Однажды я беседовал со старым судовым механиком, который много лет служил на катерах в северных районах нашей страны. Разговор шел об уходе за двигателем зимой, о том, как подготовка двигателя к зиме влияет на его долговечность. Было интересно услышать, что двигатели, как и люди, стареют по-разному, что физический возраст двигателей определяется не только временем, проработанным под нагрузкой, но и состоянием, в котором находится двигатель в любой данный момент, в том числе и зимой, в период бездействия. Именно зимой, когда двигатель сравнительно долго пребывает в покое, возможна коррозия некоторых его частей, разрыв различных полостей при «размораживании», Отсырение проводки с последующим замыканием и другие неприятности. Избежать их можно путем консервации, которая позволяет хранить двигатель долгое время, но требует весьма трудоемких работ.
При подготовке двигателя к зиме придется разбирать кое-какие узлы, хотя это и нежелательно, ибо всякая разборка сопровождается нарушениями пригонки приработанных деталей. Недаром многие механики утверждают, что если после истечения гарантийного срока двигатель работает хорошо, то не следует спешить с профилактическим ремонтом, так как это экономически не выгодно, а иногда даже вредно. Поэтому можно не снимать на зиму мотор с катера, нужно только принять некоторые меры предосторожности, чтобы предохранить некоторые узлы от влаги.
Освободите катер от лишнего имущества. Проследите, чтобы в корпусе не оставалось сырой одежды, повышающей влажность корпуса, а также промасленных тряпок, которые могут самовозгораться. Место на берегу подготовьте так, чтобы кильблоки обеспечивали стоянку без крена, с небольшим дифферентом на корму, для стока остатков воды внутри корпуса.
Подняв катер из воды и установив его на кильблоки, откройте приемный кингстон системы охлаждения. Спустите воду из двигателя, холодильника и других систем. Разъедините трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения и отогните их так, чтобы разъем оказался в самой низшей точке, что необходимо для стока остатков воды и возможного конденсата.
Если в системе охлаждения имеется участок трубопровода, из которого невозможен свободный сток воды (например, колено трубопровода), то в его самой низшей точке нужно устроить спускную пробку. Можно использовать высокую гайку, а вместо пробки — обрезок болта с резьбой до его головки. Гайку приварите в низшей точке колена трубопровода, предварительно просверлив там отверстие. Пробка заворачивается с прокладкой из паронита, клингерита или свинца. Конец болта не должен выступать из гайки внутрь трубопровода.
Откачайте или спустите через пробку в днище всю воду из корпуса катера, затем насухо протрите тряпкой все стенки моторного Отсека, включая потолок.
Откройте помещение моторного Отсека и запустите двигатель на средних оборотах. Пусть он работает две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечных пространств, после чего перекройте горючее. Пусть двигатель выработает горючее из карбюратора и самостоятельно остановится.
Дождитесь, когда двигатель остынет до состояния «теплый», протрите его сухой обтиркой, укройте чехлом, а затем еще раз протрите конденсат с бортов и подволока моторного отсека, чтобы помещение и двигатель были совершенно сухими, иначе в моторном Отсеке во время морозов появится иней, который способствует коррозии.
Закройте кингстон, поставьте деревянную пробку (заглушку) в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы, если таковой имеется. Это закроет доступ влаги в двигатель в ненастную погоду. Плотно закройте помещение моторного отсека, а входной люк или палубу накройте чехлом. Выполнив все эти требования, вы сможете весной без особого труда снова «оживить» ваш двигатель.
Автор неоднократно имел возможность убедиться в том, что указанные меры обеспечивают сохранность двигателя даже в условиях ленинградской зимы с повышенной влажностью воздуха и резкими колебаниями температуры от 0 до 30° С.