данной гонке или рассматривавшихся как стартующие, плюс количество очков, равное 10% (с округлением до ближайшего большего целого) от числа яхт, стартовавших или рассматривавшихся как стартующие.
Яхта, которая не стартовала и не рассматривалась как стартующая, получает место на финише, равное числу участвующих яхт. Яхта считается участвующей в соревновании, если она стартовала или рассматривалась как стартующая в какой-либо гонке Олимпийской регаты.
В тех случаях, когда действует «правило одной минуты», необходимо подавать специальный сигнал, информирующий гонщиков о том, что пошла последняя минута до старта.