В последнее время в печати появляются публикации, рассказывающие о неудовлетворительном положении дел в красивом и увлекательном виде спорта — крейсерских плаваниях на парусных яхтах. Можно вспомнить выступления Ю. Пильчина «Эскадра ищет курс» («Правда» 22.09.86), В. Шмыгановского «Готовь парус зимой» («Известия» 28.03.88) и другие.
Хорошие, правильные статьи. Но, похоже, их авторы забывают о существовании достаточно большого количества крейсерских яхт, находящихся в пользовании небольших водноспортивных секций предприятий и являющихся личной собственностью граждан.
Количество таких яхт (как выпускаемых промышленностью, так и самостоятельной постройки! только в Москве составляет по нашим оценкам, несколько сотен. Весь этот большой, постоянно растущий флот совершенно неорганизован и территориально разбросан по различным базам, ведомственным стоянкам, водноспортивным станциям... Почти все такие яхты находятся там «на птичьих правах», в любой момент их владельцев могут оттуда выгнать.
Такое положение с водными видами отдыха сложилось в семидесятые годы, когда появились известные запреты и ограничения на эксплуатацию маломерных моторных судов. Обоснованность этих ограничений сейчас все чаще ставится под сомнение. И уж совсем нелепым является распространение их на парусные яхты, которые хотя и имеют вспомогательные двигатели, но мощность их минимальна и используются они, как правило, лишь в аварийных ситуациях или при проходе через шлюзы и каналы, где движение разрешено только под мотором.
В то же время такие ограничения не распространяются на яхты, которые принадлежат спортивным организациям. Они регистрируются как спортивные суда в Спортсудорегистре СССР, а остальные — в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Но вот в чем нелепость. ГИМС регистрирует их не как яхты, а как гребные суда, если на яхтах нет двигателя, или как моторные, если он имеется. Вот почему они автоматически попадают под действие запретов, действующих для моторных судов.
Другим серьезным недостатком регистрации яхт в ГИМС является то, что инспекция проводит прием экзаменов на право управления судном, ориентируясь на судоводителей моторных маломерных судов. А ведь от рулевого яхты требуется прежде всего умение ходить под парусами.
При этом ГИМС, определяя разрешенные для плавания районы, практически не учитывает имеющийся у судоводителя опыт, а также мореходные качества яхты которые, как правило, значительно выше, чем у подавляющего большинства поступающих в продажу мотолодок и катеров Так, по существующим правилам, любым судам, зарегистрированным в ГИМС, не разрешается удаляться от берега более чем на 5 км. Такое ограничение может быть целесообразным при выходе, например, в Ладожское озеро на разборном швертботе «Мева» или на байдарке под парусом, но вряд ли является обоснованным для достаточно опытного экипажа, управляющего яхтой «Ассоль» или «Нева». На яхтах таких размеров зарубежные яхтсмены неоднократно пересекали океаны.
Для того, чтобы правильно провести квалификацию судоводителя яхты и оценить её мореходные качества, необходимы специалисты, имеющие опыт крейсерских плаваний, способные оценить индивидуальные возможности каждого судоводителя и многое другое, с чем успешно справляется Федерация парусного спорта (ФПС) и Спортсудорегистр СССР. К сожалению, ГИМС не связана в этом отношении с ФПС и Спортсудорегистром.
Правда, и сама Федерация не уделяет внимания владельцам яхт (а ими могут быть и коллективы предприятий!, преследующих не только спортивные цепи, но и просто задачи здорового отдыха на воде. Перед Федерациями парусного спорта СССР и г. Москвы уже не раз поднимался вопрос о создании ассоциации малых крейсерских яхт, которая смогла бы взять на себя решение всех организационных проблем, тормозящих развитие парусного крейсерского флота независимо от места его базирования и принадлежности. В ответе ФПС СССР № 07/4 от 20 ноября 1987 г. сказано, что Спортсудорегистр СССР не имеет возможности регистрировать яхты, находящиеся в личной собственности граждан. Владельцам яхт предлагалось создавать кооперативные стоянки по аналогии со стоянками владельцев автомобилей, что позволит осуществлять регистрацию яхт федерациями городов и областей, организовывать обучение судоводителей яхт и получение «прав», проводить оформление дальних плаваний, а затем уже создать и ассоциацию яхт микрокласса.
На наш взгляд, такой путь не перспективен. Во-первых, создание стоянок потребует немало времени, а проблемы, которые призвана решать предлагаемая ассоциация, имеются уже сейчас и их надо решать. Во-вторых, для того, чтобы создавать такие кооперативные стоянки, необходимо организовать желающих вступить в них, а это и является одной из основных задач предлагаемой ассоциации.
Возможно, имеются и другие пути решения затронутых проблем. Однако а любом случае для начала необходима организация, заинтересованная в развитии крейсерских плаваний на парусных яхтах независимо от их принадлежности.
Некоторые шаги в организации индивидуальных владельцев яхт, насколько нам известно, предприняты в Киеве и Ленинграде. Для Москвы создание ассоциации имеет, пожалуй, большее значение, так как все «неорганизованные» яхты разбросаны на очень большой территории — в Московской и Калининской областях