Экономия топлива, которую можно получить, установив на мотолодку или катер интерцепторы (см. «КиЯ» №106, №111, №114), побудила многих наших читателей искать эти немудреные приспособления, цена которым 6 рублей, в торговой сети. К сожалению, их поиски до сего дня остаются тщетными: промышленность, судя по всему, осваивать интерцепторы в серийном производстве не торопится. В редакции уже появились сообщения об испытаниях лодок с интерцепторами, изготовленными самостоятельно.
Например, ленинградец Н. Звендинов установил самодельные интерцепторы на мотолодку «Москва-2». Как показал опыт эксплуатации лодки в течение навигации, ее скорость при использовании интерцепторов возросла в среднем на 3 км/ч, расход горючего на 100 км пути снизился примерно на 10%.
Звендинов прислал в редакцию эскизы интерцепторов, пользуясь которыми их могут изготовить и другие владельцы мотолодок. Естественно, придется изменить длину интерцепторов соответственно ширине днища по транцу и учесть, что кромка интерцептора не должна выступать ниже днища более, чем на 1% ширины по скуле у транца. Например, для мотолодки «Москва-2» эта величина составляет 17 мм, для «Нептуна-3» — 14 мм, для «Крыма-3» — 15 мм. Но это предельные значения, а оптимальные следует уточнить испытаниями лодки при нескольких вариантах загрузки мотолодки (имеется в виду водоизмещение и относительная центровка — положение общего центра тяжести от транца). Стоит потратить день на несколько пробегов лодки с разной нагрузкой и положением интерцепторов на мерной линии, чтобы в дальнейшем быть уверенным в положительном эффекте их использования.
Напомним, что интерцепторы обеспечат заметный рост скорости и сокращение расхода горючего лишь для судов, которые эксплуатируются в режиме близ «горба» на кривой сопротивления. При правильно подобранном гребном винте такие лодки идут с чрезмерным дифферентом на корму и перераспределение нагрузки (перенос основных тяжестей в нос) не дает нужного эффекта перехода в чистое глиссирование. На лодках с явно носовой центровкой и таких как «Прогресс» или «Крым» интерцепторы не нужны. Материал для изготовления интерцепторов должен быть стойким к коррозии. Лучше всего пластины сделать из алюминиево-магниевого сплава, а крепеж из нержавеющей стали.