Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Консультации
  • Техника плавания
  • 1986 год
  • Задача по навигации: определить направление пути яхты
Краткое оглавление
Вопросы: Ответы:


Подкатегории раздела
Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Определить истинное направление пути
Весенний ремонт яхты и подготовка к навигации
Две навигации на крейсерско-гоночной яхте «Аврора»
Навигационные спутниковые системы и яхты
Путешествие яхты «Рица» за нулевой меридиан
Капитан В. М. Шевцов в пути на яхте «Пионер»
Первая навигация яхты «Анастасия»
Зимнее хранение лодок и подготовка их к навигации
Яхта «Янтарь» из крейсерской яхты класса «Дракон»
Капитаны отвечают на вопросы про открытие навигации
Подготовка судна к сезону навигации
Две навигации с подвесным лодочным мотором «Привет»
ЛКВМТ накануне новой навигации 1973 года
Открытие навигации на Черном море Георгием Семеновым


Задача по навигации: определить направление пути яхты

Год: 1986. Номер журнала «Катера и Яхты»: 123
          0


В редакцию продолжают поступать письма с просьбой публиковать материалы по навигации, морской практике, лоции и другие относящиеся к морю плаванию.

По просьбе редакции капитан дальнего плавания, яхтенный капитан, доцент кафедры судовождения Вадим Владимирович Чудов составил шесть задач. Первую — по навигации — мы предлагаем читателю в этом номере.



Уже который день идем на яхте. Благодатна тишина морского простора. Ровный свежий ветерок наполняет паруса. Волна накатывается от далекого в дымке берега, не успев еще разгуляться.

Настроение у всех приподнятое, радостное. Готовились к походу загодя, тщательно. Нашли время для уничтожения и определения остаточной девиации. Таблица получилась хорошая, с очень малыми отклонениями.

Правда не сразу, но все-таки приспособились брать на качке надежные пеленги. Сначала не получалось, капитан ворчал, заставляя пеленговать снова и снова. Впрочем, нам не было стыдно за нашу неумелость, потому что даже у профессионалов навыки точного пеленгования на малых судах да еще при качке приобретались не сразу. Но оправдывать свое неумение перед капитаном не положено. Таков неписанный закон.

На курсе уже долгое время, но как назло, ни одного маяка или знака, обозначенных на карте, не видно. Они должны открыться, по нашим расчетам, намного позже. А пока на фоне недалекого берега хорошо виден только освещенный солнцем светло-желтый домик, ярко-зеленая рощица, два отдельно стоящих высоких дерева. На карте они, к сожалению, не показаны. А как хотелось бы определиться по берегу.

Течения даже в открытом море, как известно, бывают значительными. Только как определишь их направление и скорость, если они не показаны на карте, как учтешь их при прокладке?... Честно говоря, дрейф хоть и учитывали, но очень часто принимали, к сожалению, не таким, каким он был фактически. Эго выяснялось при последующих определениях. Значит и путь, прочерченный прямой линией после последней обсервации, проложен нами, вероятно, с ошибкой. Без учета фактического сноса. Может быть, даже с большой ошибкой.


...И ни одного ориентира, за который можно было бы «зацепиться», чтобы войти в пролив.

Капитан вопросительно посматривал на рулевых, которые виновато вглядывались в медленно проплывающий вдали берег.

— Будь глубины поменьше, измерили бы ручным лотом...

— 8от если бы на карте была показана высота горы...

— Если бы можно было определить расстояние до берега и...

Мечтательные рассуждения прервал голос капитана: «Делайте то, что нужно, и не теряйте времени на фантазии. Нам сейчас важно знать, как мы шли!»

Вопросы:


1. Можно ли определить обсервованно фактическое направление пути яхты в тех условиях, которые были?

2. Если вы считаете, что можно, то какими способами, исключая, разумеется, астрономические.

Ответы ниже













Ответы:


Яхта шла, практически не изменяя курса и скорости. На этом пути можно через произвольно выбранные интервалы времени взять три пеленга одного и того же ориентира (например, светло-желтого домика на берегу). Ориентир, который пеленгуем, на карте может быть и не нанесен. Важно только, чтобы во время взятия всех трех пеленгов он был неподвижен относительно земли.

Отрезки пути, которые проходила яхта между моментами взятия пеленгов, пропорциональны времени t1 и t2, прошедшему между пеленгами.

Исходя из этого, найти направление истинного пути яхты ПУС, которая шла под влиянием неизвестного (иногда значительного) течения и имела, кроме того, ветровой дрейф, можно двумя способами.

Информация об изображенииСхема 1
Схема 1
 
1. В любом удобном масштабе (схема 1) на первом I пеленге из точки Д (домик) отложим отрезки, пропорциональные времени между моментами третьего III и второго II пеленгов (ДА) и времени между моментами второго II и первого I пеленгов (А Б).

Из точки А проведем прямую, параллельную III пеленгу до пересечения со II пеленгом (точка В).


Если провести теперь прямую через точки Б и В до пересечения с линией III пеленга в точке Г, — получим истинное направление пути, которым шла яхта, имеющая дрейф и сносимая, кроме того, течением, скорость и направление которого нам не были известны.

При любом другом направлении пути условие пропорциональности величии отрезков пути (БВ, ВГ) пройденному между пеленгами времени выполняться не будет. В этом легко убедиться, проведя линии пути других направлений.

Информация об изображенииСхема 2
Схема 2
 
2. Направление истинного пути (ПУс) можно получить также, отложив в произвольном удобном масштабе отрезки, пропорциональные времени t1 и t2, между взятием пеленгов на линии счислимого пути яхты, проведенной на карте (схема 2).

Так отрезки ЕЖ и ЖЗ пропорциональны t1 и t2.

Из точек Е и З проведем прямые, параллельные II пеленгу до пересечения их с I (точка И) и III (точка К) пеленгами. Тогда прямая И К будет направлением истинного пути яхты (ПУС) на неизвестном течении, при ветровом дрейфе.

Какой из способов удобнее, предоставляется решать тому, кто производит определение направления фактического (истинного) пути яхты.

При любом способе построения должно выполняться условие


Уточнить счислимый путь яхты на карте можно, проведя направление найденного истинного пути ПУС от обсервованной точки.

При пеленговании желательно чтобы углы между пеленгами были не менее 20°.

Ошибки в учете девиации компаса и магнитного склонения, если они есть, дадут соответствующую ошибку в полученном ПУС.

Однако в данном способе ошибка в поправке компаса не приводит к ошибке в определяемом угле сноса.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Полезные мелочи: чашка, шуруп, скоба, якорь, примус, кранец...
Ответы на письма: проверка знаний, прав ли инспектор ГИМС
Изготовление корпуса из стеклопластика без матриц
Несколько советов судостроителю-любителю
Транцевый интерцептор для лодки своими руками
Магнитоимпульсный анеморумбометр
Из опыта эксплуатации моторов «Салют» и «Спутник»
Причины и устранение попадания воды в цилиндры двигателя
Как продлить жизнь аккумулятора?
Зажигание, крышка картера и демпфер винта мотора «Ветерок-12»
Работа на трапеции на гоночном швертботе класса «470»
Элемент виндсерфинга — поворот через фордевинд или «утка»
Советы по закручиванию латунных шурупов
Полезные мелочи: люк с комингсом, столик с ящиком, мини-трап...
Консультации по моторам «Москва», «Ветерок», «Нептун», «Салют»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Задача по навигации: определить направление пути яхты

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Юридическая консультация редакции «КиЯ»
Столкновение судна «Товарищ» с итальянским пароходом «Алькантара»
Трапеция для снятия нагрузки с виндсерфингиста
Советы яхтсмену-гонщику: бакштаг, стоячий такелаж, спинакер-гик...
Испытания гребно-моторной лодки «Пелла-фиорд»
Зажим для рулевой колонки
Консультации по подвесным моторам «Стрела» и «Москва»
Юридическая служба: Госстрах заключает договор
Тент для мотолодки «Прогресс-2»
Пробник для проверки свечей «Тест»
Математика для оценки надежности узлов
Заблаговременная подготовка безопасного плавания
Как снять яхту с мели?
Оснастка для ловли рыбы с катера
Способы рифления паруса на виндсерфере


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 23 + 38 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории