В нашем старинном городе немало любителей отдыха на воде. Ориентировочно можно считать, что сегодня на 100 жителей приходится по крайней мере одна мотолодка. И есть уверенность, что как только будет налажено техническое обслуживание, число лодок, катеров (а может быть, и яхт!) с калининской припиской возрастет в несколько раз.
Больное место, как и во многих других городах, — стоянки. В Калинине несколько лодочных станций для частных лодок, и ни одна из них не может считаться постоянной: благоустроены они плохо, имеют унылый вид и потому вряд ли смогут долго просуществовать в пределах городской черты.
Вот, например, наша крупнейшая стоянка на речке Тьмаке у места впадения ее в Волгу. Раньше она находилась несколько ниже, между двумя мостами, и существовала на кооперативных началах. Стояло на ней всего 350 лодок. В 1966 г. станция была передана в ведение комбината непромышленных видов услуг и перебазирована. Сейчас у причалов станции свыше 1000 лодок и планируется в течение года принять еще примерно 500 лодок.
Состав этого флота, очевидно, типичен для наших условий. Подавляющее большинство составляют дюралевые мотолодки серийного выпуска (600 «Казанок», 300 «Прогрессов», 15 «МКМ», 2 «Оби»); пластмассовых серийных лодок всего 6. Самодельных судов около 90, в их числе 7 тримаранов и морских саней из стеклопластика. Из моторов явно преобладают «Вихри».
На станции круглосуточно дежурят приемщики лодок (всего их 6 человек) и два матроса. Порядок выдачи лодок очень прост. Каждый владелец имеет на руках так называемую карточку-заместитель, в которую вписаны его фамилия (и приклеено фото), номер и тип лодки и мотора. Чтобы попасть на причал, надо сдать эту карточку. Моторы хранятся прямо на лодках, на плаву, так же как и все прочее снаряжение; к этому все привыкли и не мыслят ничего другого. Завел мотор и плыви, куда надо. Впрочем, выход за пределы станции разрешен только на веслах — таково правило. За порядком на причалах, кроме приемщиков лодок, следят и дежурные из выборной группы общественного контроля.
Заправка лодок горючим пока не организована и осуществляется на городской АЗС на противоположном берегу Волги.
Годовая плата за хранение лодок такова: за «Казанку» 19 руб. 80 коп. (из них за зиму 3 руб.); за «Прогресс» 32 руб. (за зиму 7 руб. 50 коп.). Окраска лодки стоит 15—20 руб., спуск на воду 2 руб. 50 коп. Общая прибыль за год составляет что-то около 12000 руб.
Таково наше настоящее. Сложнее с будущим: над нами нависла угроза очередного переселения. Вместо того, чтобы подумать о том, как совместными усилиями сделать стоянку украшением города, архитекторы планируют перенести ее на очень неудобное, необжитое место — в Исаевский ручей, впадающий в Тверцу. Уже сделаны первые проектные наметки новой станции на 1500 лодок с капитальными (на сваях) пирсами и постройками, обеспечивающими полный комплекс всех видов обслуживания. Общие затраты будут исчисляться суммой не менее 100 тысяч рублей.
По мнению подавляющего большинства самих водномоторников, это не выход из положения. Мы считаем, что гораздо целесообразнее за те же деньги благоустроить нашу старую стоянку, оставив ее на месте. А если уж переносить, то именно туда, где она находилась до 1966 г.
Может ли быть наша лодочная станция украшением города, а не предметом бесконечных споров о том, куда ее выселять? Думается, может. Приводим один из разработанных на общественных началах эскизов будущей стоянки. Такой, какой она видится нам. И хочется надеяться, что Калинин будет в числе первых городов, где исчезнет проблема стоянок, а сами наши стоянки станут неотъемлемой частью современного городского пейзажа.