Нашей основной массовой продукцией является лодка «ЛГН-2» в двух вариантах — с палаткой и без палатки. Как бы мы ни старались ее модернизировать, одной лодкой на всех угодить трудно, тем более, что отзывы и предложения владельцев «ЛГН» очень часто бывают прямо противоположными и взаимоисключающими. Ясно, что пришла пора запускать в производство какие-то новые лодки.
Мы можем предложить торговой сети и туристским организациям целый ряд новинок. Все эти лодки выпущены пока еще небольшими партиями, но уже прошли всесторонние испытания. Коротко представим их читателям сборника.
Двухместная лодка «Дельфин»
Длина этой остроносой (нос и корма симметричны) лодочки, удобной для гребли распашными веслами, всего 2750 мм, ширина 1250. Диаметр баллона, т. е. высота борта, 350 мм. Грузоподъемность 250 кг при весе с принадлежностями не более 17 кг.
Розничная цена 94 или 115 рублей в зависимости от применяемой ткани. Выпущено около 1200 лодок этого типа.
Своеобразна конструкция «Дельфина». «Корпус» образован двумя камерами в виде труб, концы которых соединены. При этом для создания нужной формы лодки использована разница в относительном удлинении по основе и по утку полукапрона, применяемого в качестве текстильной основы прорезиненной ткани. Внешняя половина камеры-трубы имеет поперечное расположение основы, внутренняя — продольное. Такая конструкция камер проста и технологична.
Применены жесткое вкладное днище и деревянные банки, которые пришнуровываются к специальным опорам на камерах лодки. Эти элементы служат своеобразным каркасом конструкции.
Двухместная лодка «Уфнмка»
Это своего рода новый, улучшенный в соответствии с пожеланиями основной массы рыбаков и охотников вариант «классической» овальной двухместной лодки. «Уфимка» немного больше, чем «ЛГН-2» (длина 2600 мм, ширина 1160 мм); высота борта увеличена до 300 мм; грузоподъемность повышена до 250 кг (с 200 кг), а вес лодки с принадлежностями даже уменьшился: сейчас комплект весит не более 15 кг.
Розничная цеиа «Уфимки» 100 рублей; выпущено чуть более 500 единиц.
Лодка имеет более обтекаемую, чем старая «ЛГН», форму и легче идет на веслах. Дальнейшая модификация будет иметь надувное днище; это придаст дополнительную жесткость, несколько повысит грузоподъемность и сделает «Уфимку» еще более удобной.
Одноместная лодка «Ветерок»
Новая одиночка длиннее старой «ЛГН-1», обладает хорошей маневренностью и ходкостью, устойчива и надежна на воде.
Длина «Ветерка» 2000±100 мм; ширина 970±50 мм; высота борта 280±10 мм. Вес лодки всего 6 кг при грузоподъемности 100 кг. Цена — 69 рублей.
В конструкции «Ветерка» предусмотрено применение прорезиненной ткани на основе полукапрона или хлопчатобумажной основе. Выпущено 445 одиночек этого типа в прошлые годы, план на 1972 г. — 10000.
Туристская лодка-понтон «ТЛП»
Это тот самый голубой или зеленый овальный плот, который как уже сообщалось в сборнике, можно увидеть на реке Белой. Вместимость его 7—10 человек в зависимости от количества багажа.
Длина плота 3700 мм, ширина 2400 мм, диаметр бортового баллона 410 мм. Грузоподъемность его 1000 кг при собственном весе не более 26 кг. Цена — 360 рублей.
Отметим, что «ТЛП» может быть использован и в качестве спасательного средства на судах: по объему камеры плавучести и площади «пола» он удовлетворяет действующим нормам Регистра СССР.
Из факта изготовления туристских плотов и двухместных байдарок наш Уфимский завод РТИ никакой тайны не делал. Мы не боимся заказов и не завалены ими (к сожалению). Пользуемся случаем обратиться к читателям сборника, чтобы с их помощью установить действительную потребность в лодках рассматриваемого типа.
Кроме перечисленных, в различных стадиях разработки и испытаний находится целый ряд надувных лодок других типов. Так, уже опробованы в самых тяжелых условиях эксплуатации лодки «Геолог», рассчитанные на сплав по порожистым горным рекам. При небольшом весе — всего 22 кг грузоподъемность ее составила до 400 кг. Это надежные лодки с увеличенным диаметром бортового баллона, острыми приподнятыми оконечностями.
Готовим к испытаниям малый туристский плот, меньшей, чем у «ТЛП», грузоподъемности, — на 4—6 человек. Его мы хотим сделать в какой-то мере универсальным, приспособив для плавания под «Прибоем»: с моторчиком плот будет проходить плесы, маневрировать. Откидной кронштейн с подмоторной доской будет такой же, как на маленькой лодке ярославского завода. Если это не слишком увеличит стоимость, сделаем и легкий съемный тент.
Наши конструкторы готовят рабочие чертежи одноместной двухметровой лодочки оригинальной формы — с острым носом и круглой кормовой частью; на ней очень удобно будет грести. В перспективе — доводка и двухместной чисто гребной лодочки для массового выпуска. Вес ее будет минимально возможным для 2,5 м длины — не более 12—14 кг. При диаметре бортового баллона 280 мм высота оконечностей составит не менее 420 мм. Хотим попробовать, если позволят производственные возможности, сделать на ней надувное дно.
В этом году мы впервые показали на ВДНХ в Москве и на соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» в Ленинграде первые образцы своих надувных мотолодок. Работу по созданию недорогой и надежной мотолодочки под моторы малой и средней мощности мы еще не можем считать законченной. Так, ни один из трех вариантов «Агидели» еще к запуску в серию не готов. После проведения ряда испытаний мы расскажем читателям сборника об уфимских надувных мотолодках отдельно.
В наших планах на перспективу не забыты и любители паруса: хотим попытаться создать свой вариант непотопляемого швертбота.
Остается упомянуть, что разработана документация и проводится проверка в эксплуатационных условиях многих изделий спортивно-туристского назначения. В их числе, например:
- надувные двухметровые цилиндрические баллоны (грузоподъемность 35 кг) для сборки из них плотиков, катамаранов и т. п.;
- детская одноместная лодочка «Малыш»;
- охотничий костюм с надувным кругом;
- одноместная палатка-укрытие «Снежинка» для любителей подледного лова рыбы;
- детские плескательные бассейны диаметром 1,5 м.
Наш завод готов поставлять в торговую сеть аптечки для ремонта надувных лодок, чехлы для удочек и лыж, надувные сиденья для рыбаков. Вопрос о массовом выпуске всех наших новинок, естественно, должен решаться с учетом запросов потребителей и возможностей предприятия. Ну а пока, повторяем, слово за работниками торговли, за туристскими организациями.