Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Полезные советы
  • 1969 год
  • Капитаны отвечают на вопросы про открытие навигации
Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Отвечают на вопросы конструкторы лодочных моторов
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым
Зимнее хранение лодок и подготовка их к навигации
Подготовка судна к сезону навигации
Две навигации с подвесным лодочным мотором «Привет»
ЛКВМТ накануне новой навигации 1973 года
Две навигации на крейсерско-гоночной яхте «Аврора»
Комплекс дисциплин по навигации и судовождении судном
Задача по навигации: определить направление пути яхты
Как подготовить подвесной мотор к навигации
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30»
Две навигации с подвесным мотором «Selva-30» (продолжение)
Открытие первого в мире музея исторических катеров и моторов
Весенний ремонт яхты и подготовка к навигации


Капитаны отвечают на вопросы про открытие навигации

Год: 1969. Номер журнала «Катера и Яхты»: 19
          0


Наших гостей можно было бы и не представлять — с каждым из них вы уже не раз встречались либо в открытом море, либо на туристской стоянке, либо на немыслимых порогах никому не известных рек. Будем поэтому предельно кратки:

Григорий Михайлович Новак — мастер спорта, капитан яхты «Сириус» (помните, «Поход и гонки» в №4, «Через Балтику под парусами» в №9 сборника);

Николай Степанович Яковчук — кандидат в мастера спорта, капитан и строитель катера «Ленинградец», чертежи которого были напечатаны в нашем сборнике еще в 1963 г.;

Юрий Михайлович Стадницкий — капитан «Казанки», председатель ленинградского клуба водного туризма, публикация о котором помещена в №14;

Борис Евгеньевич Синильщиков — капитан и строитель всем хорошо известного катера «Снарк» (№5 и №10 сборника);

Марк Соломонович Неймарк — командир самого маленького из представленных на встрече судов — байдарки (об одном из его походов по Карелии сообщалось в №10 сборника).

Наша встреча посвящена открытию навигации. Времени до выхода в плавание остается в обрез, поэтому мы просим капитанов прежде всего ответить на вопросы, касающиеся самого необходимого из того, что никак нельзя забывать перед отходом от берега.

Информация об изображенииТуристический катер Снарк
Туристический катер Снарк
 
Итак, вопрос первый: без чего вы не рискнули бы отправиться в поход?

Г. М. Новак: Компас, карта, секстан — без них «Сириус» не совершал ни одного плавания.

М. С. Неймарк: Без запаса резины, клея и лейкопластыря моя байдарка еще ни разу не выходила в поход.

Ю. М. Стадницкий: Без хорошего складного ножа. Это во-первых. Кроме того, комплект инструментов (запчастей) для «Москвы» — свечи, резиновые втулки, штифты, помпа. Очень нужна запасная рессора — из-за ее поломки мне как-то пришлось просидеть три дня на Финском заливе, пока товарищи не съездили за ней в Ленинград.


Н. С. Яковчук: Без запасного мотора. На моем «Ленинградце» постоянно работают две «Москвы», а третья лежит в рубке. В результате, хотя по инструкции разрешается держать мотор на полном газу не более 30 мин., я не сбрасываю обороты иногда в течение всего плавания. По той же причине считаю, что две 10-сильные «Москвы» лучше одного «Вихря» мощностью 18—20 л. с. Из запчастей нужно брать прежде всего те, которых нет в магазине: шестерни, рессору, магнето, маховик. В прошлом году, например, у меня вышли из строя магнето и торсионный вал. В магнето трется силумин по стали. В результате износа происходит перекос. Начинаешь подпиливать, ухудшается искра. В общем, у меня за время плавания на «Ленинградце» ломалось все. Случалось, что, отправляясь в поход с тремя моторами, я возвращался фактически с двумя: третий разбирался на запчасти.

Б. Е. Синильщиков: Нам на двигатель жаловаться не приходится. За семь лет эксплуатации наш «М-21», конечно, поизносился, но серьезных поломок не было ни разу. Так что из запасных частей беру обычно только бобину, конденсатор, клапаны и пружины, И кое-какой слесарный инструмент.

Г. М. Новак: Если зашел разговор о запасных частях, то хочу добавить, что и мы постоянно держим на яхте запас блоков, концов для шкотов и якоря, тросов для замены стоячего такелажа, запасной якорь, запасные грот и стаксель, куски парусины. А главный инструмент у нас парусная игла, пассатижи и свайка.

Следующий вопрос: какие спасательные принадлежности берете в дальние походы?

Г. М. Новак: Выбор у нас невелик. В продаже, кроме надувных жилетов — «пеликанок», ничего нет, да и те не всегда бывают. Но для Балтики, где по ночам и в июне температура падает до 4—5 градусов, не говоря уже о ветре и дождях, «пеликанки» далеко не лучшая одежда. Удобнее «капка» — куртка с вшитыми в нее полиэтиленовыми мешочками с капком. Она одновременно служит и телогрейкой. Но чтобы не оказаться за бортом «не по своей воле», особенно ночью или во время шторма, нужны страховочные пояса, которыми яхтсмены, находясь на палубе, пристегиваются к тому, что прочно укреплено на яхте.


М. С. Неймарк: Нас вполне устраивают надувные жилеты. Мы их не снимаем в течение всего похода.

Б. Е. Синильщиков: На «Снарке» есть и надувные жилеты, и наполненные пенопластом.

Ю. М. Стадницкий: Я тоже за надувные жилеты. Но кроме них, обязательно беру в поход надувной матрац.

Информация об изображенииКатер Ленинградец
Катер Ленинградец
 
Вопрос: минимальное содержание вашей походной аптечки.

М. С. Неймарк: Йод и бинты — это в первую очередь. Таблетки от головной боли. Берем бесалол — для желудка, — но его еще ни разу никто не принимал.

Б. Е. Синильщиков: Кроме йода и бинта, — лейкопластырь, стрептоцид, норсульфазол, термометр.

Ю. М. Стадницкий: Стерильные повязки и йод. Без этого никогда не выходим с тех пор, как из-за пустяковой царапины мне едва не ампутировали ногу. Главное, ни в коем случае не обмывать рану забортной водой, иначе обязательно начнется воспалительный процесс.

М. С. Неймарк: Всякие царапины, кстати, можно замазывать клеем БФ-2. Он на спирту, ранка дезинфицируется и быстро заживает.

Б. Е. Синильщиков: Все-таки в таких случаях лучше пользоваться лейкопластырем, особенно, если предварительно насыпать на ранку растолченный стрептоцид.

Информация об изображенииЯхта «Сириус»
Яхта «Сириус»
 
Вопрос: из чего состоит ваше обычное меню в походе?

М. С. Неймарк: На каждый день похода мы заготавливаем рационы: завтрак, обед и полдник. Рационы расфасованы по мешочкам так, чтобы на стоянке, а закусываем мы обычно на берегу, не тратить лишнего времени на приготовление пищи. Завтрак состоит из кофе или какао и каши. В полдник обычно ограничиваемся бутербродами с кофе. Обед, который готовится после того, как мы пристаем на ночлег, наиболее содержателен. Это обычно — суп, второе, компот. Иногда обедаем и на ходу — сдвигаем лодки вместе и готовим пищу на походной плитке. Большим и приятным дополнением к столу является рыба — на Вуоксе да и в других местах, где мне приходилось бывать, рыбаки наши, как правило, не приходили пустыми.


Б. Е. Синильщиков: Наш «Снарк» ходит обычно по рекам, где города или деревни встречаются часто. Поэтому запас продуктов можно всегда пополнить. В пути мы обычно покупаем хлеб, овощи. С собой берем крупу, макароны, сухие фрукты, консервы — всего килограммов 200. На завтрак готовятся каша и кофе. Обед — мы его готовим, как правило, на ходу — состоит из трех блюд. На ужин тоже делаем что-нибудь горячее.

Ю. М. Стадницкий: На «Казанку», конечно, 200 кг продуктов не возьмешь. В основном мы запасаемся консервами. Если приходится плавать в глухих местах, самое трудное — сохранить хлеб.

Б. Е. Синильщиков: Могу сообщить рецепт, хотя сам им еще и не пользовался. Положите хлеб в полиэтиленовый мешочек вместе с головкой чеснока и щепоткой риса. Рис сохраняет влагу, а чеснок отбивает запах.

Г. М. Новак: Могу порекомендовать более надежное и проверенное средство. Хлеб, прежде чем упаковывать в полиэтиленовый мешок, обмакните в спирт. Пшеничный хлеб грубого помола сохраняется тогда идеально до четырех месяцев, у батона корочка приобретает горьковатый вкус, но это, в общем, не так страшно. И еще один способ иметь в течение всего плавания мягкий хлеб к столу: запаситесь блинной мукой — из нее пекутся отличные оладьи.

Информация об изображенииВперед, к закату
Вперед, к закату
 
Вопрос: из чего состоит одежда вашего экипажа?

Г. М. Новак: Специальной одежды для яхтсменов, как, впрочем, и для всех любителей дальних плаваний, к сожалению, не существует. Приходится брать из дома все, что есть теплого: шерстяные свитеры, меховые куртки или просто ватные стеганки. Хуже всего, что нет «непромоканцев» — любой плащ в море на дожде не выдерживает и часу — вода начинает сочиться сквозь швы, внутренняя сторона одежды становится влажной. На стоянках в Гдыне, Варнемюнде с завистью смотрели мы на яркие синтетические «непромоканцы», которые там есть у каждого яхтсмена.


М. С. Неймарк: Мы шьем себе одежду из палаточной ткани — куртку и брюки. На Севере нужны еще болотные сапоги.

Ю. М. Стадницкий: Только сапоги нужно брать на два номера больше, чтобы, упав за борт, их можно было быстро сбросить. И одевать болотные сапоги можно только у берега.

Б. Е. Синильщиков: Большим недостатком болотных сапог является то, что, раз намокнув, они уже не просыхают до конца плавания. Поэтому надевать их нужно, несколько раз обернув ногу бумагой, которая будет впитывать влагу. Я еще хочу добавить, что незаменимой вещью в плавании является зюйдвестка. Она закрывает от дождя лицо, не дает стекать каплям за ворот.

Информация об изображенииНа байдарке по порогам
На байдарке по порогам
 
Вопрос: где вы предпочитаете проводить в походе ночь?

Ю. М. Стадницкий: В палатке или на лодке, но только не на ходу. Хорошо выспишься ночью — и целый день чувствуешь себя бодрым. Не говоря уже о том, что наскочить в темноте на топляк или камень ничего не стоит.

Н. С. Яковчук: В дальнем походе жалко терять время на ночные стоянки — хочется пройти побольше. А в воскресные прогулки времени и вообще нет: чтобы добраться к утренней рыбалке до хорошего места идти нужно ночью.

Ю. М. Стадницкий: Я все же никому не рекомендую ходить на «Казанке» ночью. 20 километров в час и топляк, стоящий вертикально, — это почти всегда пробитое днище.

Б. Е. Синильщиков: Ночью идем, только если нужно пересечь крупное водохранилище, — там и топляки встречаются реже. На вахте обычно стоят двое. Скорость снижаем до 10—12 километров.

Г. М. Новак: В морском плавании нет разницы между днем и ночью. Есть точка выхода и прихода. Расписание вахт у нас составляется на круглые сутки, только ночные вахты короче. В спокойной обстановке за рулем в любое время достаточно одного человека при условии, что еще один спит, не раздеваясь, чтобы при необходимости прийти на помощь рулевому.


Вопрос: как вы подходите к незнакомому берегу?

Ю. М. Стадницкий: Конечно, с открытыми глазами. Мне не страшна мель, но страшно заночевать на ней.

Н. С. Яковчук: Стараюсь по карте выбрать подходящую бухточку, а в канале — затон. Определяю направление ветра. Если дует с берега, становлюсь носом к волне на два якоря. Если берег совсем незнаком, в тихую погоду приближаюсь к нему «на ощупь»: два человека становятся по бортам и футштоками проверяют дно. На критической глубине — для меня это 40 сантиметров — выключаю моторы и продвигаюсь дальше, отталкиваясь все теми же футштоками. Если дно каменистое, останавливаюсь на глубине не меньше метра, иначе, стоит развестись волне, катер может удариться о камни. В Ладожском канале вытаскиваю корму на берег и расчаливаю ее двумя канатами. Волна от буксира разбивается о нос катера, а плоты обычно имеют осадку около метра и не подходят близко.

Ю. М. Стадницкий: Где у берега глубоко, плоты очень опасны!

Б. Е. Синильщиков: Подходя к берегу в районах водохранилищ, нужно учитывать возможное изменение уровня воды при спуске плотины. Я бы не советовал также приставать к открытому берегу, если от него до судового хода меньше 100 м. Был такой случай. Встали мы у берега, привязали швартовный конец за куст, с кормы бросили якорь. Потом все разбрелись за ягодами — хорошо я сам остался на катере. И вот прошел мимо пароход. Вода после него отхлынула от берега, и катер оказался на мели. Швартовы сорвало, якорь тоже не устоял. А в следующее мгновение волна подняла наш «Снарк» и понесла от берега.

Г. М. Новак: С нашей осадкой — 1,8 метра, — конечно, говорить о слепом подходе к незнакомому берегу не приходится. Прежде нужно изучить карту и лоцию. А при необходимости стравливаем якорь метра на три и идем, пока он не зацепит за грунт. При навальном ветре о швартовке у открытого берега нельзя и думать, нужно искать подходящую бухту.

Вопрос: чем бы вы хотели дополнить оборудование своего судна?

Ю. М. Стадницкий: Я десятый год плаваю с мотором «Москва» и, должен сказать, особых претензий к нему не имею. Хотелось бы дополнить его электрогенератором для подзарядки аккумулятора. А уж если говорить о более радикальной реконструкции, мечтаю заменить «Москву» водометом. Для мелководья, по которому мне приходится плавать, лучше ничего не придумать.

Н. С. Яковчук: Нет, я с подвесными моторами расставаться не собираюсь, но хотел бы заменить их более мощными. Надеюсь, что в скором времени на транце «Ленинградца» будет 30-сильный «Вихрь», о котором сообщалось в сборнике, а «Москву» буду возить с собой в качестве запасного мотора.

Г. М. Нова к: Радиопеленгатор, эхолот, радиотелефон и спасательный плот.

М. С. Неймарк: У нас пока еще нет настоящей туристской байдарки — их просто не выпускают — надежной, с достаточно толстой оболочкой, с фартуками, вкладными мешками. Вот о такой байдарке я и мечтаю.

И последний вопрос: какое плавание вы хотели бы совершить в ближайшем будущем?

Н. С. Яковчук: По Балтике до Риги. Маршрут может быть не очень сложный, но я по нему не ходил. Интересно будет познакомиться с местными рыбаками, осмотреть достопримечательности.

Ю. М. Стадницкий: Я готовлюсь к походу на Онежское озеро. Рядом плавал, а там не бывал.

Б. Е. Синильщиков: Экипаж «Снарка» мечтает о Белом море.

М. С. Неймарк: Дальний Восток.

Г. М. Новак: Выйти в океан.

Ну что ж, капитаны, желаем успеха в свершении задуманного. Счастливого плавания! До новых встреч!


Понравилась ли вам эта статья?
+1

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Редуктор для спортивных судов
Аварийный выключатель зажигания для гоночного мотора
Весенний ремонт — шпаклевка для деревянной лодки
Готовим лодочный мотор к эксплуатации
Как восстановить обшивку надувной лодки?
Как окрасить и защитить от коррозии дуралюминовые корпуса?
Как покрыть корпус бакелитовым лаком?
Полезные мелочи для яхтсменов
Усовершенствования примуса «Туристический»
Устраняем дефект магнето МЛ-10
Крепление гребного винта мотора «Вихрь»
Консультации: цилиндр на «Ветерке» и зазор на клапанах «Л-3»
Самодельный резино-металлический подшипник
Техника фигурного катания на водных лыжах
Учимся правильно швартоваться

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Капитаны отвечают на вопросы про открытие навигации

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Шхерные плавания на моторных судах
Тележка для перевозки разборной байдарки
Плавучий кранец для швартовки на сваю
Список материалов и снаряжения на случай аварии
Улучшение эксплуатационных качеств мотора «Москва»
Хранение мотора «Вихрь» на транце лодки «Прогресс»
Модернизация подвесного мотора «Стрела»
Техника фигурного катания на водных лыжах (часть вторая)
За бортом человек, не умеющий плавать!
Использование паруса на мотолодке «Казанка»
Импульсная лампа-отмашка
Полезные мелочи для яхтсменов (вторая часть)
Консультирует конструктор владельцев мотора «Вихрь»
Как уравновесить реактивный момент у мотора «Вихрь»
Автомобильные отопители для малых катеров


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 43 + 18 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории