В декабре прошлого года по приглашению ЦК ДОСААФ СССР Москву посетил вице-президент Международного союза водно-моторного спорта (УИМ) Богдан Маньковски (Польская Народная Республика). Во время встречи с членом редколлегии сборника Л. Е.Трегубенко товарищ Маньковски любезно согласился написать статью по вопросам, которые интересуют всех спортсменов-водномоторников. С удовольствием предлагаем ее вниманию наших читателей.
В связи с тем, что деятельность Федерации водно-моторного спорта СССР основывается на Правилах Международного союза водно-моторного спорта (УИМ), я хотел бы поделиться некоторой информацией по данному вопросу.
Действие существующих Правил УИМ заканчивается в 1972 году. Вопрос заключается в том, подвергнутся ли они существенным изменениям в дальнейшем? Генеральная Ассамблея УИМ, которая соберется в этом году в Брюсселе, должна утвердить новый, полностью измененный Статут УИМ, соответствующий рекомендациям ООН для международных организаций. Согласно этому Статуту, УИМ будет представлять собой союз национальных водно-моторных организаций, занимающихся научной и воспитательной деятельностью. Соревнования и всякого рода мероприятия в области водного туризма как раз и являются примерами такой деятельности. Изменение Статута касается работы и сферы действия выборных руководящих органов УИМ и его международных Комиссий. Деятельностью УИМ руководит Генеральная Ассамблея, которая собирается ежегодно в Брюсселе — официальном центре УИМ.
В части правил организации и проведения гонок, движения по водным путям, правовых вопросов, регистрации рекордов, международной классификации гоночных судов и моторов, международных кубков и призов, так же как и мировых чемпионатов, значительных изменений не предвидится, за исключением некоторых исправлений и дополнений, которые будут утверждаться Генеральной Ассамблеей 1972 года. Текст Правил подвергнется переработке с целью сделать их более удобными для пользования.
Говоря о водном туризме, который бурно развивается во всем мире как в индивидуальных, так и организованных формах, мы должны заметить, что эта проблема является крайне сложной и требует специального изучения на самых высоких уровнях. В УИМ это — компетенция Службы координации водно-моторного туризма, находящейся в Милане, которой, в частности, рассматриваются следующие вопросы: 1) международные свидетельства (сертификаты) и таможенные документы для туристских судов; 2) страхование туристских судов; 3) метеорология и туристская навигация; 4) информация о международных туристских гаванях (стоянках); 5) обучение водномоторников; 6) правила по туризму; 7) вахтенный журнал; 8) статистические сведения; 9) взаимоотношения с прессой; 10) календарь туристских встреч.
В 1970 году УИМ издало брошюру «Правила туризма», которая подвергается некоторой переработке, относящейся к деятельности Службы координации по вопросам международных контактов.
Решение организационных задач водно-моторного туризма является в настоящее время одной из главных забот руководства УИМ, поскольку этот вид отдыха становится все более и более популярным.
Во время моего последнего посещения Москвы мне задавали вопросы, связанные с судьбой гоночных скутеров OJ. В настоящее время суда этого класса пользуются популярностью в ГДР и Чехословакии. Однако трудно организовать на них европейский чемпионат, так как в других странах этих судов сравнительно немного, и даже юноши стремятся выступать по крайней мере в классе ОА. Падение интереса к гоночным судам этого класса подтверждается и тем фактом, что мировые 4- и 6- часовые рекорды на скутерах OJ, установленные в 1953 г, на моторе «ГАД» Тадеушем Жибовским, до сих пор никем не побиты.
В Польше для класса OJ выпускались гоночные моторы хорошо известного конструктора инженера Гаецкого. Сейчас их производство приостановлено. Эпизодически небольшими сериями выпускаются лишь моторы для классов ОА и ОС.
Гоночные подвесные моторы сейчас выпускаются в основном западногерманской фирмой «Кёниг». Увы, это единственные высококлассные подвесные моторы в мире! Руководство УИМ уже много лет обеспокоено этим положением. Наши надежды, что шведская фирма «Кресчент» и итальянская «Карнити» будут развивать серийное производство гоночных моторов, оказались напрасными. Быстро растущая популярность спортивных и туристских судов побуждает заводы заниматься производством потребительских моторов и их отдельных спортивных вариантов. Пока остается рассчитывать на Японию. Представители водно-моторной ассоциации этой страны сообщили о проводимой у них работе по организации серийного производства гоночных подвесных моторов, способных конкурировать с «Кёнигами».
Я очень надеюсь, что Федерация водно-моторного спорта СССР примет необходимые меры к тому, чтобы массовое производство гоночных подвесных моторов было налажено и у вас. Руководство УИМ со своей стороны будет радо оказать всемерную помощь любому предприятию, которое заинтересуется этим вопросом. Вместе с тем следует отметить, что в современной ситуации большие перспективы имеют международные гонки на спортивных и надувных лодках и крупные океанские ралли.
Что касается побития абсолютного рекорда скорости на воде, установленного Ли Тейлором в 1967 году (459,0 км/час) после трагической гибели Дональда Кэмпбелла, то пока у нас нет каких-либо новых сведений в этом отношении. Мне приходилось лично встречаться с Кэмпбеллом, этим выдающимся спортсменом. Он был скромным человеком, жизненной страстью которого, унаследованной от отца, было установление рекордов скорости на земле и на воде. Для читателей вашего журнала я прилагаю фотографию Дональда Кэмпбелла и президента УИМ Бюисса, которые снялись вместе со мной во время встречи в Брюсселе в 1957 году.
Как постоянный читатель журнала «Катера и яхты» я, в заключение, хочу воспользоваться случаем принести свои поздравления редакционной коллегии за высокий технический и информационный уровень издания.
Что же касается распространения его в Польше, то к сожалению, должен сказать, что за исключением отдельных специалистов из спортивных организаций журнал не получил у нас большого распространения. Я уверен, что более близкие спортивные связи, которые будут развиваться в связи с вступлением вашей Федерации в УИМ, значительно повысят интерес к водно-моторному спорту в СССР, а также и к вашему журналу, приносящему большую пользу всем водно-моторникам.
Читая сборник «Катера и яхты», я вижу, что Федерация водно- моторного спорта СССР, так же как и все клубы, объединенные Федерацией, стремятся к развитию водного туризма — этого прекрасного вида спорта. Бесчисленные реки, озера и водохранилища вашей страны особенно благоприятны для отдыха на воде. Поэтому я совершенно уверен, что водный туризм в СССР будет развиваться так же динамично, как это сейчас происходит в прочих европейских странах.
Руководство УИМ всецело будет поддерживать развитие международного туризма. Следует ожидать более частых контактов во время проведения международных туристских встреч.
Я желаю всем любителям водно-моторного спорта и туризма приятных переживаний и волнующих эмоций в предстоящих водно-моторных гонках и туристских походах.