Система зажигания
В моторе «Вихрь» применено маховичное магдино МГ-101, расположенное под вращающимся маховиком. Магдино находится в магнитном поле маховика. На моторах, выпущенных до июля 1967 г., маховик имел шесть постоянных магнитов — четыре для обеспечения нормальной работы системы зажигания и два для электрозапуска в моделях с электростартером. Поскольку модель мотора «Вихрь-20» не оборудована системой электрозапуска, два дополнительных постоянных магнита сейчас не устанавливаются. Система с 4 магнитами дает устойчивую искру с 200—250 об/мин при запуске и надежно работает во всем рабочем диапазоне оборотов двигателя.
Первичная катушка имеет 210±7 витков провода сечением 0,93/1,02, Применены две мотоциклетные высоковольтные выносные катушки (ИЖ-56 сб 39), конденсаторы емкостью по 0,3 мкф и свечи типа СИ-12,
Все детали системы зажигания тщательно проверялись различными лабораторными испытаниями, многократными испытаниями моторов на стендах и непосредственно в эксплуатации. Поэтому заменять эти детали на другие не рекомендуем, так как это может привести к ухудшению запуска мотора, пригоранию контактов прерывателя и т. п.
Для обеспечения надежности работы зажигания под подушкой прерывателя и на рабочей поверхности кулачка маховика всегда должна быть смазка. При этом нужно использовать тугоплавкие, термостойкие смазки ЦИАТИМ-201 или 221, УТВ или графитовую смазку НК-50. Применение других типов смазки нежелательно, так как при небольшом нагреве деталей на работающем двигателе смазка стекает, замасливая контакты и магниты, сухое трение увеличивает истирание подушки прерывателя, зазор в прерывателях уменьшается, зажигание становится слишком ранним, приводит к хлопкам в карбюраторе и перегреву двигателя, а при обильном подсосе на запуске может вызвать воспламенение смеси в моторе.
Нормальное опережение зажигания можно обеспечить только при правильной величине зазора в прерывателях (0,3÷0,4 мм), так что необходимо постоянно следить, чтобы зазор не уменьшался.
Большое значение имеет состояние свечей. Следует своевременно очищать электроды от нагара и обеспечивать зазор между ними в пределах 0,5—0,6 мм. Можно применять чехословацкие свечи PAL-7.
Проверять исправность конденсатора рекомендуем способом, описанным в сборнике №14.
В случае поломки или истирания текстолитовой подушки прерывателя ее легко изготовить самому по прилагаемому эскизу и затем приклепать к пружине (рис. 1). Заменяя подушку или прерыватель, нужно очень аккуратно устанавливать маховик, располагая шпоночный паз на коленчатом валу между конденсаторами, иначе кулачок маховика заденет подушку прерывателя и сломает или надломит ее (рис. 2).
Коленчатый вал и его детали
Узел коленчатого вала со всеми деталями представлен на рис. 3 Против каждой детали имеется чертежный номер. В случае необходимости можно обратиться в Посылторг или магазин с конкретным указанием номера требуемой детали.
При переборке узла коленчатого вала в картере необходимо смазать и заполнить полость верхнего шарикоподшипника 60205 тугоплавкой смазкой ЦИАТИМ-201 или 221, которая обеспечит надежную смазку до следующей переборки двигателя.
Иногда у ранее выпущенных моторов обнаруживается постукивание на малых оборотах и увеличенный осевой люфт коленчатого вала вместе с маховиком. Это указывает на необходимость подтянуть стяжной болт коленчатого вала, что можно сделать без полной разборки двигателя. Надежно закрепив на подставке мотор, снимите стартер, провода со свечей, блох головок, привод воздушной заслонки, глушитель и верхний цилиндр. Затем аккуратно расшплинтуйте щеку коленчатого вала и подтяните болт специальным ключом (рис. 4). Болт затянется правильно при усилии на ключе 8—9 кг. Через отверстие в щеке просверлите отверстие в головке болта для шплинта, так как старое отверстие при подтягивании смещается. Отверстие делается сверлом диаметром 3,0—3,2 мм в зависимости от диаметра отверстия в щеке, которое используется для направления сверла (это отверстие рассверливать не нужно). Следует тщательно предохранять все внутренние открытые полости двигателя от попадания стружки. Старый шплинт применять нельзя, нужно ставить новый диаметром 3,0 мм и длиной 50 мм по ГОСТ 397—64.
Доработка под дистанционное управление
С января 1968 г. подвесные лодочные моторы «Вихрь» оборудуются для подключения дистанционного управления, применяемого на лодках «Прогресс», «Казанка-М» и «Ока» (продается только вместе с лодкой).
Для установки на указанные лодки мотора «Вихрь», выпущенного до января 1968 г., нужно произвести небольшую доработку некоторых его узлов. В передней ручке для переноски двигателя просверлите два сквозных отверстия диаметром 6,5 мм (рис. 5). Через эти отверстия болтами крепится кронштейн, на котором имеется рычаг переключения реверса и тяги для подсоединения рулевых тросов.
Привод воздушной заслонки карбюратора следует удлинить на 20 мм, наварив или напаяв хвостовик и просверлив в нем отверстие диаметром 3 мм. Ось отверстия расположите в одной плоскости с заклепкой шестерни (рис. 6). Затем на переделанный привод заслонки закрепите штифтом качалку дистанционного управления газом.
И последняя операция. Просверлив в двух местах поддон, винтами М6 закрепите на нем пластину размерами 80X30 мм. Пластина должна располагаться внизу под поддоном. Особой точности при установке пластины не требуется. Важно, чтобы винты были как следует завернуты и надежно законтрены пружинными шайбами. Резьбу рекомендуется закернить (рис. 7).
Теперь дистанционное управление можно легко присоединить к мотору с помощью крепежа, входящего в комплект лодки.
Одновременно хочу сообщить, что дистанционное управление выпускается только заводами-изготовителями лодок, моторостроительные заводы его не производят.
За последнее время в конструкцию мотора внесен ряд изменений, облегчающих управление «Вихрем» и повышающих его надежность. Введена фиксация нейтрального положения реверса, изменена конфигурация задней ручки для переноски мотора.
Значительно увеличена жесткость защелки заднего хода за счет применения цельносварной стальной конструкции вместо алюминиевой.
В моторах, выпускаемых с февраля 1967 г. изменена геометрия поршня по образующей и увеличен зазор в поршневых канавках, что исключило залегание (пригорание) поршневых колец.
Следует отметить, что отдельные владельцы моторов эксплуатируют их на топливе с повышенным количеством масла, что увеличивает отложение нагара во внутренних полостях двигателя.
В ответ на многочисленные пожелания оборудовать мотор электрозапуском хочу сообщить, что применение династартеров любых марок себя не оправдало из-за малой их мощности, чрезвычайной громоздкости конструкции и необходимости применять аккумуляторы емкостью не менее 80 а/часов.
Пользуюсь возможностью передать благодарность конструкторов энтузиастам водного туризма и спорта за советы и рекомендации по улучшению конструкции «Вихря».