Главный приз традиционной встречи производителей техники для водно-моторного туризма и спорта — «Золотой винт» разыграли между собой команды шести предприятий страны. По результатам трех зачетных гонок победу одержали спортсмены Пермского ПО «Моторостроитель» им. Я. М. Свердлова, на втором месте — команда авиазавода им. Ю. А. Гагарина из Комсомольска-на-Амуре, а на третьем — гонщики Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова. Таким образом, все три призовых места разыграли между собой представители авиационной промышленности. В гонках им противоборствовали судостроители Прибалтийского завода «Янтарь» и Ленинградского экспериментального завода спортивного судостроения (ЛЭЗСС). Руководство других судостроительных предприятий не нашло возможности направить свои команды на соревнования, полагая, по-видимому, что обнадеживающие результаты весенней оптовой ярмарки «Культтовары-89» избавляют от необходимости широко рекламировать свою продукцию, демонстрировать ее предельные возможности в гонках. Авиаторы же, напротив, имея традиционно лидирующую позицию в производстве товаров для отдыха на воде, не только серьезно отнеслись к участию в самих гонках, но постарались в полной мере использовать ту трибуну, которую предоставляют наши ежегодные соревнования для рекламы новой продукции, показа новинок и информации о планах отрасли.
Нет сомнений, что читателей «КиЯ» волнует прежде всего совершенствование моторной базы, от которой зависит дальнейшее развитие малого прогулочно-туристского флота и судостроения. О планах крупнейшего в этой области предприятия — Куйбышевского моторостроительного ПО им. М. В. Фрунзе рассказала представитель завода Н. Спиридонова:
«Ближайшей перспективой является повышение качества, надежности и потребительских свойств уже выпускаемых подвесных моторов — «Вихря-25» и «-30». Например, предполагается повысить моторесурс с 500 до 550 ч; снизить удельный расход топлива с 360 г/л. с.·ч до 340 для модели «Вихрь-25» и с 350 до 320 для «Вихря-30»; уменьшить минусовой допуск на максимальную мощность с 7 до 5 %; снизить уровень шума и токсичность выхлопных газов. Если сейчас в конце срока службы параметры моторов снижаются на 10 %, то в результате усовершенствования это снижение не должно превышать 5 %. «Вихри» будут комплектоваться принципиально новым и более надежным одноканальным магдино МБ-22 вместо МБ-2, блоком головок с измененной формой камеры сгорания, карбюратором с топливной ловушкой-резонатором, игольчатым подшипником в верхней головке шатуна.
Кроме того, более тонкую настройку будет иметь система выхлопа; для надежной работы мотора в морской воде будет изменена конструкция водяной помпы, а каналы системы охлаждения будут иметь стойкое покрытие. Для обеспечения безопасности водителя в аварийных ситуациях предусматривается специальный выключатель зажигания. Для запуска модели с электростартером в случае его отказа можно будет воспользоваться ручным.
Работы по совершенствованию моторов уже начаты, а серийный запуск таких «Вихрей» запланирован на 1991.
На более далекую перспективу — с запуском в серийное производство в 1995 г. — начата конструкторская проработка мотора нового поколения, получившего наименование «Вихрь-30-011». И внешне, и конструктивно он будет значительно отличаться от существующего мотора. Новую модель отличают современный дизайн,качественная поверхность корпусных деталей, которые будут изготавливаться методом литья под давлением (это также позволит уменьшить вес мотора на 2—4 кг). Полностью будет изменена подводная часть: уменьшится площадь миделевого сечения корпуса редуктора и соответственно снизится сопротивление воды, выпуск отработавших газов будет осуществляться через ступицу гребного винта. Новая конструкция подвески обеспечит более удобную регулировку угла откидки мотора от транца, более четкую его фиксацию. Крепление поддона предусматривается через резиновые амортизаторы, что резко снизит передачу вибрации на корпус судна. Полностью изменена конструкция механизма переключения реверса, кнопка «стоп» вмонтирована в рукоятке румпеля. Будет усовершенствована и конструкция двигателя...»
Планы завода обширны, но опять отодвинуты на далекий срок — это настораживает. Уже не первый год КМПО дает все новые и новые обещания, а его сегодняшняя продукция вызывает справедливые нарекания любителей, подвергается резкой критике центральной и местной печати, партийных органов и службы Госстандарта. Похоже, что туристам и спортсменам так и не дождаться мощных 40- и 60-сильных «Вихрей», которые уже много лет назад прошли испытание в наших соревнованиях.
Закрадывающиеся сомнения усугублял и тот факт, что в Клайпеде куйбышевцы уходили в гонки на обычных «Вихрях», а с достоинствами «Вихря-30-011» мы могли знакомиться только по цветной фотографии макетного образца... Очень хотелось бы верить, что сомнения не имеют под собой почвы, и мы скоро увидим работающий мотор нового поколения.
Кстати, куйбышевские моторостроители учредили весьма ценный и престижный приз абсолютному победителю в классе Т-500 — двигатель (силовую «головку») «Вихря-30». Он попал в достойные руки — неоднократного победителя соревнований мастера спорта Александра Шаламова, работника Пермского ПО «Моторостроитель».
Пермяки, выпускавшие раньше хорошо зарекомендовавшие себя «Вихри», как известно, уже несколько лет их не производят. Сейчас на заводе освоено производство мотоблоков «МБ-1» («Луч») для владельцев приусадебных участков. Но заводские конструкторы уже думают над тем, как их приспособить для нужд водномоторников. В Клайпеду они привезли образец двигателя мотоблока, сопряженный с водометным движителем. Поясним, что это четырехтактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения с рабочим объемом 360 см и номинальной мощностью 6 л. с., но его технические возможности позволяют легко довести мощность до 8—9 л. с. Двигатель имеет компактные размеры, весьма экономичен — расход топлива составляет всего 220—240 г/л.с.·ч или 2 л/ч. Словом, этот двигатель с успехом можно установить и на водоизмещающей лодке, и на яхте.
Конструкторы испытывали предлагаемую ими водометную установку на большой мотолодке «Казанка-2». С полной нагрузкой скорость судна составила около 12 км/ч. Говорить, однако, об освоении выпуска лодочного варианта «Луча» с уверенностью нельзя: несмотря на сравнительно высокую стоимость (580 руб.) мотоблок пользуется большим спросом у садоводов и огородников.
В Клайпеде мы встретились и с создателями подвесного моторчика «Салют». В стадии завершения совместные работы Московского машиностроительного объединения «Салют» с Пермским карбюраторным заводом им. М. И. Калинина по комплектации двигателя беспоплавковым карбюратором, который обеспечит более надежную работу мотора, повысит его экологическую чистоту. Золотниковые шайбы намечено заменить лепестковыми клапанами, уменьшить вес за счет новой конструкции дейдвуда.
ММПО «Салют» — практически единственное в стране предприятие, которое уже много лет работает на обеспечение техникой многочисленной армии туристов-байдарочников. Выпуск байдарок «Таймень-2» и «-3» достиг уже 20 тыс. шт. в год, но спрос на эту продукцию еще далек от удовлетворения. Многие горожане безуспешно ищут в магазинах как «Таймени», так и разборные туристские суда других типов. Поэтому в объединении взята на вооружение техническая политика расширения номенклатуры выпускаемых судов на основе широкой унификации их конструктивных элементов и технологических процессов их изготовления.
Информация об изображении![Парусное вооружение для серийных байдарок и секционной мотолодки «Романтика-2»](https://www.barque.ru/img/articles3/parusnoe_vooruzhenie_dlya_seriynyh_baydarok_i_sekcionnoy_motolodki_romantika-2_small.jpg)
Парусное вооружение для серийных байдарок и секционной мотолодки «Романтика-2»
В Клайпеде работники ММПО «Салют» впервые демонстрировали рыболовно-туристскую лодку «Мечта-1». С выпускавшейся ранее складной металлической «Мечтой» их роднит только название. В остальном новой лодке нет аналогов в отечественном прогулочном флоте. Она представляет собой класс так называемых каркасно-поддувных судов. Между мягкой обшивкой, изготовленной из искусственной кожи типа «теза» (этот материал можно встретить на фургонах «Камазов» и автомобилей «Совтрансавто»), и разборным каркасом из дюралевых труб вставляются надувные емкости, которые при наполнении их воздухом распирают обшивку изнутри, придают бортам жесткость.
![Парусное вооружение для серийных байдарок и секционной мотолодки «Романтика-2»](https://www.barque.ru/img/articles3/parusnoe_vooruzhenie_dlya_seriynyh_baydarok_i_sekcionnoy_motolodki_romantika-2_small.jpg)
Парусное вооружение для серийных байдарок и секционной мотолодки «Романтика-2»
Обводы корпуса лодки напоминают швертбот. Лодка, рассчитанная на одного человека (кстати, в ней можно свободно разместиться и вдвоем), оборудована деревянной банкой, выносными подуключинами с распашными веслами, фанерными пайолами, декой; на транец можно навешивать мотор «Салют». Длина лодки 3,1 м; ширина — 1,3 м; осадка — 0,13 м; грузоподъемность — 150 кг; вес 20—25 кг; запас плавучести — 0,5 м3. Руководитель разработки М. Ю. Долбенко уверен, что стоимость лодки не превысит 250 руб.
«Мечта-1» — это базовая модель, открывающая собой типоразмерный ряд, задуманный конструкторами. Следующей будет «Мечта-2» (L=3,90 м; В=1,35 м; D=250÷300 кг; вес — 32 кг); затем парусный швертбот — тройка «Юнга-460», который должен заменить столь редкую уже «Меву». Все эти лодки намечено освоить в серийном производстве до 1990 г. и выпускать общей серией до 5 тыс. шт. в год.
Для выполнения этой программы на заводе намечено ввести целый цех с самым современным оборудованием. Детали набора для всех типов судов будут практически одинаковы, унифицированы также материалы и технология. Правда, предстоит решить технические проблемы, которые испытываются с тканевой обшивкой. Приобретать «тезу» у ивановских текстильщиков приходится по дорогой цене (8—9 руб/пог. м), а главное, нет оборудования для соединения деталей оболочки и клеев для их ремонта в походных условиях.
В показательных заездах «салютовцы» показали еще одну свою продукцию — парусный тримаран, оборудованный из обычной байдарки и надувных поплавков.
Машиностроители из г. Тушино привезли хорошо знакомую рыбакам и туристам «Романтику-2», но оборудованную парусом из капроновой ткани и шверцами. Парусное вооружение специально предназначено для лодок этого типа и по желанию покупателя будет входить в комплект поставки судна или продаваться отдельно. Стоимость его около 100 руб.
Экспозицию легких гребных суденышек завершала металлическая охотничья складная лодка — «обласок» Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова. Эту лодку, созданную по мотивам сибирских долбленок, мы уже представляли в прошлом номере в репортаже с ярмарки. Тогда высказывалось сомнение в ее достаточной начальной остойчивости. Лодка, действительно, отличается валкостью, требуется определенный навык плавания на ней. Однако этот недостаток компенсируется хорошей ходкостью. Переходящий приз «Золотые весла», разыгрываемый среди гребных судов, завоевал представитель авиазавода им. В. П. Чкалова Е. Сенцов именно на этой лодке.
Новосибирские авиастроители в гонках на «Золотой винт» представили всю гамму выпускаемых заводом мотолодок и добились хороших результатов. Например, Ю. Панин и А. Бобров выступавшие на мотолодке «Обь-З-спорт» в классе Т-1000, первыми финишировали в трудной маршрутной гонке протяженностью 102 км по Куршскому заливу.
Для повышения скорости и экономичности одномоторных судов новосибиржцы сейчас заканчивают разработку крыльевого устройства для мотолодок семейства «Обь». Носовое крыло для удобства подхода к берегу будет разрезным и убирающимся на палубу.
Дебютировала на соревнованиях в Клайпеде и надувная мотолодка с жестким днищем — результат совместной работы завода «Ярославрезинотехника» и ЛЭЗСС, экипаж которого в составе А. Власова и А. Ярных выступил в гонках класса Т-500. Надувнушка лишь незначительно уступала лодкам с жесткой обшивкой, да и то одной из причин отставания был явно неудачный гребной винт.
Команда ленинградцев, выставившая кроме этой мотолодки уже известные «Пчелку», катер «Сигму» и буксировщик воднолыжников «Борей», выглядела разнообразной и внушительной в техническом отношении. Выделялся и внешний вид продукции ленинградцев на общем фоне.
Помимо ленинградских катеров в гонках стартовали три дальневосточных «Амура». Заслуженную победу одержали спортсмены Комсомольского-на-Амуре авиазавода им. Ю. А. Гагарина. Дальневосточники, совершенствуя свою продукцию, добились ее высокой надежности. Отстававший в прошлых встречах от винтовых «собратьев» «Амур-В» с водометной установкой в этом году составил им опасную конкуренцию: за счет более совершенной формы водовода, более эффективного ротора удалось повысить скорость катера с полной нагрузкой с 37 до 40—41 км/ч.
Обладая лучшей поворотливостью и маневренностью, «Амуры» в кольцевых гонках опережали мощные высокобортные катера ленинградцев; первыми они финишировали и в 100-километровой гонке, удачно проложив маршрут по мелкому, изобилующему травой и рыбацкими сетями заливу.
Маршрутная гонка по Куршю-марес, в которой стартовали 52 экипажа, надолго запомнится участникам соревнований. Дистанция в один круг была проложена по судовому ходу со стартом в Клайпеде и поворотом недалеко от Ниды. Однако экипажам, рискнувшим срезать путь по мелководью, вблизи сетей, делать это не возбранялось. Обстановка осложнялась и крутой волной высотой до 0,8 м. Как показал финиш, водители, отдавшие предпочтение проложенному по карте маршруту, оказались в выигрыше по сравнению с теми, кто, рискуя гребными винтами, избрал мелководье. Особый накал борьбе и зрелищность этой гонке придал общий старт от берега — водители по стартовой ракете должны были 100 м пробежать до береговой линии. Финиш принимался тоже на суше, по моменту касания водителем судейского стола, до которого тоже надо было еще добежать...
Не принесли особых неожиданностей результаты кольцевых 5- и 10-мильных гонок, в которых самыми массовыми одномоторными судами остаются «Неманы-2».
В гонках на приз «Балтияс Дзинтарс» стартовали несколько судов самостоятельной постройки. Наиболее удачно из них (1 место в классе Т-500) выступил экипаж лиепайского рыбколхоза «Большевик» в составе И. Плауманиса и А. Жвагинса. А команда этого колхоза — учредителя приза — смогла занять только третье место. Приз «Балтияс Дзинтарс» увезли их лиепайские соперники из АТП-16; второе место — у команды «Техинформ» из г. Юрмала.
Как всегда, ярко и весело прошли соревнования на приз «Золотые весла», в которые заявилось 9 экипажей. Как уже упоминалось, абсолютная победа одержана на лодке-обласке авиазавода им. В. П. Чкалова. Среди гребно-моторных судов победу одержала команда Тушинского машиностроительного завода на «Романтике-2», на третьем месте — команда ММПО «Салют».
Неудачно вписавшиеся в общий календарь соревнований спортивных судов гонки на приз «КиЯ» на этот раз были малопредставительными. В борьбе за приз «Спорт» участвовали только три команды: Москвы, Калининграда и Клайпеды. В таком порядке они и выстроились в таблице итоговых результатов. Команда опытных спортсменов Москвы без особого труда завоевала этот приз.